Программа дополнительного образования кружка "Ложкари"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Одна из самых актуальных и «больших» проблем стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.
Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненным проблемам современного общества, обеспечение нравственного возврата, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях жажды потребности в активной интеллектуальной деятельности. Я думаю, что можно избежать этой ситуации если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах.

Применяя на занятиях различные музыкальные игрушки и инструменты, обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания деревянными ложками. Они пользуются ими в свободное от занятий время, играют на них дома. Работая над несложными потешками и песенками стала давать детям ложки, формируя навыки игры в ансамбле и приучая слушать себя и других. Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, учитывая большое желание детей играть на ложках и получив одобрение и всяческую поддержку родителей – организовала в детском саду ансамбль «Ложкари». С этой целью я разработала программу по обучению игре на русских народных инструментах «Ложкари», где развиваю музыкальные способности детей посредством игры на ложках и других народных инструментах. На занятиях знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором. Провожу народные фольклорные праздники, где дети вплотную соприкасаются с русской национальной культурой, играют на ложках и других народных музыкальных инструментах.

Разрабатывая программу, я опиралась на опыт ученых авторов, работающих над этой проблемой. Таких, как Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» на его методику обучения игре на инструментах оркестра, технику изготовления детьми народных инструментов, на его авторскую программу «Музыкальная народная культура».

Немецкий композитор и педагог Карл Орф (главное в концепции которого, элементарное музыцирование на основе народной музыки, которая неотделимо от ритмического движения, речи, танца, жеста).

Венгерский композитор Золтан Кодай (на основе его системы венгерский фольклор, народно-песенное творчество).
Рыбакова Э.Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» (основа ее методики – музыцирование на доступных детям народных инструментах, импровизация).

Обучение игре на ложках и народных музыкальных инструментах начала со средней группы (подготовительный этап), используя несложные попевки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем и во время индивидуальной работы с детьми. Большое внимание уделяю посадке детей во время игры, обеспечивая свободу корпуса и рук. Показ сопровождаю объяснением. Сначала знакомлю детей с попевкой, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учу точно воспроизводить ритм. Для этого прелагаю прохлопать ритмический рисунок попевки ладошками, а затем на народных инструментах (бубен, хлопушка, колотушка и т.д.). При этом учу согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не опережали и не отставали.

Упражнение «Уточки»

Дети поют:

Наши уточки с утра: кря-кря-кря   (ладошками)
                                   кря-кря-кря
Наши гуси у пруда: га-га-га (ладошками)
                                 га-га-га
Наши курочки в окно: ко-ко-ко (ладошками)
                                 ко-ко-ко
Наши дети очень любят: мо-ло-ко (ладошками)

После таких упражнений дети играют слаженней, дружнее. На следующем занятии ставлю задачу узнать ее по мелодии, спеть и прохлопать ритм. Дальше дети определяют попевку по ритму и только после того как все дети усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на ложках. К концу года дети сопровождают игрой на ложках и народных инструментах несложные песни, например: «Скок-скок поскок», «Матрешки», «Тень-тень потетень», «Жили у бабуси».

В старшем возрасте, в соответствии с критериями результатов обучения,  формирую две группы ансамбля: младшая группа ансамбля (дети 5-7 лет со средним уровнем развития чувства ритма и чуть выше). Старшую группу ансамбля (с высоким уровнем развития и чуть ниже). В течении года возможен перевод из младшей группы ансамбля в старшую.
Работа с ансамблем проводится организовано и последовательно, применяя разнообразные методы, приемы и формы работы. Дети всегда рассказывают, если видят ансамбль ложкарей или оркестр русских народных инструментов по телевидению. Оказалось, что у многих детей играют на гармошках, балалайках и даже дудочке бабушки и дедушки.
Параллельно со знакомством с комнатой русского быта «горенкой» ее экспонатами, начали знакомство с приемами игры на ложках. На этом этапе столкнулись с первыми трудностями: ложки никак не «держались» в наших ладошках, использовала пословицы: «Учение и труд - все перетрут» «Трудно в учении, легко на празднике». Дети играли на ложках в группе, давала домой, много занимались индивидуально. Желание играть на ложках перебороло все трудности. Постепенно все дети освоили технику игры на двух ложках. В некоторых песнях, чтобы придать им особое звучание, играем на железных ложках. Таким образом,  постепенно освоив первый этап обучения, перехожу к знакомству с произведением, которое они будут исполнять. Прослушиваем произведение, определяем характер, обращаю внимание на звучание. Если мелодия (песня, танец) нравится детям, показываю (исполняю сама или старшая группа ансамбля) как эта мелодия будет исполняться на ложках. Дети слушают, а затем высказывают свое мнение. В старшей группе ансамбля дети, бывает, вносят свои коррективы, предлагают другие приемы игры и свои варианты исполнения. На последующих занятиях идет работа над мелодией: знакомство с приемами игры, отработка техники, работа над ритмом.

Освоив основные приемы игры на ложках, объясняю детям, что ансамбль смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети (артисты) играют «как один» одновременно. Для этого надо обязательно слушать, чувствовать и видеть рядом сидящего. Понимать ответственность за правильное исполнение своей партии. Для виртуозного исполнения использую игру не только на двух на и трех ложках. Устраиваю соревнования между двумя подгруппами ложкарей: включаю грамзапись, соединяю игру на ложках с пением, танцевальными движениями. Постепенно чтобы придать ансамблю «Ложкарей» красивую тембровую красочность и колорит внесла в ансамбль другие народные инструменты. Сейчас в нашем ансамбле звучат: ложки, трещотки, кокошники, шумелки, погремушки, рубель, колотушки, колокольчики, бубен, ксилофон, жалейка, свистульки, дудочки, бубенцы и др.
Чтобы поддерживать интерес детей и желание заниматься в ансамбле, чтобы увлечь их новыми проектами, использую в работе «подручные» и экспериментальные музыкальные инструменты. Такие как: стиральная доска (украшенная цветной бумагой), ухват с колокольчиками, чугунок и др. С удовольствием дети изготавливают по образцу и придумывают сами экспериментальные музыкальные инструменты: из бумаги, пластмассовых баночек, ключей и фломастеров, дерева, пробок, скорлупок, карандашей, бутылочек и т.д. Изготавливают их в русской «горенке», в детском саду (в свободное время), и очень много дома с родителями.

Ансамбль «Ложкари» принимает участие во всех досугах и развлечениях: «Осенины», «Кузьминки», «Посиделки», «Ярмарка» и др. На праздничных утренниках: 8 марта, «Празднике Весны», «Прощании с детским садом». На концертах в доме культуры и фольклорных фестивалях. Неоднократно участники ансамбля принимали участие в районных конкурсах, где «украшали» свое выступление игрой на ложках и народных инструментах, занимая призовые места.
Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Я очень рада, что между нашим детским садом и школой существует преемственность того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка в детском саду. В школе работает кружок «Веселинка», где творческий педагог, Злотникова Алла Никаноровна, занимается с детьми русским фольклором. Дети поют и инсценируют русские народные песни, водят хороводы, поют частушки, используя русские народные инструменты. Все участники ансамбля «Ложкари» занимаются в фольклорном кружке «Веселинка». Более 50% участников ансамбля «Ложкари» занимаются в музыкальной школе.

Знакомство с традициями и историей развития русской культуры; ансамблевое исполнительство на народных и специально изготовленных экспериментальных инструментах, создание детьми композиций, танцевальных миниатюр для народных инструментов; поиск новых красок и их сочетаний в звучании инструментов во время активного музицирования; изготовление детьми экспериментальных инструментов – все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обуславливают его результативность. 

Своим опытом работы с ансамблем делюсь с коллегами и воспитателями. В 2003 году, когда была еще система работы с ансамблем, обобщала опыт работы в детском саду и на районном методическом объединении. Опыт был одобрен в детском саду, на районном методическом объединении и предложен к распространению среди музыкальных руководителей района.

Программа «Ложкари» вошла в пакет материалов, представленных на конкурс «Имидж дошкольного образовательного учреждения» и по итогам конкурса была опубликована в журнале «От А до Я».

Свою работу планирую в тесном контакте с педагогами. Регулярно провожу консультации по музыкальному развитию детей, выступаю с сообщениями и консультациями на педсоветах, участвую в творческих конкурсах. Для повышения культурного и образовательного уровня педагогов, провожу музыкальные гостиные, мастер-классы.
Особо хочу сказать о родителях, они мои активные помощники. Они принимают непосредственное участие в праздниках и развлечениях: «Мама, папа, я – веселая семья», «Югорская принцесса», «Коса – девичья краса», «Юморины», 8 марта, «Посиделки», «Кузьминки», «Колядки» и т.д. Помогают в оформлении зала, придумывают и изготавливают с детьми русские народные  и экспериментальные музыкальные инструменты. Делают атрибуты и шьют костюмы. Родители посещают родительские собрания и отчетные концерты, на которых имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Я регулярно провожу с родителями беседы, консультации по музыкальному развитию детей и выступаю с сообщениями на родительских собраниях. В помощь родителям провожу родительские лектории, семинары-практикумы, мастер-классы.

Благодаря восприятию музыки, пению народных песен и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается, как личность. Эмоциональный толчок активизирует познавательную сферу. На народном песенном и музыкальном материале постигаются нравственно-эстетические истины в соответствии с возрастом и музыкальным опытом. Это тем более важно в наше сложное время. Когда ребенка окружает, так называемая, «коммерческая музыка» низкопробного достоинства. Моя же задача – сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство, не дать ему кануть в небытие.

Приложения:

  • Приложение 1 – Программв кружка дополнительного образования «Ложкари»;
  • Приложение 2 – фотографии;
  • Приложение 3 – Рецензия на парциальную программу по музыкальному воспитанию для детей дошкольного возраста кружка «Ложкари».