Цели урока:
- познакомить учащихся со звуком /ч,/, его особенностями, буквами Ч, ч;
- учить отличать звук /ч,/, буквы Ч, ч от других звуков и букв;
- научить писать строчную букву ч;
- формировать навык сознательного, плавного чтения с новой буквой;
- учить детей писать слова с изученной буквой;
- обучать детей списывать предложения с комментированием и самостоятельно;
- развивать умение анализировать слова;
- развивать познавательные интересы и способности учащихся;
- познакомить учащихся с историей изобретения часов и профессией часовщика и воспитывать любовь к людям труда;
- развивать речевую деятельность учащихся, обогащая их активный словарный запас.
Оборудование:
- учащихся: “Русская азбука” В. Горецкий, пропись №3 Федосова, Горецкий; кассы букв, счётные палочки, пеналы, цветные карандаши;
- учителя: “Русская азбука” В. Горецкий, пропись №3 Федосова, Горецкий; куклы Маша и Даша, слоговые таблицы, различные часы, карточки букв.
Ход урока
1. Орг момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь !
- А девиз у нас какой?
(вместе) Всё, что надо, - под рукой!
2. Постановка целей и задач урока.
- Нас сегодня снова пригласили в гости на День рождения в страну знаний, в город Пишичитайск. Как вы думаете, какова будет цель нашего путешествия?
- Правильно, мы должны познакомиться с новым звуком и буквами, а ещё вас ждёт сюрприз.
3. Станция “Повторяйкиных”.
1) Но в гости мы отправимся не одни, с нами пойдут давнишние знакомые (открываются куклы, дети хором называют “Машенька и Дашенька”)
- Что любят девочки?
- Сегодня они так спешили, что снова все свои буквы перепутали. Надо им помочь.
Напомните, что любит Машенька?
Что любит Дашенька?
А почему у Дашеньки такой нарядный сарафан?
(2 уч-вся разбирают буквы для кукол гласные-согласные /ы, л, п, е, р, с, я, г, к, у/)
2) А сейчас послушайте загадку:
В нём порядок очень строгий.
Буквы точно по местам стоят
И своё названье чётко
Всем ребятам говорят.
Так где же буквы располагаются в строгом порядке? (алфавит)
Прочитаем правильно алфавит.
3) Игра “Угадай букву”
3 уч-вся с закрытыми глазами из мешочка вытаскивают по одной букве и угадывают их, за верный ответ класс хлопает в ладоши.
4) - Вспомните, над какими звуками и буквами работали на прошлых уроках?
На что похожа буква “г” (чтение наизусть хором стихотворения о букве)
Прочитайте самостоятельно слова (на доске: тигр, гусь, грибы, гриб, гуси)
Что у них общего?
А как их можно разделить?
Составьте с любым из слов предложение.
5) Физ. минутка
На уроке мы зарядку
Будем делать по порядку.
На носочки тихо встанем -
Потолок сейчас достанем.
Мы наклонимся вперёд,
В правый бок и левый бок.
А потом ещё присядем,
Встанем все и тихо сядем.
4. Станция “Звуковая”
1) А к кому мы идём в гости вы узнаете, если отгадаете загадки и назовёте общий звук в словах отгадках.
а)
Его бьют, а он не плачет,
Его бросают — снова скачет. (мяч)
б)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь
И зовётся птица... (грач)
А все ли из вас видели грача?
Можно ли его встретить зимой?
Осенью грачи улетают, а наступает март, и мы снова увидим и услышим шумные грачиные стаи. Грачи — наши помощники. Они уничтожают вредных насекомых из почвы.
Какой общий звук в словах грач и мяч? 6
Произнесём его хором.
Ребята, а чей это звук Машеньки или Дашеньки. Докажите.
Как мы произносим звук /ч,/ твёрдо или мягко?
А теперь слушаем горлышко и определим, какой звук /ч,/ - глухой или звонкий.
Итак, сегодня мы знакомимся со звуком /ч,/, в русском языке он согласный, глухой и бывает только мягким.
2) Ну, а сейчас настало время сказки. Я читаю сказку, а какова ваша задача?(запомнить слова со звуком /ч,/ ), (чтение сказки “Кто живёт в часах” из книги “Занимательное азбуковедение” В. Волиной)
Какие запомнили слова с новым звуком?
5. День рождения буквы.
1) Вот мы с вами и в гостях.
Согласный, мягкий и глухой звук /ч,/ обозначается буквой, которая называется “чэ”.
На что похожа буква?
А почему букв две, как они называются?
Составьте букву из счётных палочек.
Разучим стихотворение про букву “чэ”
Да, вы правильно решили.
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
2) Мы познакомились с новой буквой.
Что же теперь нам надо научиться делать? (писать ч)
Разомнём наши ручки:
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так -
Не обидятся никак.
Открываем пропись №3 стр. 27 и вспоминаем правила письма:
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
За посадкой я слежу
И красиво напишу.
Кто ещё пришёл к нам на урок?(мальчик — часики)
Он будет следить, насколько вы быстро можете организовать свою работу.
Выполните задание в широкой полосе и приготовьтесь к анализу буквы ч.
Из каких элементов состоит ч?
Объяснение учителя: начинаем писать чуть ниже в. л. р. с., ведём штрих вверх, пишем маленькое закругление, присоединяем маленькую наклонную палочку с закруглением вправо
письмо в воздухе под счёт
письмо букв в прописи
Физ. минутка “Часы”
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так -
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз
Мы тоже можем так
Тик-так, тик-так.
6. Комната Слияний.
1) В нашей речи буквы и звуки дружат между собой.
Дружат буквы, посмотрите,
Ну-ка, вместе их прочтите!
Давайте подружим нашу новую знакомую с гласными
а) чтение слогов ча — чо — чу — чи — че.
Поскольку /ч/ - всегда мягкий, то нет необходимости в слоге ча писать я. Слог ча дружит только с а.
б) А теперь каждый раз прибавляем по 1 букве и читаем
- чап — чоп — чуп — чип — чеп,
- чапр — чопр — чупр — чипр — чепр,
- мчапр — мчопр — мчупр — мчипр — мчепр
в) чтение слогов по слоговой таблице
2) Работа в прописи
Игра “Верхнее — нижнее соединение”
-письмо слогов.
7. Итог урока.
2 урокПрозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
Ход урока
1. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается ... /урок/
А теперь проверьте себя:
Быть должны у нас в порядке...
/ручки, книжки и тетрадки/
И продолжаем:
Каждый день — всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Повторение.
- С каким звуком познакомились? Охарактеризуйте его.
- Какой буквой он обозначается?
- Назовите соседей буквы “чэ” по алфавиту.
- Найдите и покажите букву в классе.
- Давайте её поселим в наш город букв.
3. Чтение слов.
1) мя... - мя...ик, ...ас - ...исик, ...ашка
Начинаем чтение слов, в окошечко вставляем новую изученную букву
2) Работа в прописи
запись слов (с комментированием и самостоятельно)
Физ. минутка (“Танец утят” 1 куплет)
4. Сюрприз.
1) Ребята, вы уже хорошо потрудились и настало время сюрприза.
Загадка “Нет ног, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать” (часы)
- Чем особенна отгадка; где находится звук /ч/
- Сегодня “Азбука” приглашает нас в гости к часовых дел мастеру.
- Открываем учебники на стр. 128-129 и посмотрим инсценировку.
“Часы” С.Михалкова.
Чтобы ходики ходили
А будильники будили
И всегда любой из нас
Точно знал, который час.
По каким часам вставать,
По каким часам в кровать,-
В часовой мастерской
Чинят время день-деньскойВходит с жалобой старушка
- Как же мне не горевать!
Из моих часов кукушка
Перестала куковать.Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Из окошечка резного
Снова слышится: “Ку-ку!”Мы в часы мячом попали,
Со стола часы упали.
Под столом раздался звон,
И пружина вышла вон.Мы сказали:
- Дядя Ваня,
Мы давно знакомы с вами.
Неужели в этот раз
Вы не выручите нас?Щуря глаз
И хмуря брови,
Поворчав себе в усы,
Часовщик Иван Петрович
Осторожно взял часы.
Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Мы теперь приходим в класс
Раньше всех на целый час.
2) Обратимся к книге. Перед нами очень много часов. Человек изобрёл часы давно. Какие часы появились самые первые?
- Это были солнечные часы. Найдите их слева. Под открытым небом люди начертили круг, в центре поставили колышек. Идёт по небу солнышко — идёт по площадке и тень от колышка. Как вы думаете, удобны такие часы? Почему?
- Потом появились песочные и другие часы. Главные часы в нашей стране находятся в Москве, на Спасской башне Кремля. Кто же творец чудес? Люди, которые придумывают, контролируют такие интересные и сложные механизмы называются механиками. Россию на весь мир прославил механик-самоучка Иван Кулибин.
5. Работа с текстом.
а) Найдите текст на стр. 129, прочитайте его.
- О чём идёт речь?
б) Чтение вслух.
- Какие часы бывают?
-Каким свойством должны обладать все часы?
Физ. минутка “Часы”
6. Работа в прописи
а) А теперь запишем, какие часы бывают (чтение 1 предложения)
- Сколько в нём слов?
- Как пишутся слова в предложении?
- Как начинается предложение?
- Что ставят на конце? (запись предложения с комментированием)
Cамостоятельная запись 2 предложения.
7. Итог урока
А теперь подведём итог урока
- С каким звуком познакомились? Охарактеризуйте его.
- Назовите букву, которой обозначается этот звук.
- Вспомните стихотворение, на что похожа наша новая буква.
Скоро прозвенит звонок.
Собери в портфель, дружок,
Аккуратно, по порядку,
Книгу, ручку и тетрадку.