ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- выяснить, какие факторы определили своеобразие развития России;
- как повлияли на развитие российской цивилизации ее природные, геополитические особенности;
- как отразилось на судьбе российской цивилизации принятие христианства восточного образца, какие духовные ценности формировались под влиянием православия;
- рассмотреть многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе, каковы позиции исследователей по вопросу о цивилизационной принадлежности России;
- каковы основные черты национального русского характера, особенности российского менталитета.
- сформировать у учащихся представление как о своеобразии и неповторимости развития российской цивилизации, так и о взаимосвязи и единстве современного мира;
- закрепить понятия, связанные с темой “цивилизация”: “культурно-исторические типы”, “менталитет”, “ценности” и другие.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать уважение и прививать любовь к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его традициям и культуре.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- формировать у учащихся культуру дискуссии, развивать у них мыслительные, коммуникативные способности.
Метод изучения материала: проблемный. Необходимо на уроке создать ситуацию, которая будет затрагивать познавательную и мотивационно-эмоциональные сферы, побуждать учащихся к поиску новых знаний и способов деятельности, использовать уже имеющиеся знания для ответа на сложные теоретические вопросы.
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем. Учащиеся могут задать собственные уточняющие вопросы, высказать мнение по поводу известных им фактов.
Оформление: высказывания мыслителей о месте России в мире; картины русских художников, изображающие русские пейзажи, жизнь русского человека; мультимедийная установка.
В начале урока учитель предлагает школьникам вспомнить определения понятия “цивилизация”, теорию Данилевского о локальных цивилизациях, характерные черты цивилизаций Востока и Запада.
Вводное слово учителя:
В ходе исторического развития на земном шаре формируется ограниченное количество особых историко-культурных типов или локальных цивилизаций. Россия как самобытная цивилизация формировалась на протяжении веков и прошла ряд фаз в своем развитии. В определении принадлежности России к тому или иному типу цивилизации позиции исследователей существенно расходятся. Как обозначить, определить нашу цивилизацию? Одни исследователи называют ее российской, другие - русско-православной, третьи - евразийской. “Российская цивилизация” - термин наиболее распространенный в современной исторической и философской науке.
Российская, как и другие локальные цивилизации, имеет свои особенности. Некоторые из черт российской цивилизации географически заданы, другие формировались по мере того, как она “вызревала”.
Вспомните, какие факторы влияют на формирование цивилизации.
Ответ учащихся:
- Территориальный.
- Природно-климатический.
- Этнический.
- Конфессиональный.
Учитель:
Цивилизационные признаки устойчивы и заданы объективными географическими и климатическими факторами. Приведите характерные особенности географического положения, природных условий, особенностей климата, которые повлияли на развитие Российской цивилизации.
В результате беседы с учащимися делаются следующие выводы, которые могут быть записаны в виде тезисов (учащиеся используют знания, полученные на уроках истории России).
1. Территориальный фактор.
Большая часть населения России живет на территории Восточно-Европейской равнины, что привело к открытости границ государства.
Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться, она как бы сближала и перемешивала их, помогая обмениваться производственным опытом, достижениями культуры, обычаями и традициями.
Особенность географического положения России и в удаленности от морских и океанских путей, что ставило ее в невыгодное положение по сравнению со странами Западной Европы.
Постоянная опасность нападений с востока и с запада, необходимость отвоевывать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось милитаризованным.
Пространства России повлияли и на систему управления, создав сильную централизованную власть.
2. Природно-климатический фактор (почвы, климат, ландшафт, реки, горы, леса).
Русские люди всегда жили в условиях хоть и теплого, но короткого лета, долгой, холодной зимы, поздней весны с частыми возвратами холодов. Половину территории России в течение долгих веков занимал лес. Лес защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом, он согревал, одевал, обувал. Люди расчищали лес, создавали на этих “росчистях” пашни, сажали хлебные злаки, разводили огороды.
Но вырубить лес в одиночку было невозможно, поэтому долгое время у славян сохранялась потребность работать и жить общинным хозяйством. Община была защитой, средством выживания. Здесь зародилась одна из отличительных русских черт – коллективизм.
Русь благодаря лесу испокон веков была странной деревянной, в отличие от стран Западной Европы. Русь часто горела, но быстро отстраивалась. Это создавало особый менталитет: зачем особо стараться, если все может пойти прахом?
Россия была и речной страной, что делало ее удобной для водных путей. Природа диктовала свои условия, и на юге, на черноземных землях раньше и сильнее было развито хлебопашество, а в лесных районах Волги и Оки издревле развивались лесные промыслы, рыбная ловля.
Климатические и природные условия привели к тому, что населению необходимо было прилагать большие трудовые усилия в хозяйстве, затрачивать значительно большую трудовую энергию и активность, чем людям, жившим в странах Запада для получения тех же результатов труда. Это тормозило развитие российской цивилизации по сравнению со странами Западной Европы, где был мягкий климат, теплые моря и плодородные почвы.
В то же время Россия всегда была богата природными ресурсами. Сознание того, что страна “Богата и обильна”, крепило убежденность в неистощимости этих ресурсов.
Учитель может привести высказывание философа Ивана Ильина и обсудить его вместе с учениками:
“Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания… заставила нас жить их властью и глубиной… И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться смерти. Россию одарили бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, дальний путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов”.
3. Этнический фактор (из каких этносов складывается культура).
Русский суперэтнос формировался как многонациональный. На Севере, смешиваясь с фино-уграми, на юге с тюрками у русских людей был минимум расовых (национальных) предрассудков.
Сосредоточение различных народов в составе одной страны оказало заметное влияние на хозяйственную деятельность населения, обычаи, культуру, требовало особого отношения к различным народам со стороны центральной власти. Национальная пестрота населения с одной стороны, не способствовала быстрой консолидации государства, с другой – национальные духовные и культурные влияния расширяли, углубляли и обогащали сознание российского населения, учили людей различных национальностей дружескому, уважительному отношению друг к другу.
Вместе с тем этническое разнообразие, смешение дало эффект крайностей души. “Славяне, финны, тюрки – все отложилось в русской душе”, - писал Г. Федотов.
4. Конфессиональный.
Российская цивилизация – православная. Возникшее на Западе, в недрах Римской империи, но на ее восточных окраинах, православие соединило в себе культурно-цивилизационные черты “Запада” и “Востока”. Приняв православие, российская цивилизация стала наследницей греко-римской. Эту “богоизбранность”, которую Русь ощутила, приняв идеологическую формулу “Москва – Третий Рим”, страна пронесла через все этапы своего существования. Христианство сыграло огромную роль в культурном взаимодействии. Оно способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией.
Церковь содействовала развитию хозяйства страны. Она стала высшим авторитетом по делам семейным, призывала людей к человеколюбию, терпимости. Влияла церковь и на усиление единства Руси, всегда поддерживала защитников Отечества в борьбе с многочисленными захватчиками.
Учитель может дополнить сведения ребят такими высказываниями, которые можно предложить обсудить:
Ф.М. Достоевский указывал: “…Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, значит, стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите”. А Вл. Соловьев в статье “Три силы” писал, что две силы – мусульманский Восток и католический Запад исчерпали себя. Третья сила – славянский мир, с Россией во главе даст жизнь и обновление двум первым. Какова же миссия России? “… Обязанность нравственно послужить и Востоку, и Западу, примеряя в себе обоих”.
Учитель может продемонстрировать иллюстрации из “Уроков Отечественной истории Кирилла и Мефодия до ХIХ века” (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004 год)
Учитель:
Кроме данных четырех объективных факторов, повлиявших на становление и развитие российской цивилизации можно отметить и такие условия, как периферийность, нахождение на границах между Европой и Азией и развитие на лимитрофе.
Периферийные цивилизации складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние экономических, политических, культурных и иных контактов с более развитыми цивилизациями.
Вопрос к учащимся:
Докажите, что Российская цивилизация является периферийной.
В ходе беседы с учащимися делаются следующие выводы:
Российская цивилизация является периферийной, так как она возникла на “голом месте”, у нее “под ногами” нет древности, первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Вместе с тем, она возникла на границах других цивилизаций, которые оказали на нее влияние.
Учитель:
Любая локальная цивилизация имеет определенные границы. Однако цивилизация – не государство, и границы ее очерчены не столь четко. Существуют переходные пространства, территории, где идет пересечение цивилизационных моделей. Эту зону называют “лимитроф”. Территории лимитрофа огромны. Россия является примером цивилизационного синтеза на лимитрофе.
Цивилизации лимитрофа имеют свои культурологические и пространственно - географические характеристики, свое внутреннее единство.
В то же время им свойственны черты, качества тех “ядер”, между которыми они существуют. Причем российская цивилизация испытывала на себе влияние не Запада (Священной Римской империи), а периферии Запада (Византии), не Востока (китайская цивилизация), а периферии Востока (Золотая Орда).
Эта двуосновность, зародившись в древности, проявляется во всей российской истории, включая ХХ век.
Двойственное географическое и культурное развитие и расположение вызывали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Россия – это Восток или Запад? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия – нечто третье, совершенно самобытное по отношению и к Западу, и к Востоку?
Вопрос к учащимся:
Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?
После дискуссии с учащимися можно привести примеры различных точек зрения русских мыслителей, писателей, поэтов, обсудить с учащимися их высказывания.
Вариант №1. Россия – это Запад.
Определяя место российской цивилизации, русский философ ХIХ века Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” писал: “Если Россия… не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”. А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство. “Западники” ХIХ века – историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого.
Историк начала ХХ века П. Милюков заявлял: “Россия – есть тоже Европа”. В конце ХХ века академик Д. Лихачев уверенно говорил о западной ориентации современной России.
Вариант № 2. Россия – это Восток.
А. Блок писал:
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы.
С раскосыми и жадными очами!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
А.П. Чехов: “Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские”.
А. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места:
Задернут Запад весь.
Там будет мрак глубок
Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом,
Проснися, дремлющий Восток!
Вариант №3. Россия – ни Запад, ни Восток.
На уникальность положения российской цивилизации обращал внимание философ П.Я. Чаадаев: “…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Проведение. Оно предоставило нас всецело самим себе”. “Про нас можно сказать, что мы составили как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру…”
Ф. Тютчев:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Вариант № 4. Россия – и Запад и Восток.
Историк П.Н. Милюков изобрел термин для обозначения цивилизационного места России – АЗИОПА. Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа.
Другой термин – ЕВРАЗИЯ – был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть – евразийцы. Они считали, что нет двух Россий, европейской и Азиатской, есть только одна Россия – евразийская, или Россия – Евразия.
Н. Щербина:
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки…
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.
М. Волошин в поэме “Россия” пишет:
На дне души мы презираем Запад.
Но мы оттуда в поисках богов
Выкрадываем Гегелей и Марксов,
Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
Курить в их честь стираксою и серой
И головы рубить родным богам,
А год спустя – заморского болвана
Тащить к реке, привязанным к хвосту.
Учитель:
Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивали многие мыслители и поэты.
Сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России.
- Россия вписывается в универсальное движение. Она просто отстала. Эту позицию иногда называют теорией “догоняющего развития”.
- Россия настолько уникальна, что ей не помогут никакие аналогии. Мы – сами по себе.
Таким образом, споры между “западниками” и “славянофилами” сохраняются и по сей день.
Домашнее задание:
Напишите эссе на тему: “Система российских ценностей. Характеристика менталитета русского человека”.
Предварительно необходимо вспомнить с учащимися определение менталитета.
Можно привести ряд высказываний, которые ребята могут использовать в своей работе либо можно обсудить их в классе.
- “Русский дух”, как вы его ни хороните или как ни высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее”.
В.В. Розанов.
“Легко загораемся. И быстро гаснем. В непредсказуемой, головоломной, “незаконной” ситуации – азартные игроки. При угрозе проигрыша – мгновенные неудачники, готовы на все плюнуть и начать все снова: на новом месте, в другой раз… поразительная уверенность, что места хватит и что других разов будет навалом… Поразительная неустойчивость и непредсказуемость: непредсказуемость для самих себя”.
Лев Анненский
Литература.
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение, 2002 г.
2. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. М., АРКТИ, 2002 г.
3. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006 г.
4. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000 г.
5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.: Просвещение, 2003 г.
6. Человек и общество. Современный мир. М.: Просвещение, 1994 г.