Нетрадиционные формы проведения уроков математики. Космическое путешествие. Закрепление умения умножать на двузначные и трехзначные числа

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить умения выполнять умножение на двузначные и трёхзначные числа.
  2. Совершенствовать умения решать задачи, связанные с величинами: скорость, время, расстояние.
  3. Закрепить умения находить площадь и периметр прямоугольника.

Задачи:

  1. Отработка умения классифицировать предметы, самостоятельно выделять признак классификации.
  2. Закрепить понятие «порядковые числительные»
  3. Развивать мыслительную деятельность.
  4. Обогащать знания детей об окружающем мире.
  5. Воспитывать внимание, аккуратность в работе.

Оборудование: геометрические фигуры трёх цветов для составления ракеты; таблица с изображением углов; карта путешествия по Солнечной системе; карточки с буквами – М, а, р, с; карточки-тексты; карточки с задачей; раздаточный геометрический материал; карточки с условным обозначением – V, t, S; портрет Ю. Гагарина.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

Сегодня. Ребята, мы совершим космическое путешествие. Перед вами карта Солнечной системы. Нам предстоит стартовать с Земли и произвести посадку на одной из планет Солнечной системы, а какой именно вы узнаете в ходе урока.

За время нашего путешествия мы должны закрепить умение выполнять умножение на двузначные и трёхзначные числа, решать задачи, выполнять задания с геометрическим материалом.

Следить за полётом и ждать нашего возвращения будут гости.

III. Устные упражнения.

1. Беседа.

- Как называют людей, совершающих полёты в космос?

Неслучайно наш урок мы проводим 12 апреля, именно в этот день … года назад был совершён первый полёт человека в космос.

- Кто был первым космонавтом? (учитель показывает портрет Ю. Гагарина)

Но чтобы отправиться в космическое путешествие, мы тоже должны стать космонавтами. Для того чтобы проверить, можно ли вас принять в отряд космонавтов, выполним задание.

2. Классификация углов.

На доске таблица:

  • Что изображено на таблице?
  • Разделите все углы на три группы?
  • На какие группы разделили?
  • Назовите прямые углы?
  • Почему их так называют?
  • Назовите острые углы.
  • Почему их так называют?
  • Как называются остальные углы7
  • Почему их так называют?
  • Как, не используя транспортира, - специального инструмента для измерения углов можно определить какой это угол?

Обобщение учителя:

С этим заданием вы справились хорошо, и вас приняли в отряд космонавтов.

3. Практическая работа.

Но для полёта нам нужен космический корабль. И сейчас вы станете конструкторами. У вас на столах, а у меня на доске, есть различные геометрические фигуры. Соберите из них космическую ракету. (На доске даны фигуры трёх цветов. Три человека работают у доски: по одному с каждой колонки).

А) Выполнение работы.

Б) Проверка:

  • Из каких геометрических фигур состоят ваши ракеты?
  • Треугольники каких видов вы использовали? (прямоугольные, остроугольные)
  • Вспомните, что такое периметр прямоугольника?
  • Найдите периметр прямоугольника, если его длина – 8см, а ширина – 3см.
  • Как нашли периметр?
  • Почему умножали на 2?
  • Как узнать площадь прямоугольника?
  • Чему равна площадь нашего прямоугольника?

Обобщение учителя:

Правила нахождения площади и периметра прямоугольника пригодятся нам в нашем путешествии.

4. Повторение изученного.

У нас на доске три ракеты. От вас зависит успешность космического полёта.

- Проверьте правильность записей и определите, какую ракету можно отправить в полёт?

  • Первая колонка, готова ли ваша ракета к полёту? Почему?
  • Вторая колонка, а вашу ракету можно запускать в космос? Почему?
  • Что сообщит нам третья колонка?

Обобщение: Итак, к полёту готова только синяя ракета.

IV. Закрепление изученного.

1. Оформление тетради.

По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись.
Аккуратно нужно сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Раз, два, три!
Число в тетради запиши!

2. Физкультминутка «Ракета».

Цель: Развитие слухового внимания и координации движения.

- Пока наша ракета взлетает, мы немножко отдохнём.

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (Маршируют)
На носки поднялись. (Потянуться, подняв руки над головой; сомкнув их)
А потом руки вниз. (Опускают руки вниз)
Раз, два, три, потянись. (Тянутся)
Вот летит ракета ввысь. (Бег на месте)

3. Письменные приёмы умножения на двузначные и трёхзначные числа.

После взлёта требуется вывести ракету на выверенную орбиту. Чем точнее и правильнее мы будем выполнять задания, тем быстрее корабль выйдет на орбиту.

Закрепим умение выполнять письменное умножение на двузначные и трёхзначные числа.

А) Коллективная работа на доске и в тетради, с подробным устным объяснением.

  • 593х204;
  • 701х18;
  • 6120х35;
  • 920х340.

Проверка:

На доске:

  • 120972 – а;
  • 214200 – р;
  • 12618 – М;
  • 312800 – с (карточки с буквами перевернуты).

- Каждому ответу соответствует буква. Соберите из букв слово, располагая ответ в порядке возрастания.

- Что значит в порядке возрастания?

- Назовите самое маленькое число.

(Учащиеся переворачивают карточки с буквами и выставляют их на доске).

- Какое слово получилось?

Обобщение:

Отправляемся на Марс –
Звёзды в гости ждите нас!

Б) Работа по учебнику: стр. …, пр…

- Пока наш корабль летит к Марсу и совершает на нём посадку, космонавты, т. е. мы с вами, следим за работой приборов, работаем самостоятельно. (Учитель оказывает индивидуальную помощь). Тот, кто справится с заданием, поднимите руку. (Решившим примеры, учитель даёт карточку с текстом).

Проверка:

На доске: 101088, 176400, 145230, 95985.

- Каким по счёту записан ответ первого примера? Второго? и т.д.

- Сверьте и исправьте ошибки.

В) Работа с карточками-текстами.

Вы получили карточки с текстами. Расскажите, что вы узнали о Марсе.

1. Марс – красная планета. Но не от жары она выглядит, как раскалённый камень – на Марсе холодно. А цвет ей такой придаёт песок красного цвета, которого там очень много.

 

2. Марс меньше Земли. Год на Марсе длится около двух земных лет.

 

3. Воды на Марсе в виде жидкости нет, значит, нет рек, морей, но вода существует в виде снега.

 

4. На Марсе часто бывают сильные ветры и даже ураганы, вызывающие сильные пылевые бури.

Обобщение:

Вот сколько нового и интересного мы узнали, побывав на Марсе.

4. Работа над задачей.

Мы прощаемся с Марсом и берём обратный курс, мчимся среди звёзд. Но что это? К кораблю приближается метеорит (малое тело Солнечной системы). Что же делать? Требуется изменить курс, а для этого надо решить задачу (на карточках).

Наш корабль движется со скоростью 412км/мин. Какое расстояние мы преодолеем за 180минут, если увеличим скорость на 54 км/мин?

1) Ознакомление с содержанием задачи.

2) Анализ задачи и составление краткой записи.

  • С какими величинами связана эта задача?
  • Что означает число 412?
  • Что означает число 180?
  • Что надо узнать в задаче?
  • Скорость у нас останется неизменной, или она изменится?
  • Что значит «увеличится»?
  • А мы знаем эту новую скорость?
  • Но что про неё сказано?
  • Что значит на 54 км/мин больше?

3) План решения задачи.

  • Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
  • Почему?
  • Что узнаем сначала?
  • Как узнаем?
  • Сейчас можем узнать расстояние, которое пролетит ракета за 180 минут?
  • Как узнаем?
  • Повторите план решения задачи.

4) Запись решения задачи по действиям с пояснениями.

5) Работа с решённой задачей.

  • Назовите ответ задачи.
  • Если бы скорость ракеты не увеличилась, а уменьшилась, то расстояние, которое преодолела ракета за это же время, было больше или меньше?

Обобщение: Мы благополучно избежали столкновения, потому что вы правильно решили задачу. Молодцы!

5. Самостоятельная работа.

Время нашего полёта подходит к концу. Мы приближаемся к Земле. Чтобы посадка прошла удачно, вы должны вычислить площадь и периметр посадочной полосы.

На доске:

  1. Начерти в тетради прямоугольник со сторонами 10см и 3 см.
  2. Найди его периметр.
  3. Вычисли его площадь.

V. Итоги урока.

1.

Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.

- Нам только осталось подвести итоги нашего путешествия. Решение примеров какого вида мы закрепили на уроке?

2. Оценивание работы учащихся.

- Молодцы, ребята! Так держать! Я думаю, что вы все сможете стать прекрасными космонавтами.

3. Выставка книг.

- Мы побывали только на одной планете Солнечной системы, узнали о том, какая она эта планета. О других планетах, о космонавтах, о космических кораблях и о многом другом вы узнаете из книг (показать), которые есть в школьной библиотеке.

VI. Домашнее задание.