Цель урока:
- обобщить пройденный материал;
- развивать воображение, фантазию учащихся, умение логически мыслить;
- оценить знания и умения учащихся.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, демонстрационная таблица «Круговорот воды в природе», картины с изображением океана, озера, реки, ледника, болота, родника.
Формы контроля: фронтальный и индивидуальный.
Ход урока
I. Организационный момент
Есть на все в программе мера:
Наша тема «Гидросфера»
Завершилась, как не жаль.
И теперь зовет нас вдаль
«Атмосфера» - оболочка,
Только рано ставить точку;
Нынче всем на удивление
Игровое повторение!Дорогие дети!
Урок сегодня о важном на свете:
Урок – путешествие о воде.
Вас в путешествие я приглашаю,
Всем удачи и хороших отметок желаю!У меня в коробочке
Разноцветные кружочки.
Кто сегодня отвечает,
Тот кружочки получает.
Был ли верным твой ответ,
Пусть укажет его цвет.
В конце урока сосчитаем –
Победителя узнаем.
II. Путешествие по теме «Гидросфера»
Актуализация знаний учащихся.
1. Географическая викторина.
Вы готовы отвечать?
Ну с чего же нам начать?
Объясните для примера:
- Что такое гидросфера?
Позвольте вас спросить тогда:
- В каком состоянии бывает вода?
Вода в гидросфере подвижна:
То жидкость она, то лед.
Может в пар она превратиться
Или в глубины Земли просочиться.
- Что же такое круговорот?
2. Творческое задание.
Составьте рассказ о капельке воды. При этом обратите внимание на демонстрационную таблицу. (Заслушиваем рассказы и делаем вывод) Приложение № 1.
Спросил на днях
Малыш – сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилася поляна.
- Откуда ты? –
Спросил росу
- Поверь:
И я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты?
Ты кто такой
- И я, Дружок, Из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле:
В звонкой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
все вместе
Океанская вода!
3. Работа с географической картой.
- Знаете вы четыре океана?
Я прошу их так расположить:
Начать надо с великана
И самым маленьким завершить.
Вам сегодня отвечать.
Буду к карте приглашать.
И прошу вас: без подсказки!
Выйди к карте – вот указка.
(показ по физической карте полушарий океанов)
- Знаете ли вы шесть материков?
Прошу их так расположить:
Начать надо с великана
И самым маленьким завершить.
И прошу вас: без подсказки!
Выйди к карте – вот указка.
(показ по физической карте полушарий материков)
4. Воображаемое путешествие по физической карте полушарий.
Атласы вас прошу открыть, (стр. 14-15)
По карте полушарий будем «плыть».
А что увидим за бортом,
Мы непременно назовем:
Океаны, проливы и острова,
Моря, заливы, полуострова.
Полный вперед!
Данное задание учитель проводит в виде географического рассказа, в котором пропущены названия объектов, встречающихся по ходу путешествия. На доске написаны 19 названий с указанием порядкового номера ответов для учащихся каждого варианта. Можно подготовить раздаточный материал на каждую парту. Во время диктовки учитель молча показывает объекты на физической карте полушарий. Причем в рассказ достаточно включить 11 названий из написанных 19 на доске. Учащиеся записывают ответ в виде ряда цифр. В скобках написаны названия тех объектов, знания которых проверяются на данном уроке.
«Наш теплоход снялся с якоря и отправился в рейс по водам (Берингова) пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку. Теплоход, пройдя по водам (Берингова) моря, взял курс на юго-восток. Слева виднелись скалистые берега Северной Америки, заснеженные вершины гор, конусы вулканов. Вскоре показался (Панамский) канал, миновав который, теплоход вышел на просторы теплого и ласкового (Карибского) моря.
Капитан повел теплоход мимо Больших Антильских островов. Миновав их, мы заметили, что корабль пошел быстрее. В чем дело? Оказалось, что мы вступили в воды теплого течения (Голфстрим), которое и увлекло корабль к берегам Западной Европы. Но что это на горизонте? Мы заметили огромные ледяные горы-айсберги, которые вынесло сюда холодное (Лабрадорское) течение.
Попутный ветер и теплое течение помогли теплоходу быстро пересечь Атлантический океан и подойти к скалистым берегам (Гибралтарского) пролива. Миновав этот пролив, мы пошли на восток по водам внутреннего (Средиземного) моря. Сделав остановку у входа в (Суэцкий) канал, отправились дальше по водам (Красного) моря. Обогнув Аравийский полуостров с юга, капитан повел теплоход на восток к индийскому порту Калькутте. И вот позади последние мили по водам (Бенгальского) залива. Теплоход бросил якорь на рейде Калькутты»
Ключ для проверки смотри в приложении № 2.
5. Нахождение нужной точки на карте.
Я даю координаты
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Реки спрятались в лесах.
(Запись на доске) I вариант
- 60° с.ш. и 79° в.д.
- 54°с.ш. и 48° в.д.
- 30°с.ш. и 90° з.д.
- 67° с.ш. и 87° в.д.
- 0° ш. и 20° в.д.
- 5° ю.ш. и 60° з.д.
Ключ для проверки смотри в приложении № 3.
В приложении № 3 представлен другой вариант работы по карте.
6. Викторина – блиц «Самое-самое…»
В книге рекордов Гиннеса
Рекорды разные есть.
Давайте мы с вами рекорды побьем!
И самое-самое…
Сейчас назовем.
Вариант I (устный опрос)
- Самый крупный материк?
- Самый крупный полуостров?
- Самый крупный остров?
- Самая длинная река?
- Самый большой речной бассейн?
- Самое большое озеро?
- Самое глубокое озеро?
- Самый высокий водопад?
- Самое глубокое место в океане?
- Самое большое море?
- Самый большой океан?
- Самое мелкое море?
- Самое маленькое море?
- Самое соленое море в Мировом океане?
- Самое соленое замкнутое море?
- Самый маленький океан.
Ключ для проверки смотри в приложении № 4.
В приложении № 4 представлен географический диктант по теме «Материки и океаны» Вариант II (письменный опрос).
7. Найти лишнее слово.
Вас к вниманию призываю,
Слова по теме называю.
В каждой четверке – лишнее слово,
Назвать сейчас его будьте готовы:- течение, прилив, кратер, пролив;
- вершина, миля, море, промилле;
- цунами, заливы, овраги, отливы;
- волна, эхолот, мантия, круговорот;
- шельф, океан, желоб, вулкан;
- водоросли, остров, пустыня, полуостров.
8. Отгадай загадку.
А теперь словарь по теме,
Чтоб сберечь урока, время,
Я читаю вам куплеты –
Говорите лишь ответы.1. Чтоб узнать глубины вод,
Что применим?
(эхолот)2. Внезапно с морского дна
Поднимается волна.
Землетрясения, тайфуны, вулканыРождают волны с названьем
(цунами)3. Суп за обедом посолили,
Соленость измерили в …
(промилле)4. Отправляясь в океан,
Бери маску, ласты …
(акваланг)5. Слог первый – морское названье востока,
Второй – в земле вырывают глубоко,
А целое можно узнать без труда:
Его окружает сплошная вода.
(остров)6. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(река)7. Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу.
(канал)8. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
(озеро)9. Я – сибирская река.
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли.
(р. Лена)10. Ты меня, наверно, знаешь:
Я сказки Пушкина герой.
Но если «л» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(р. Енисей)Сейчас мы дальше поплывем,
Слова по теме назовем.
9. Географические задания.
Вариант I
Школьники записывают на листах бумаги географические названия рек, озер, морей, заливов, островов, полуостровов. Через некоторое время учитель останавливает ребят. Затем ребята зачитывают записанные слова. Одинаковые слова вычеркиваются. Побеждает тот ученик, у которого записано больше названий, не встречающихся у его одноклассников.
Вариант II
В приложении № 5 представлен географический диктант по теме «Гидросфера».
III. Подведение итогов игры
Мы играли, отвечали,
Гидросферу повторяли,
А сейчас кружочки сосчитаем,
Победителя узнаем, и
отметки получаем.
Выставление отметок.
Учитель благодарит учеников за работу.