Школьный курс истории играет большую роль в духовном развитии школьников. В то же время современные образовательные технологии, позволяют повысить удельный вес самостоятельной творческой познавательной деятельности учащихся, что способствует лучшему усвоению материала, создают условия для свободного изучения вопросов истории не только по школьной программе, но и вне ее, а так же усовершенствовать навыки работы с компьютером. Словом, способствует применению компетентностного, а не знаниевого подхода в изучении учебных дисциплин.
Во многом решению дидактических задач способствуют интеграция истории с ИКТ, т. к. позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников, дифференцировать обучение, применять коллективные формы работы, совершенствовать формы взаимодействия учеников и учителя.
Использование интегрированных уроков требует от учителя творческого гибкого подхода в организации учебного процесса, владения информационной техникой, однако, требует немалой подготовительной работы. В то же время интеграция позволяет формировать у учеников более целостное мировоззрение на основе использования межпредметных связей, делает процесс обучения более интересным, насыщенным. Этим обусловлен выбор интеграции предметов при изучении данной темы.
Цель: сформировать у учащихся представление об обществе массового потребления; способствовать развитию умения учащихся получать информацию из различных источников, анализировать ее, структурировать и переводить в другие виды представления информации.
Задачи:
- Дать знания о причинах возникновения «государства благоденствия», его основных чертах.
- Развитие умения работать с различными видами информации.
- Развитие навыка коллективной деятельности.
Форма урока: урок-исследование (изучение учебного материала происходит в группах).
Оборудование:
- Компьютеры с выходом в Internet.
- Интерактивная доска (для работы с таблицами).
- Карточки с заданиями и адресами необходимых сайтов в Internet.
Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям организовать работу в команде для получения необходимой информации и грамотно ее представить: учитель истории консультирует и направляет работу учеников по истории, учитель информатики – по использованию ресурсов Интернета и в работе со стандартными программами: Power Point и Word.
Данную форму урока целесообразно применять в сильном классе для работы по изучению новой темы, предварительно ученикам дается домашнее задание ознакомиться с соответствующим параграфом учебника; в менее подготовленном классе этот урок лучше использовать для закрепления знаний.
Ход урока
1. Разделение класса на группы (по принципу «от лидера»), раздача карточек с заданиями и указанием адресов необходимых сайтов в Интернете, постановка задач (5 мин.). Для экономии времени составить группы можно заранее.
a) политологи: определяют главные политические проблемы, их влияние на формирование «общества потребления»;
b) социологи: определяют социальные особенности «общества потребления»;
c) экономисты: определяют экономические особенности «государства благоденствия»;
d) аналитики: на основе приведенных данных составляют диаграммы и делают по ним вывод;
e) эксперты: делают выводы, обобщая результаты, работают над составлением теста и словаря.
2. Итоги исследования группы оформляют в виде таблицы, заполняя соответствующий столбец (20 мин.). Последний столбец заполняется совместно после выступления «экспертов». Если учитель и ученики имеют опыт работы с интерактивной доской, то таблицу можно выполнять в интерактивном варианте, если такой возможности нет, то можно подготовить матрицы таблицы для каждой группы. Если класс владеет технологией создание презентаций (работа с приложением PowerPoint), то на 2 этапе урока можно дать задание о подготовке презентации (1-3 слайда) вместо таблицы. Для экономии времени на данном уроке презентация была выполнена заранее группой учеников по заданию учителя. Прогнозируемый результат работы может выглядеть следующим образом.
Табличный вариант.
Осуществление политики «государства благоденствия» в странах Западной Европы
Новые явления в политической жизни | Новые социальные явления | Тенденции в развитии экономики | Негативные черты |
1. Среди населения вырос авторитет Советского Союза.
2. Рост популярности коммунистических и социалистических идей. 3. Лидерами левого движения стали социалисты и социал-демократы (концепция демократического социализма и «государства благоденствия»). 4. Консерваторы поддерживали демократические принципы жизни общества, но подчеркивали важность традиций. 5. Усиление роли государства в жизни общества. 6. Реформы - главный способ деятельности правительства. |
1. Укрепление позиций среднего класса как опоры
государства.
2. Улучшение бытовых условий. 3. Развитие системы социального страхования. 4. Снизился разрыв в доходах различных социальных слоев. 5. Снижение социальной напряженности. |
1. Мощный экономический подъем 50-60-х гг.
2. Государство регулировало экономику через государственные расходы, налоги, установление банковского процента. 3. Развитие массового производства товаров народного потребления. 4. Увеличение заработной платы. 5. Развитие сферы услуг. 6. Развитие рекламы. |
1. Рост бюрократического чиновничьего аппарата.
2. Недовольство предпринимателей ростом налогов. 3. Рост инфляции. 4. Появление слоя «новых бедных». |
Проект-презентация (приложение 1 - презентация к уроку).
Вывод. В эпоху «холодной войны» страны Запада пытались доказать, что усовершенствовать капиталистическое общество можно в условиях демократии с помощью реформ, а не революций.
3. Доклад о результатах работы. Выступление экспертов. (10 мин).
4. Рефлексия - просмотр презентации (5 мин.).
5. Повторение - решение теста. Тестирование на 5 этапе урока можно провести путем голосования, для этого учитель предварительно подготавливает оборудование. (3 мин.).
6. Подведение итогов урока, оценка работы (2 мин.).
Приложение 2. Карточки с заданиями.
Задания 1 группы
1. Определите, какие политические проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) экономическое развитие; б) социальное развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 2 группы
1. Определите, какие социальные проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) экономическое развитие; б) политическое развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 3 группы
1. Определите, какие экономические проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) социальное развитие; б) политическое развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 4 группы
На основе следующих данных составьте диаграммы, сделайте выводы.
1. Среднегодовые темпы экономического роста стран Запада за 1948-1963гг.:
Франция - 4,6%
ФРГ - 7,6%
Италия - 6%
Голландия - 4,7%
Великобритания - 2,5%
2. Потребительские расходы от личных доходов в 1970г.
французов | англичан | |
- на питание | 25,6% | 20,7% |
- на услуги | 35,5% | 39% |
3. В 1970г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось
636 автомобилей
769 телевизоров
844 холодильника
4. Государственные расходы на социальное страхование в Англии составили в 1962г. 5% валового национального продукта, в 1974г. свыше 16%.
Задания 5 группы
1. Составьте терминологический словарь следующих понятий: "государство благоденствия", государственное регулирование экономики, теория Кейнса (теория эффективного спроса), социальное страхование, «новые бедные», средний класс.
2. Составьте тест из 3-х вопросов, отражающих суть понятия «общество потребления», его хронологические рамки, характерные черты.
3. Сформулируйте выводы по теме урока.
Приложение 3: ресурсы, рекомендуемые учащимся для работы.
www.histori.rin.ru
www.chronologia.org
www.lesson-histori.narod.ru
www.ru.wikipedia.org
www.enc.mail.ru
www.hist.ru
www.ont.by
www.katalog.iot.ru
www.krugosvet.ru