Цели занятия:
Обучающие:
- Повторить и систематизировать основные правила выбора тактики поведения человека, оказавшегося в условиях вынужденной автономии.
- Выработать навыки оценки сложившейся обстановки и действий в соответствии с ней;
- Научить определять причинно-следственные связи при решении проблем вынужденного автономного существования человека.
Место: учебный кабинет.
Метод: урок повторения и обобщения.
Время: 1 час.
Учебные вопросы:
Организационный момент | 2 минуты |
Основные понятия автономного существования человека в природе: причины, виды, последствия. | 15 минут |
Задачи, стоящие перед человеком в условиях вынужденной автономии | 15 минут |
Тактика поведения человека при выборе плана действий по выживанию в условиях вынужденной автономии | 12 минут |
Подведение итогов занятия | 1 минута |
Учебно-материальное обеспечение:
- Бланки;
- Письменные принадлежности;
- Картинки с изображением природы и людей;
- Листа ватмана или флип-чарт;
- Разноцветные стикеры.
Методические рекомендации: После изучения темы ученики должны понять, что благоприятный исход выживания в условиях автономного существования во многом зависит от воли, решительности, собранности, изобретательности, подготовленности человека. У учеников должно быть сформировано представление о важности выбора тактики выживания человека в условиях вынужденной автономии в природе.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
3. Основные понятия автономного существования человека в природе: причины, виды, последствия.
Автономное существование человека в природных условиях - это вынужденное нахождение его в природе по разным причинам.
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.
4. Основные факторы, способствующие выживанию человека в природной среде
Одним из факторов, препятствующих выживанию является растерянность, страх. Что необходимо сделать для его преодоления?
- решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план (по желанию отвечают ученики).
Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них?
- боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики).
Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?
- сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию).
Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание – это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.
Задание 1. Ученики самостоятельно выбирают понравившуюся им картинку. По изображению придумывают какую-нибудь экстремальную ситуацию, которая происходит с людьми и в природе. Используя знания, полученные на уроках ОБЖ, ученики должны обязательно найти выход из чрезвычайной ситуации и оставить своих героев живыми и здоровыми.
На работу дается 10 минут. По окончании работы над заданием ученики по желанию рассказывают придуманные ими сюжеты.
Задание 2. Теперь у каждого из Вас есть разноцветные стикеры. На зеленых напишите, пожалуйста, факторы препятствующие выживанию в условиях автономии, а на стикерах розового цвета - качества человека, способствующие выживанию. На работу дается 5 минут.
На основе выступлений на листе ватмана или на флип-чарте ученики наклеивают стикеры в соответствующие колонки таблицы (можно ее приготовить заранее, но более выразительно, когда данная таблица составляется вместе с учениками у них на глазах). После этого учитель зачитывает надписи, сделанные учениками на стикерах в каждой из колонок и подводит итог вместе с учениками.
Факторы, препятствующие выживанию | Качества человека, способствующие выживанию |
Тактика поведения человека при выборе плана действий по выживанию в условиях вынужденной автономии.
Всего существует три вида тактики выживания человека в условиях вынужденной автономии:
- пассивное выживание;
- активное выживание;
- комбинация активного и пассивного типов выживания.
Когда применяется тактика пассивного выживания?
- когда есть абсолютная уверенность, что пропавших будут разыскивать; когда известно, что спасательные подразделения знают примерный район местонахождения пострадавших; если есть нетранспортабельный больной; если в группе много детей.
Когда применяется тактика активного выживания?
- когда нет надежды на скорое прибытие служб спасения; группа уверена, что сможет найти выход к ближайшему населенному пункту; есть возможность установить свое местонахождение; если нужно срочно эвакуироваться из района бедствия.
Когда применяется смешанная тактика выживания?
- когда в группе много детей и женщин; когда не установлено местонахождение группы; в условиях длительного автономного существования и т.д.
Ответы учеников, желательно так же записывать на листах ватмана или на флип-чарте. С целью закрепления материала предлагаем ученикам выполнить следующие задание.
Задание 3. На доске прикреплены в произвольном порядке карточки с надписями, обозначающими различные задачи вынужденной автономии. К какой из групп вы бы их отнесли.
- оказание само- и взаимопомощи;
- спасение имущества и продовольствия;
- установление сигналов связи или подача сигналов бедствия;
- утепление одежды, ремонт;
- инвентаризация и поиск снаряжения из подручных средств;
- построение временного укрытия;
- добыча пищи;
- поиск воды;
- разведка огня;
- ориентирование в пространстве и времени;
- выбор руководителя;
- планировка лагеря (жилья, хранения пищи);
- определение обязанностей каждого члена команды.
- ожидание спасателей, скорой помощи;
Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.