Механизмы использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) на уроках музыки

Разделы: Музыка


Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес.

Но это с точки зрения взрослого человека, имеющего и жизненный и музыкальный опыт. Тем не менее, я всегда задаю себе вопрос:

“А интересно ли детям на таких уроках? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми?” К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса.

Почему же высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах детей?

Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?

Применение информационных технологий позволяет:

  1. По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
  2. Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
  3. Помогать активизации творческого потенциала ребенка.
  4. Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
  5. Формировать духовный мир ребенка.

Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя. Это:

  1. Систематичность применения ИТ.
  2. Компетентность учителя в компьютерных технологиях.
  3. Интерес и инициатива самого учителя.
  4. Творчество.
  5. Современные технические средства.
  6. Программное методическое обеспечение.

Механизмы использования ИКТ на уроках музыки.

В своей работе, на уроках музыки, помимо традиционных ТСО, я активно использую новые информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером.

На компьютерном диске, который я готовлю заранее к каждому уроку (фактически создавая для работы в классе собственный электронный учебник) находится весь иллюстративный материал:

музыкальные аудиозаписи и музыкально-театральные видеозаписи, художественные работы, портреты, сценические декорации, эскизы костюмов и.т.п.

Преимущество моих электронных учебников в том, что содержание их полностью связано со школьной программой, последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением.

Примеры некоторых электронных страниц из учебников разных классов приводятся ниже:

слайд 4

слайд 5

слайд 6

Управление всеми этими многообразными средствами (multimedia) происходит через “одно окно” компьютерного монитора.

В кабинете- “мастерской” (слайд 7) готовлю тематическое слайд-шоу (в режиме цифровой программы презентации POVER POINT) на каждый урок.

слайд 7

С компьютера при помощи проектора или телевизора (слайд 8) на экране высвечиваются тексты, цитаты, рисунки, фото, сцены из спектаклей, фрагменты опер, балетов, видеоклипы об истории создания музыкальных инструментов, что значительно облегчает подачу учебного материала и его усвоение.

Новизна средств вызывает удивление у школьников. Чудеса на экране телевизора в классе, почти как чудеса в сказке. Все это умножает силу воздействия, как педагогических приемов, так и самого искусства.

слайд 8

Создавая, электронные учебники для младших и старших классов, я использую компьютерные обучающие программы такие, как “Энциклопедия классической музыки”. “Шедевры музыки” Кирилла и Мефодия, “Пушкин в зеркале двух столетий”, “Учимся понимать музыку”.

Очень занимательные программы, включающие в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях.

Так же они содержат множество красочных иллюстраций, аудио и видео фрагментов, анимационные ролики, мультимедиа – экскурсию по музыке стран мира.

Формирование музыкальной грамотности (игровые формы работы в младших классах)

Определенной методической трудностью представляется

формирование у школьников музыкальной грамотности. Хотя программа курса “Музыка” почти полностью исключает то, что принято было называть музыкальной грамотой, без знаний элементарной теории обойтись не возможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Трудности усвоения обусловлены объективными причинами – ведь от одного урока до другого проходит целая неделя, наполненная иными уроками и впечатлениями.

Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы. Поэтому я постепенно ввожу на уроках музыкальную терминологию и, чтобы избежать излишней “учености”, использую в презентации слайдов учебно-развивающую программу “Музыкальный класс”, которая в доступной форме рассказывает о сложных понятиях. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками.

слайд 9

Как в младших, так и в старших классах очень удобно проводить, музыкальны викторины, тесты - опросники, с использованием гиперссылок.

слайд 10

слайд 11

Рисунки и иллюстрации, так же формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки используемых в моем электронном учебнике активизируют процесс запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными, интересными и веселыми.

слайд 12

слайд 13

Для создания электронных учебников мне понадобились: компьютер, сканер, СD – диски, обучающие программы подборка учебного материала. Представление учебной информации идет в интересной форме с использованием рисунков, звука, видеоизображения.