Цель урока:
- дать понятие «непроизносимая» согласная;
- формирование умения проверять написание слов с непроизносимой согласной;
- составление алгоритма работы с непроизносимой согласной.
Задачи:
- Коммуникативные: слушать и анализировать ответ товарища, учиться работать в группах.
- Личностно–ориентированные: учиться уважать мнение товарища.
Ход урока
I. Физкультминутка.(Валеологический массаж).
- Потрите ладоши друг о друга.
- Представьте, что ваши руки, как расчёска. Делаем массаж головы до шеи.
- Лёгкими движениями растираем лоб, брови, глаза.
- Кулаками, возвышением больших пальцев – растираем «крылья» носа вверх – до верхней точки лба, вниз – движения свободные.
- Поднимание плеч вверх, стараясь достать до ушей, опускание свободное – 15 секунд.
- Поочерёдное поднимание плеч вверх вниз – 15 секунд.
- Растирание шейного отдела позвоночника.
II. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Дети:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Учитель: Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов.
III. Подготовительный этап.
А) Работа в тетради.
Учитель: Откройте тетради, проверьте свою посадку, сядьте прямо. Запишите сегодняшнее число.
А) На минутку чистописания мы возьмём безотрывное написание заглавной и строчной букв Лл.
Б) Записать предложение в тетради. Укажите изученные орфограммы в словах. Докажите свою правоту.
Зимой солнце светит, но не греет.
- Написание, какого слова вызвало у вас затруднение?
- Давайте произнесём это слово.
- Что вы услышали? (Одна буква не даёт звука).
- А как бы вы назвали эту орфограмму? (Непроизносимая согласная).
- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне).
В) Постановка задачи сегодняшнего урока.
- Давайте сформулируем задачу урока. (Непроизносимая согласная в корне слова).
- Что необходимо знать, чтобы правильно писать слова с непроизносимой со- гласной в корне? (Правило).
- Давайте откроем учебник на странице 111 и прочитаем, что написано об этой орфограмме. (Знакомство с информацией на данной странице учебника).
- Как вы думаете, это правило или сообщение о данной орфограмме? (Ответы детей на данный вопрос).
- Это сообщение. Значит, мы должны вывести правило проверки этой орфограммы.
IV. Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах.
- Подобрать проверочные слова к слову Солнце.
Предъявление результата работы каждой группы: прикрепляются на доску листы. Делается вывод каждой группой.
- Почему эти слова являются проверочными? (Мы ясно слышим этот звук).
V. Этап закрепления знаний.
1) Работа по учебнику упражнение №295.
(Коллективно, с комментированием, у доски учащиеся записывают группу слов, в которой одно из слов является проверочным, а остальные – проверяемыми. Учащиеся дополняют вывод по инструкции, согласно учебнику).
Физкультминутка.
Упражнение «Любопытная Варвара».
(Смотрим через плечо влево, смотрим через плечо вправо).
Учитель:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд –
Тут немножко отдохнём –
Шея не напряжена
И расслаблена она.
2) Первичное закрепление. Парная работа с последующей проверкой.
Игра «Забей слова – мячи в нужные ворота».
- Доблес – ный.
- Мес – ный.
- Капус – ный.
- Счас – ливый.
- Ужас – ный.
3) Проверка парной работы.
Проверка проводится фронтально. Один ученик из пары – читает проверяемое слово, а второй – проверочное. Учащиеся выражают своё согласие или несогласие при помощи сигнальных карточек.
4) Вывод.
Согласно всей предыдущей работе делается коллективно вывод о написание непроизносимой согласной в корне и о её способе проверки.
VI. Итог урока.
- С какой орфограммой познакомились на этом уроке?
- Какая задача стояла на уроке?
- Как вы думаете, решили мы задачу урока или нет?
- Как проверить непроизносимую согласную в корне?
- Что вам понравилось на уроке?
Р.Р.О.
- Злос – ный.
- Доблес – ный.
- Извес – ный.
- Мес – ный.
- Свис – нуть.
- Прелес – ный.
VII. Домашнее задание.
- 1-ая группа – найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.
- 2-ая группа – упражнение 294.