Урок русского языка для 3-го класса в деятельностном режиме. Тема урока "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • дать понятие «непроизносимая» согласная;
  • формирование умения проверять написание слов с непроизносимой согласной;
  • составление алгоритма работы с непроизносимой согласной.

Задачи:

  • Коммуникативные: слушать и анализировать ответ товарища, учиться работать в группах.
  • Личностно–ориентированные: учиться уважать мнение товарища.

Ход урока

I. Физкультминутка.(Валеологический массаж).

  1. Потрите ладоши друг о друга.
  2. Представьте, что ваши руки, как расчёска. Делаем массаж головы до шеи.
  3. Лёгкими движениями растираем лоб, брови, глаза.
  4. Кулаками, возвышением больших пальцев – растираем «крылья» носа вверх – до верхней точки лба, вниз – движения свободные.
  5. Поднимание плеч вверх, стараясь достать до ушей, опускание свободное – 15 секунд.
  6. Поочерёдное поднимание плеч вверх вниз – 15 секунд.
  7. Растирание шейного отдела позвоночника.

II. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.

Дети:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.

Учитель: Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов.

III. Подготовительный этап.

А) Работа в тетради.

Учитель: Откройте тетради, проверьте свою посадку, сядьте прямо. Запишите сегодняшнее число.

А) На минутку чистописания мы возьмём безотрывное написание заглавной и строчной букв Лл.

Б) Записать предложение в тетради. Укажите изученные орфограммы в словах. Докажите свою правоту.

Зимой солнце светит, но не греет.

  • Написание, какого слова вызвало у вас затруднение?
  • Давайте произнесём это слово.
  • Что вы услышали? (Одна буква не даёт звука).
  • А как бы вы назвали эту орфограмму? (Непроизносимая согласная).
  • В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне).

В) Постановка задачи сегодняшнего урока.

  • Давайте сформулируем задачу урока. (Непроизносимая согласная в корне слова).
  • Что необходимо знать, чтобы правильно писать слова с непроизносимой со- гласной в корне? (Правило).
  • Давайте откроем учебник на странице 111 и прочитаем, что написано об этой орфограмме. (Знакомство с информацией на данной странице учебника).
  • Как вы думаете, это правило или сообщение о данной орфограмме? (Ответы детей на данный вопрос).
  • Это сообщение. Значит, мы должны вывести правило проверки этой орфограммы.

IV. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.

- Подобрать проверочные слова к слову Солнце.

Предъявление результата работы каждой группы: прикрепляются на доску листы. Делается вывод каждой группой.

- Почему эти слова являются проверочными? (Мы ясно слышим этот звук).

V. Этап закрепления знаний.

1) Работа по учебнику упражнение №295.

(Коллективно, с комментированием, у доски учащиеся записывают группу слов, в которой одно из слов является проверочным, а остальные – проверяемыми. Учащиеся дополняют вывод по инструкции, согласно учебнику).

Физкультминутка.

Упражнение «Любопытная Варвара».

(Смотрим через плечо влево, смотрим через плечо вправо).

Учитель:

Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд –
Тут немножко отдохнём –
Шея не напряжена
И расслаблена она.

2) Первичное закрепление. Парная работа с последующей проверкой.

Игра «Забей слова – мячи в нужные ворота».

  • Доблес – ный.
  • Мес – ный.
  • Капус – ный.
  • Счас – ливый.
  • Ужас – ный.

3) Проверка парной работы.

Проверка проводится фронтально. Один ученик из пары – читает проверяемое слово, а второй – проверочное. Учащиеся выражают своё согласие или несогласие при помощи сигнальных карточек.

4) Вывод.

Согласно всей предыдущей работе делается коллективно вывод о написание непроизносимой согласной в корне и о её способе проверки.

VI. Итог урока.

  • С какой орфограммой познакомились на этом уроке?
  • Какая задача стояла на уроке?
  • Как вы думаете, решили мы задачу урока или нет?
  • Как проверить непроизносимую согласную в корне?
  • Что вам понравилось на уроке?

Р.Р.О.

  • Злос – ный.
  • Доблес – ный.
  • Извес – ный.
  • Мес – ный.
  • Свис – нуть.
  • Прелес – ный.

VII. Домашнее задание.

  • 1-ая группа – найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.
  • 2-ая группа – упражнение 294.