Условия выживания в чрезвычайных ситуациях

Разделы: ОБЖ


Цели занятия:

Обучающие:

  • Повторить и систематизировать основные правила выбора тактики поведения человека, оказавшегося в условиях вынужденной автономии.
  • Выработать навыки оценки сложившейся обстановки и действий в соответствии с ней;
  • Научить определять причинно-следственные связи при решении проблем вынужденного автономного существования человека.

Место: учебный кабинет.

Метод: урок повторения и обобщения.

Время: 1 час.

Учебные вопросы:

Организационный момент 2 минуты
Основные понятия автономного существования человека в природе: причины, виды, последствия. 15 минут
Задачи, стоящие перед человеком в условиях вынужденной автономии 15 минут
Тактика поведения человека при выборе плана действий по выживанию в условиях вынужденной автономии 12 минут
Подведение итогов занятия 1 минута

Учебно-материальное обеспечение:

  • Бланки;
  • Письменные принадлежности;
  • Картинки с изображением природы и людей;
  • Листа ватмана или флип-чарт;
  • Разноцветные стикеры.

Методические рекомендации: После изучения темы ученики должны понять, что благоприятный исход выживания в условиях автономного существования во многом зависит от воли, решительности, собранности, изобретательности, подготовленности человека. У учеников должно быть сформировано представление о важности выбора тактики выживания человека в условиях вынужденной автономии в природе.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

3. Основные понятия автономного существования человека в природе: причины, виды, последствия.

Автономное существование человека в природных условиях - это вынужденное нахождение его в природе по разным причинам.

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

4. Основные факторы, способствующие выживанию человека в природной среде

Одним из факторов, препятствующих выживанию является растерянность, страх. Что необходимо сделать для его преодоления?

- решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план (по желанию отвечают ученики).

Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них?

- боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики).

Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?

- сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию).

Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание – это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.

Задание 1. Ученики самостоятельно выбирают понравившуюся им картинку. По изображению придумывают какую-нибудь экстремальную ситуацию, которая происходит с людьми и в природе. Используя знания, полученные на уроках ОБЖ, ученики должны обязательно найти выход из чрезвычайной ситуации и оставить своих героев живыми и здоровыми.

На работу дается 10 минут. По окончании работы над заданием ученики по желанию рассказывают придуманные ими сюжеты.

Задание 2. Теперь у каждого из Вас есть разноцветные стикеры. На зеленых напишите, пожалуйста, факторы препятствующие выживанию в условиях автономии, а на стикерах розового цвета - качества человека, способствующие выживанию. На работу дается 5 минут.

На основе выступлений на листе ватмана или на флип-чарте ученики наклеивают стикеры в соответствующие колонки таблицы (можно ее приготовить заранее, но более выразительно, когда данная таблица составляется вместе с учениками у них на глазах). После этого учитель зачитывает надписи, сделанные учениками на стикерах в каждой из колонок и подводит итог вместе с учениками.

Факторы, препятствующие выживанию Качества человека, способствующие выживанию
   

Тактика поведения человека при выборе плана действий по выживанию в условиях вынужденной автономии.

Всего существует три вида тактики выживания человека в условиях вынужденной автономии:

- пассивное выживание;

- активное выживание;

- комбинация активного и пассивного типов выживания.

Когда применяется тактика пассивного выживания?

- когда есть абсолютная уверенность, что пропавших будут разыскивать; когда известно, что спасательные подразделения знают примерный район местонахождения пострадавших; если есть нетранспортабельный больной; если в группе много детей.

Когда применяется тактика активного выживания?

- когда нет надежды на скорое прибытие служб спасения; группа уверена, что сможет найти выход к ближайшему населенному пункту; есть возможность установить свое местонахождение; если нужно срочно эвакуироваться из района бедствия.

Когда применяется смешанная тактика выживания?

- когда в группе много детей и женщин; когда не установлено местонахождение группы; в условиях длительного автономного существования и т.д.

Ответы учеников, желательно так же записывать на листах ватмана или на флип-чарте. С целью закрепления материала предлагаем ученикам выполнить следующие задание.

Задание 3. На доске прикреплены в произвольном порядке карточки с надписями, обозначающими различные задачи вынужденной автономии. К какой из групп вы бы их отнесли.

- оказание само- и взаимопомощи;

- спасение имущества и продовольствия;

- установление сигналов связи или подача сигналов бедствия;

- утепление одежды, ремонт;

- инвентаризация и поиск снаряжения из подручных средств;

- построение временного укрытия;

- добыча пищи;

- поиск воды;

- разведка огня;

- ориентирование в пространстве и времени;

- выбор руководителя;

- планировка лагеря (жилья, хранения пищи);

- определение обязанностей каждого члена команды.

- ожидание спасателей, скорой помощи;

Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.