Урок по природе и экологии Красноярского края для 6-го класса "Полезные ископаемые" (в рамках внедрения НРК)

Разделы: География


Тема урока. Полезные ископаемые края.

Цель. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Вид. Обобщающий.

Тип. Комбинированный с использованием ИКТ (компьютерная презентация).

Оборудование: компьютер, проектор, дидактические материалы для учащихся: контурные карты, тексты, коллекции горных пород.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Обобщение изученного материала

1. Выступление учащегося со стихотворением К. Лисовского.

«…..А какие тут дивные весны!
А какие тут звонкие сосны!
Тихо кедры мохнатые дремлют,
Разбежались цветы по увалам.
Поглядишь - и поверишь: на землю
Словно радуга с неба упала.
А какая тайга вековая,
А какие тут горные цепи,
А какие—от края до края-
Медуницей пропахшие степи!
Воздух чище воды родниковой,
Только выйдешь в просторы--- и сразу
Пьешь и пьешь его жадно, готовый
Пить еще и еще, до отказа.

Всем Сибирь и щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый….
Впрочем, что убеждать вас стихами?
Приезжайте….   Увидите сами!

2. Слово учителя. Ребята, сегодня закрепляем материал по теме: «Полезные ископаемые нашего края». Сегодня к нам приехали необычные гости. А кто они вы должны будите определить сами.

3. Выступления учащихся, представляющих полезные ископаемые разных групп. Остальные учащиеся определяют эти полезные ископаемые.

Уголь. Я черен, как ворон, а грею как солнце. Наш край богат моими запасами. Мой знак……, бываю бурым и каменным.

Железо. Я притягиваю к себе магнит. Встречаюсь на юге края. Без меня не сможет работать ни одна машина.

Мрамор. А мною выстланы полы у вас на 1-2 этажах и лестницы в театрах. Бываю разного цвета, но очень твердый.

После каждого выступления учитель демонстрирует компьютерную Презентацию. (См. Приложение 1. Данное приложение можно получить у автора статьи.)

4. Работа учащихся в группах. Каждая группа получает тексты и задания к ним.

Прочитать текст и выполнить следующие задания

1 группа - выбрать из текста признаки своей группы магматических полезных ископаемых.

2 группа - выбрать из текста признаки своей группы осадочных полезных ископаемых.

3 группа - выбрать из текста признаки своей группы метаморфических полезных ископаемых.

4 группа - описание способов добычи полезных ископаемых.

5 группа - описание видов использования полезных ископаемых.

Полезные ископаемые - это природные продукты, которые приносят пользу. Они могут быть в недрах земли, и тогда приходится добывать их шахтным способом, или лежат на небольшой глубине, и тогда экономнее их извлекать открытым способом - карьерами.

Полезные ископаемые различны по происхождению. Они могут быть магматические. Осадочные и метаморфические.

Магматические породы находятся в недрах земли и представлены веществами магмы. Это рудные ископаемые, железо – Ирбинский рудник, Приангарье.

Осадочные полезные ископаемые имеют органическое происхождение, образуются из останков растений и животных. К ним относятся мел, уголь, нефть,газ. В крае это Канско–Ачинский угольный бассейн, Минусинский, Таймырский.

Под влиянием высокого давления и температуры породы могут изменяться, и тогда образуются метаморфические породы - графит, мрамор, гнейс. В крае они встречаются: соль - Тасеевский район - Троицкий солеваренный завод.

В зависимости от свойств полезные ископаемые используются в металлургии, топливной и химической промышленности, сельском хозяйстве и строительстве.

5. Отчет групп.

6. Практическая работа на контурных картах, с использованием компьютерной презентации.

Учащиеся отмечают на своих картах месторождения полезных ископаемых согласно карте в презентации (см. Приложение 2).

7. Индивидуальная работа учащихся с тестом (см. Приложение 3).

III. Рефлексия

Учащиеся заполняют таблицу.

Ф.И. учащегося ______________________

Основные понятия по теме

Интересные сведения