Цели:
- Закрепить умения выполнять умножение на двузначные и трёхзначные числа.
- Совершенствовать умения решать задачи, связанные с величинами: скорость, время, расстояние.
- Закрепить умения находить площадь и периметр прямоугольника.
Задачи:
- Отработка умения классифицировать предметы, самостоятельно выделять признак классификации.
- Закрепить понятие «порядковые числительные»
- Развивать мыслительную деятельность.
- Обогащать знания детей об окружающем мире.
- Воспитывать внимание, аккуратность в работе.
Оборудование: геометрические фигуры трёх цветов для составления ракеты; таблица с изображением углов; карта путешествия по Солнечной системе; карточки с буквами – М, а, р, с; карточки-тексты; карточки с задачей; раздаточный геометрический материал; карточки с условным обозначением – V, t, S; портрет Ю. Гагарина.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
Сегодня. Ребята, мы совершим космическое путешествие. Перед вами карта Солнечной системы. Нам предстоит стартовать с Земли и произвести посадку на одной из планет Солнечной системы, а какой именно вы узнаете в ходе урока.
За время нашего путешествия мы должны закрепить умение выполнять умножение на двузначные и трёхзначные числа, решать задачи, выполнять задания с геометрическим материалом.
Следить за полётом и ждать нашего возвращения будут гости.
III. Устные упражнения.
1. Беседа.
- Как называют людей, совершающих полёты в космос?
Неслучайно наш урок мы проводим 12 апреля, именно в этот день … года назад был совершён первый полёт человека в космос.
- Кто был первым космонавтом? (учитель показывает портрет Ю. Гагарина)
Но чтобы отправиться в космическое путешествие, мы тоже должны стать космонавтами. Для того чтобы проверить, можно ли вас принять в отряд космонавтов, выполним задание.
2. Классификация углов.
На доске таблица:
- Что изображено на таблице?
- Разделите все углы на три группы?
- На какие группы разделили?
- Назовите прямые углы?
- Почему их так называют?
- Назовите острые углы.
- Почему их так называют?
- Как называются остальные углы7
- Почему их так называют?
- Как, не используя транспортира, - специального инструмента для измерения углов можно определить какой это угол?
Обобщение учителя:
С этим заданием вы справились хорошо, и вас приняли в отряд космонавтов.
3. Практическая работа.
Но для полёта нам нужен космический корабль. И сейчас вы станете конструкторами. У вас на столах, а у меня на доске, есть различные геометрические фигуры. Соберите из них космическую ракету. (На доске даны фигуры трёх цветов. Три человека работают у доски: по одному с каждой колонки).
А) Выполнение работы.
Б) Проверка:
- Из каких геометрических фигур состоят ваши ракеты?
- Треугольники каких видов вы использовали? (прямоугольные, остроугольные)
- Вспомните, что такое периметр прямоугольника?
- Найдите периметр прямоугольника, если его длина – 8см, а ширина – 3см.
- Как нашли периметр?
- Почему умножали на 2?
- Как узнать площадь прямоугольника?
- Чему равна площадь нашего прямоугольника?
Обобщение учителя:
Правила нахождения площади и периметра прямоугольника пригодятся нам в нашем путешествии.
4. Повторение изученного.
У нас на доске три ракеты. От вас зависит успешность космического полёта.
- Проверьте правильность записей и определите, какую ракету можно отправить в полёт?
- Первая колонка, готова ли ваша ракета к полёту? Почему?
- Вторая колонка, а вашу ракету можно запускать в космос? Почему?
- Что сообщит нам третья колонка?
Обобщение: Итак, к полёту готова только синяя ракета.
IV. Закрепление изученного.
1. Оформление тетради.
По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись.
Аккуратно нужно сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Раз, два, три!
Число в тетради запиши!
2. Физкультминутка «Ракета».
Цель: Развитие слухового внимания и координации движения.
- Пока наша ракета взлетает, мы немножко отдохнём.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (Маршируют)
На носки поднялись. (Потянуться, подняв руки над головой; сомкнув их)
А потом руки вниз. (Опускают руки вниз)
Раз, два, три, потянись. (Тянутся)
Вот летит ракета ввысь. (Бег на месте)
3. Письменные приёмы умножения на двузначные и трёхзначные числа.
После взлёта требуется вывести ракету на выверенную орбиту. Чем точнее и правильнее мы будем выполнять задания, тем быстрее корабль выйдет на орбиту.
Закрепим умение выполнять письменное умножение на двузначные и трёхзначные числа.
А) Коллективная работа на доске и в тетради, с подробным устным объяснением.
- 593х204;
- 701х18;
- 6120х35;
- 920х340.
Проверка:
На доске:
- 120972 – а;
- 214200 – р;
- 12618 – М;
- 312800 – с (карточки с буквами перевернуты).
- Каждому ответу соответствует буква. Соберите из букв слово, располагая ответ в порядке возрастания.
- Что значит в порядке возрастания?
- Назовите самое маленькое число.
(Учащиеся переворачивают карточки с буквами и выставляют их на доске).
- Какое слово получилось?
Обобщение:
Отправляемся на Марс –
Звёзды в гости ждите нас!
Б) Работа по учебнику: стр. …, пр…
- Пока наш корабль летит к Марсу и совершает на нём посадку, космонавты, т. е. мы с вами, следим за работой приборов, работаем самостоятельно. (Учитель оказывает индивидуальную помощь). Тот, кто справится с заданием, поднимите руку. (Решившим примеры, учитель даёт карточку с текстом).
Проверка:
На доске: 101088, 176400, 145230, 95985.
- Каким по счёту записан ответ первого примера? Второго? и т.д.
- Сверьте и исправьте ошибки.
В) Работа с карточками-текстами.
Вы получили карточки с текстами. Расскажите, что вы узнали о Марсе.
1. Марс – красная планета. Но не от жары она выглядит, как раскалённый камень – на Марсе холодно. А цвет ей такой придаёт песок красного цвета, которого там очень много. |
2. Марс меньше Земли. Год на Марсе длится около двух земных лет. |
3. Воды на Марсе в виде жидкости нет, значит, нет рек, морей, но вода существует в виде снега. |
4. На Марсе часто бывают сильные ветры и даже ураганы, вызывающие сильные пылевые бури. |
Обобщение:
Вот сколько нового и интересного мы узнали, побывав на Марсе.
4. Работа над задачей.
Мы прощаемся с Марсом и берём обратный курс, мчимся среди звёзд. Но что это? К кораблю приближается метеорит (малое тело Солнечной системы). Что же делать? Требуется изменить курс, а для этого надо решить задачу (на карточках).
Наш корабль движется со скоростью 412км/мин. Какое расстояние мы преодолеем за 180минут, если увеличим скорость на 54 км/мин? |
1) Ознакомление с содержанием задачи.
2) Анализ задачи и составление краткой записи.
- С какими величинами связана эта задача?
- Что означает число 412?
- Что означает число 180?
- Что надо узнать в задаче?
- Скорость у нас останется неизменной, или она изменится?
- Что значит «увеличится»?
- А мы знаем эту новую скорость?
- Но что про неё сказано?
- Что значит на 54 км/мин больше?
3) План решения задачи.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Что узнаем сначала?
- Как узнаем?
- Сейчас можем узнать расстояние, которое пролетит ракета за 180 минут?
- Как узнаем?
- Повторите план решения задачи.
4) Запись решения задачи по действиям с пояснениями.
5) Работа с решённой задачей.
- Назовите ответ задачи.
- Если бы скорость ракеты не увеличилась, а уменьшилась, то расстояние, которое преодолела ракета за это же время, было больше или меньше?
Обобщение: Мы благополучно избежали столкновения, потому что вы правильно решили задачу. Молодцы!
5. Самостоятельная работа.
Время нашего полёта подходит к концу. Мы приближаемся к Земле. Чтобы посадка прошла удачно, вы должны вычислить площадь и периметр посадочной полосы.
На доске:
- Начерти в тетради прямоугольник со сторонами 10см и 3 см.
- Найди его периметр.
- Вычисли его площадь.
V. Итоги урока.
1.
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
- Нам только осталось подвести итоги нашего путешествия. Решение примеров какого вида мы закрепили на уроке?
2. Оценивание работы учащихся.
- Молодцы, ребята! Так держать! Я думаю, что вы все сможете стать прекрасными космонавтами.
3. Выставка книг.
- Мы побывали только на одной планете Солнечной системы, узнали о том, какая она эта планета. О других планетах, о космонавтах, о космических кораблях и о многом другом вы узнаете из книг (показать), которые есть в школьной библиотеке.
VI. Домашнее задание.