Урок литературного чтения во 2-м классе "Праздник читательских удовольствий"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные:

  • обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “Уж небо осенью дышало”
  • учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;
  • продолжить формировать основы читательской деятельности
    а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
    б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях)
    в) обогащение речи учащихся средствами литературы

развивающие:

  • на основе элементов анализа через разные формы диалога создать описательный образ осени;
  • создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми;
  • постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой);
  • помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”

воспитывающие:

  • формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы;
  • обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
  • вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг;
  • воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания.

Оборудование: записи на доске: тема урока (табличка), иллюстрации к произведениям, фотомонтаж “Грибы”, рисунки (3 поры осени), таблица “Белки осенью”, выставка книг, портреты писателей, шапочки героев, карточки с названиями грибов, модели обложек к произведениям, творческие работы детей.

Конспект урока

I. Психологический настрой

День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

- Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

Стихотворение “Улетает лето”

1 ученик.

Улетает лето.
Ночью ярче звезды.
Среди голых веток
Опустели гнезда.

2 ученик.

В воздухе все время
Вьются паутинки.
Уронили семя,
Отцвели былинки.

3 ученик.

Холодком подуло,
Лес уснул дремучий.
Солнышко зевнуло
И покрылось тучей.

II. Вступительная беседа

- К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень.

- Почему? (Мы закончили читать по теме “Уж небо осенью дышало” из раздела “О родной природе”)

- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.

Интонирование.

Осень.?!...

  • Спокойно.
  • Вопросительно?
  • Удивленно-вопросительно?!
  • Радостно!
  • Восхитительно!!
  • Таинственно…

III. Тема, цель.

Сегодня на уроке я предлагаю вспомнить, какие произведения об осени мы читали,

  • перечитать понравившиеся строчки,
  • полюбоваться красотой, неповторимостью авторского слова,
  • обсудить прочитанное

И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас осень станет богаче и выразительней.

Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим праздником читательских удовольствий.

Систематизация читательских знаний.

- Какие по жанру произведения мы читали? (рассказы, стихи, сказки, загадки)

- Назовите авторов, чьи произведения мы читали. (А.С. Пушкин, Г.А. Скребицкий, Н.И. Сладков, М.М. Пришвин, Э.Ю. Шим, Е.Ф. Трутнева, Е.И. Пермяк, Н.М. Рубцов)

Индивидуально

1 ученик

- Обозначить геометрическими фигурами жанры произведений, записанных по группам.

- Почему все фигуры зеленого цвета? (все произведения о природе)

(см. Приложение 1)

Фронтально

- Покажите модель обложки того произведения, которое вам понравилось больше всего.

- Расскажите, почему. (жанр, автор, название, настроение)

(Смешно, грустно, красиво, необычно, загадочно…)

IV. Обобщение прочитанного по теме

Краски осени

В осеннем лесу.

Осень – долгое время. Она обычно начинается как осень красок.

Вот и осень к нам опять пришла,
Как хозяйка старая вернулась.
Начала по-своему менять
Все кругом, что ей не приглянулось.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью приводила.

а) - Куда в первую очередь отправилась Художник-Осень?

- В каком произведении читали о работе осени в лесу?

- Как украсила осень разные деревья? (описать деревья – по фотомонтажу – используя авторские образные выражения).

(Г. Скребицкий “Осень”

Березы и клены покрыла очень лимонной желтизной.

Листья осины, разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осенним весь ярко-красный, весь, как огонь горит.

Могучий дуб – богатырь обрядила в медную кованую броню.

Липы одела в тяжелый убор из золотой парчи)

- В каких еще произведениям мы читали об осеннем наряде деревьев?

(М. Пришвин “Грибы тоже ходят”)

“Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин”.

(Е. Трутнева “Осень”)

“Платье золотое, у березки на плечах.”

(Сочинения детей.

“В этом году стояла очень долгая, теплая и красивая золотая осень. Осенью листья становятся желтые и красные, а лес золотой. Когда стало холодно, листья с деревьев спали разом. Опавшие листья устлали землю шуршащим золотым ковром. И выпал снег…”)

- Какое настроение у вас вызывает стихотворение Е.Ф. Трутневой “Осень”?

(Радостное, веселое настроение. Любуемся яркими осенними картинами.

- Листья падают – мне грустно.

- Листья падают – это красиво, любуюсь листопадом)

- Одна и та же примета осени вызывает разное настроение.

2. Листопад - это уже другая пора осени наступает.

Ветер в сад забрался к нам,
С бузины прогнал ворону,
И разнес по сторонам
Золотые листья клена.

Растрепал остатки роз,
Перепутал георгины,
Золотой наряд берез
Оборвал и в травы кинул.

Листья вьются, шелестят
На дорожках под ногами.
Рассердился старый сад –
Машет голыми руками.

Только кое-где листы
Все еще дрожат на прутьях,
Точно летней красоты
Разноцветные лоскутья.

Классу было дано задание – представить себя листочком, попробовать сочинить миниатюру “Думы осеннего листка”. Послушаем, что получилось у ребят.

Летом я сидел на ветке дерева. Пришла осень и она принесла с собой ветер. Он меня сдул, и я полетел. Полетел путешествовать.” (Саша Л.)

Я кленовый листочек. Жил я на самой высокой веточке дерева. Наступила осень. Осенью я поменял свой наряд – теперь у меня желтая рубашка. Начался листопад, ветром сдуло и меня. Долго я кружился над городом и упал на землю в детском саду. Маленькие ребятишки весело бегали по листьям, собирали нас в кучи, а потом брали в руки и подбрасывали нас вверх. Довольные, они стояли под дождем из разноцветных листьев” (Тарас В.)

Физкультминутка

(Звучит музыка)

Кружатся, кружатся листья
В классе у нас листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят
В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист березовый,
лист оранжевый, лист розовый,
Лист багряно-огневой,
Выбирай себе любой.

3. Лесные разговоры

- Останемся в лесу.

К какому произведению эта иллюстрация?

(Э. Шим “Эхо”. Сказка)

Игра “Эхо”

Вопросы лесу задает…

Лесное эхо – класс отвечает (громко (4 раза) – тише (4 раза) – тихо (1 раз))

- Кто к зиме шубку меняет? (зайцы, белки)

- Как к зиме готовится белочка?

- Давайте послушаем разговор двух лесных обитателей.

- Кто ведет разговор? Кто об этом написал?

Э. Шим “Белка и Ворон”

(Чтение по ролям)

слова Ворона – опытный, мудрый, рассудительный

слова Белки – озорная, хитрая, торопыга

Песня “Караваны птиц” (слова А. Фатьянова, муз. Г. Жуковского)

Караваны птиц надо мной летят,
Пролетая в небе мимо.
Надо мной летят, будто взять хотят
В сторону родную, в край любимый.

Птицы вы мои – гуси, журавли –
Донесите песню, братцы!
Если бы вы только понять могли,
Как без стаи трудно оставаться.

Полетел бы я в дом, где жил, где рос,
Если б в небо мог подняться…
Разве может с тем, что любил до слез,
Человек когда-нибудь расстаться?

 4.Осенние грибы

У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы.

Работа в группах.

1 группа. Загадки. Кроссворд (рабочая тетрадь стр.38)

- Какие загадки о грибах вы знаете?

2 группа.

- К какому произведению эта иллюстрация? (Пришвин “Недосмотренные грибы”)

- Дайте авторское описание любого гриба.

- По тетради прочитайте описание своего гриба.

МУХОМОР. “Сам темно-красный, спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые пантолоны, и даже со складочками”

ВОЛНУШКА “…хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, мокренькая и умненькая”

МАСЛЕНОК “…то весь круглый, червивый, а то попадается такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет”

МОХОВИЧОК “…вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью губу”

СЫРОЕЖКА “…гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли”

3 группа.

Узнайте гриб по описанию

Стоят под темными елками. У них кафтаны белые надеты, на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху коричневого. Загляденье! (Боровики)

Стоят под светлыми осинками. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! (Подосиновики)

- Как исчезали деды-боровики?

- Как исчезли отцы – подосиновики.

3) Растут под высокими соснами, надеты на них желтые рубашки, на головах картузики, клеенчатые. Тоже хороши! (Маслята)

4) Под ольховыми кустиками хороводы водят. Каждая в сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи! (Сыроежки)

4 группа

- Из какой сказки этот гриб?

“Такой невидный, неказистый!

Ничего нет у сироты –ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются” (Опенок)

(Э. Шум “Храбрый опенок”)

- Расскажите, как он храбро дожидался грибников.

- Соотнесите пары слов

деды

отцы

братцы

сестрицы

сыроежки

маслята

подосиновики

боровики

- Подумайте, почему грибы так называются?

- Сравните 2 произведения о грибах: М. Пришвин “Недосмотренные грибы”, Э. Шим “Храбрый опенок”.

Чем похожи?

Оба произведения об осенних грибах.

Есть одинаковые грибы – маслята, сыроежки.

Авторы описывают грибы с любовью, образно, как живые существа.

Чем отличаются?

Рассказ. Сказка.

Объем – короткий рассказ. Сказка побольше.

У Шима – очень подробное описание – как меняется осень

- краски осени, роса (боровики)

- похолодание, дождь (подосиновики)

- холод, снежная крупа (маслята, сыроежки)

- Чей это портрет?

ОБОБЩЕНИЕ

Все произведения этих писателей о природе. Они знакомят читателей с лесом и полем, озером, лесной опушкой. Они хотят, чтобы те, кто прочитает их книги, сами отправились по неизведанным тропам, научились видеть необыкновенное в самом обычном, научилась защищать природу.

“Ель как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие елочки - голоножки” (М. Пришвин)

Выставка книг.

5.Осень в сказку привела.

Э. Шим “Весело или грустно?”

- Кто главный герой? Каков он?

Е. Пермяк “Четыре брата”

- Почему эта сказка в теме “Уж небо осенью дышало”

(Драматизация сказки.)

Вывод. Все эти четыре брата встречаются не просто осенью, а поздней осенью.

Учитель:

Осень – долгое время.

Начинается она как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь.

Ученик:

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?
Потому что…(дождь идет)

Танец с зонтиком.

V. А. Пушкин “Уж небо осенью дышало…”

(Чтение стихотворения наизусть)

- Стихотворением А.С. Пушкина начинается тема, а мы этим чудесным стихотворением заканчиваем наш урок – праздник.

Вывод по уроку.

- Какая она – осень? (Разная – и грустная, и радостная, спокойная тревожная, тихая и ветреная)

Урок окончен.

Приложение 2

Приложение 3