ЦЕЛИ:
- закрепить знания о составе воздуха и сформировать знания о свойствах воздуха;
- развивать понятия “воздух”, “атмосфера”, умения сравнения и анализа увиденного;
- воспитание чувств бережного отношения к воздуху.
Оборудование: для опытов и наблюдений.
ХОД УРОКА
I. Актуализация.
Беседа, в ходе которой выявляются знания о воздухе:
- об атмосфере Земли;
- о понятии “воздух”;
- о составе воздуха.
II. Изучение нового материала.
Заключение актуализации – воздух – природное тело. Ему свойственно все, что свойственно другим природным телам Земли.
Свойства воздуха изучаются в сравнении с твердыми телами (например, горные породы).
Свойства признаки | Твердые тела | Газообразные тела |
Горные породы | Воздух | |
|
1. Форма. Изучение свойств и признаков воздуха можно начинать с обсуждения вопроса:
Что означает слово “форма”? “Имеют ли форму горные породы?”
А воздух свою, определенную форму не имеет, он может иметь “форму” тела, которую он заполняет. После того, как делается вывод, он заносится в таблицу.
2. 3анимает место. Твердые тела занимает определенное место. Чтобы занять место твердых тел, необходимо их оттуда убрать. Занимает ли место воздух? После обсуждения демонстрируется опыт.
Стакан опускаем вверх дном в ведро с водой. Вода не входит в стакан: ей мешает туда войти воздух. Но воздух обладает еще одним качеством: он “вежливый” - всегда уступает место. Поэтому его не надо отодвигать. Он сам уступает место. Это очень важно. Ведь не сопровождай воздух нас везде, то, как бы мы дышали. Вывод - воздух занимает место.
3. Воздух имеет вес. Твердые тела можно легко взвесить. А как взвесить воздух? Выслушиваются предположения.
Опыт: Берется большой полиэтиленовый мешок. Его нужно аккуратно сложить так, чтобы внутри не остался воздух. Взвесить. Набрать в мешок воздух, завязать, взвесить. Найти разницу, это и будет массой воздуха в мешке.
Уже давно подсчитано, что 1 м3 воздуха весит 1 кг 300 г. Так что, если объем нашей классной комнаты, например, 100 м3, то вес воздуха, находящегося в ней, равен 130 кг.
4. Цвет. Сначала дать определение “цвета предметов”. Обсуждение вопроса “Имеет ли цвет воздух?”
Воздух не имеет определенного цвета. Голубое небо - это толстый слой воздуха. Доказательство – опыт. Берется кусок полиэтилена. Его нужно прикладывать к учебнику, через один слой пленки видно всё. Если сложить пленку в несколько слоёв, то она становится белой и непрозрачной.
5. Следующие свойства воздуха - прозрачность. Но бесцветный – это еще не говорит о том, что это прозрачное тело. Например, некоторые тела имеют цвет (солнцезащитные очки, закрашенные пленки и т.д.) но они прозрачны. Но воздух бесцветен и прозрачен. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть в окно и наблюдать то, что можно увидеть через воздух.
6. Вкус, запах. Скорее речь пойдет о запахе. Обсуждение вопроса: “Имеет ли воздух запах?” Воздух своего запаха не имеет. Пахнет он лишь тем, чей запах данный момент распространяется. (Дым, духи, еда и т.д.).
7. Сжимаемость. После объяснения этого качества ставится вопрос. “Можно ли сжать воздух?”. Выслушиваются предположения.
Воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления (насосы) и очень широко используют сжатый воздух в жизни.
Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.
А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи - как они отскакивают и подпрыгивают!
8. Воздух упруг. Речь идет о сжатом воздухе. “Понятие упругости”. Упругость (эластичность) - свойство вещества оказывать влияющей на него силе механическое сопротивление и принимать после её спада исходную форму. Когда мяч ударяется о пол, воздух в нем больше сжимается. Но, так как сжатый воздух упруг, он сейчас же расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.
9. Что делается с воздухом при нагревании? Опыт. В колбу ставится пробка со стеклянной трубкой. Конец трубы опускается в стакан с водой. Колба нагревается руками. Скоро можно заметить, что из трубочки начинают выходить пузырьки. Вывод. Это происходит потому, что при нагревании воздух расширяется. Ю. Что делается с воздухом при охлаждении?
После обсуждения демонстрируется опыт. На колбу предыдущего опыта нужно положить снег. Вода заходит из стакана в колбу по трубке. Значит, воздух при охлаждении сжимается. Вывод. Воздух так же, как и твердые тела, расширяется при нагревании и сживается при охлаждении.
III. Закрепление. Работа по вопросам учебника.
IV. Задание на дом. Продумать, какие свойства воздуха люди используют в своей повседневной жизни.