Цели:
образовательные:
- обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “Уж небо осенью дышало”
- учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;
- продолжить формировать основы читательской
деятельности
а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях)
в) обогащение речи учащихся средствами литературы
развивающие:
- на основе элементов анализа через разные формы диалога создать описательный образ осени;
- создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми;
- постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой);
- помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”
воспитывающие:
- формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы;
- обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
- вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг;
- воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания.
Оборудование: записи на доске: тема урока (табличка), иллюстрации к произведениям, фотомонтаж “Грибы”, рисунки (3 поры осени), таблица “Белки осенью”, выставка книг, портреты писателей, шапочки героев, карточки с названиями грибов, модели обложек к произведениям, творческие работы детей.
Конспект урока
I. Психологический настрой
День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.
- Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.
Стихотворение “Улетает лето”
1 ученик.
Улетает лето.
Ночью ярче звезды.
Среди голых веток
Опустели гнезда.
2 ученик.
В воздухе все время
Вьются паутинки.
Уронили семя,
Отцвели былинки.
3 ученик.
Холодком подуло,
Лес уснул дремучий.
Солнышко зевнуло
И покрылось тучей.
II. Вступительная беседа
- К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень.
- Почему? (Мы закончили читать по теме “Уж небо осенью дышало” из раздела “О родной природе”)
- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.
Интонирование.
Осень.?!...
- Спокойно.
- Вопросительно?
- Удивленно-вопросительно?!
- Радостно!
- Восхитительно!!
- Таинственно…
III. Тема, цель.
Сегодня на уроке я предлагаю вспомнить, какие произведения об осени мы читали,
- перечитать понравившиеся строчки,
- полюбоваться красотой, неповторимостью авторского слова,
- обсудить прочитанное
И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас осень станет богаче и выразительней.
Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим праздником читательских удовольствий.
Систематизация читательских знаний.
- Какие по жанру произведения мы читали? (рассказы, стихи, сказки, загадки)
- Назовите авторов, чьи произведения мы читали. (А.С. Пушкин, Г.А. Скребицкий, Н.И. Сладков, М.М. Пришвин, Э.Ю. Шим, Е.Ф. Трутнева, Е.И. Пермяк, Н.М. Рубцов)
Индивидуально
1 ученик
- Обозначить геометрическими фигурами жанры произведений, записанных по группам.
- Почему все фигуры зеленого цвета? (все произведения о природе)
Фронтально
- Покажите модель обложки того произведения, которое вам понравилось больше всего.
- Расскажите, почему. (жанр, автор, название, настроение)
(Смешно, грустно, красиво, необычно, загадочно…)
IV. Обобщение прочитанного по теме
Краски осени
В осеннем лесу.
Осень – долгое время. Она обычно начинается как осень красок.
Вот и осень к нам опять пришла,
Как хозяйка старая вернулась.
Начала по-своему менять
Все кругом, что ей не приглянулось.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью приводила.
а) - Куда в первую очередь отправилась Художник-Осень?
- В каком произведении читали о работе осени в лесу?
- Как украсила осень разные деревья? (описать деревья – по фотомонтажу – используя авторские образные выражения).
(Г. Скребицкий “Осень”
Березы и клены покрыла очень лимонной желтизной.
Листья осины, разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осенним весь ярко-красный, весь, как огонь горит.
Могучий дуб – богатырь обрядила в медную кованую броню.
Липы одела в тяжелый убор из золотой парчи)
- В каких еще произведениям мы читали об осеннем наряде деревьев?
(М. Пришвин “Грибы тоже ходят”)
“Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин”.
(Е. Трутнева “Осень”)
“Платье золотое, у березки на плечах.”
(Сочинения детей.
“В этом году стояла очень долгая, теплая и красивая золотая осень. Осенью листья становятся желтые и красные, а лес золотой. Когда стало холодно, листья с деревьев спали разом. Опавшие листья устлали землю шуршащим золотым ковром. И выпал снег…”)
- Какое настроение у вас вызывает стихотворение Е.Ф. Трутневой “Осень”?
(Радостное, веселое настроение. Любуемся яркими осенними картинами.
- Листья падают – мне грустно.
- Листья падают – это красиво, любуюсь листопадом)
- Одна и та же примета осени вызывает разное настроение.
2. Листопад - это уже другая пора осени наступает.
Ветер в сад забрался к нам,
С бузины прогнал ворону,
И разнес по сторонам
Золотые листья клена.Растрепал остатки роз,
Перепутал георгины,
Золотой наряд берез
Оборвал и в травы кинул.Листья вьются, шелестят
На дорожках под ногами.
Рассердился старый сад –
Машет голыми руками.Только кое-где листы
Все еще дрожат на прутьях,
Точно летней красоты
Разноцветные лоскутья.
Классу было дано задание – представить себя листочком, попробовать сочинить миниатюру “Думы осеннего листка”. Послушаем, что получилось у ребят.
“Летом я сидел на ветке дерева. Пришла осень и она принесла с собой ветер. Он меня сдул, и я полетел. Полетел путешествовать.” (Саша Л.)
“Я кленовый листочек. Жил я на самой высокой веточке дерева. Наступила осень. Осенью я поменял свой наряд – теперь у меня желтая рубашка. Начался листопад, ветром сдуло и меня. Долго я кружился над городом и упал на землю в детском саду. Маленькие ребятишки весело бегали по листьям, собирали нас в кучи, а потом брали в руки и подбрасывали нас вверх. Довольные, они стояли под дождем из разноцветных листьев” (Тарас В.)
Физкультминутка
(Звучит музыка)
Кружатся, кружатся листья
В классе у нас листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят
В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист березовый,
лист оранжевый, лист розовый,
Лист багряно-огневой,
Выбирай себе любой.
3. Лесные разговоры
- Останемся в лесу.
К какому произведению эта иллюстрация?
(Э. Шим “Эхо”. Сказка)
Игра “Эхо”
Вопросы лесу задает…
Лесное эхо – класс отвечает (громко (4 раза) – тише (4 раза) – тихо (1 раз))
- Кто к зиме шубку меняет? (зайцы, белки)
- Как к зиме готовится белочка?
- Давайте послушаем разговор двух лесных обитателей.
- Кто ведет разговор? Кто об этом написал?
Э. Шим “Белка и Ворон”
(Чтение по ролям)
слова Ворона – опытный, мудрый, рассудительный
слова Белки – озорная, хитрая, торопыга
Песня “Караваны птиц” (слова А. Фатьянова, муз. Г. Жуковского)
Караваны птиц надо мной летят,
Пролетая в небе мимо.
Надо мной летят, будто взять хотят
В сторону родную, в край любимый.
Птицы вы мои – гуси, журавли –
Донесите песню, братцы!
Если бы вы только понять могли,
Как без стаи трудно оставаться.
Полетел бы я в дом, где жил, где рос,
Если б в небо мог подняться…
Разве может с тем, что любил до слез,
Человек когда-нибудь расстаться?
4.Осенние грибы
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы.
Работа в группах.
1 группа. Загадки. Кроссворд (рабочая тетрадь стр.38)
- Какие загадки о грибах вы знаете?
2 группа.
- К какому произведению эта иллюстрация? (Пришвин “Недосмотренные грибы”)
- Дайте авторское описание любого гриба.
- По тетради прочитайте описание своего гриба.
МУХОМОР. “Сам темно-красный, спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые пантолоны, и даже со складочками”
ВОЛНУШКА “…хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, мокренькая и умненькая”
МАСЛЕНОК “…то весь круглый, червивый, а то попадается такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет”
МОХОВИЧОК “…вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью губу”
СЫРОЕЖКА “…гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли”
3 группа.
Узнайте гриб по описанию
Стоят под темными елками. У них кафтаны белые надеты, на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху коричневого. Загляденье! (Боровики)
Стоят под светлыми осинками. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! (Подосиновики)
- Как исчезали деды-боровики?
- Как исчезли отцы – подосиновики.
3) Растут под высокими соснами, надеты на них желтые рубашки, на головах картузики, клеенчатые. Тоже хороши! (Маслята)
4) Под ольховыми кустиками хороводы водят. Каждая в сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи! (Сыроежки)
4 группа
- Из какой сказки этот гриб?
“Такой невидный, неказистый!
Ничего нет у сироты –ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются” (Опенок)
(Э. Шум “Храбрый опенок”)
- Расскажите, как он храбро дожидался грибников.
- Соотнесите пары слов
деды отцы
братцы
сестрицы
сыроежки маслята
подосиновики
боровики
- Подумайте, почему грибы так называются?
- Сравните 2 произведения о грибах: М. Пришвин “Недосмотренные грибы”, Э. Шим “Храбрый опенок”.
Чем похожи?
Оба произведения об осенних грибах.
Есть одинаковые грибы – маслята, сыроежки.
Авторы описывают грибы с любовью, образно, как живые существа.
Чем отличаются?
Рассказ. Сказка.
Объем – короткий рассказ. Сказка побольше.
У Шима – очень подробное описание – как меняется осень
- краски осени, роса (боровики)
- похолодание, дождь (подосиновики)
- холод, снежная крупа (маслята, сыроежки)
- Чей это портрет?
ОБОБЩЕНИЕ
Все произведения этих писателей о природе. Они знакомят читателей с лесом и полем, озером, лесной опушкой. Они хотят, чтобы те, кто прочитает их книги, сами отправились по неизведанным тропам, научились видеть необыкновенное в самом обычном, научилась защищать природу.
“Ель как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие елочки - голоножки” (М. Пришвин)
Выставка книг.
5.Осень в сказку привела.
Э. Шим “Весело или грустно?”
- Кто главный герой? Каков он?
Е. Пермяк “Четыре брата”
- Почему эта сказка в теме “Уж небо осенью дышало”
(Драматизация сказки.)
Вывод. Все эти четыре брата встречаются не просто осенью, а поздней осенью.
Учитель:
Осень – долгое время.
Начинается она как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь.
Ученик:
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?
Потому что…(дождь идет)
Танец с зонтиком.
V. А. Пушкин “Уж небо осенью дышало…”
(Чтение стихотворения наизусть)
- Стихотворением А.С. Пушкина начинается тема, а мы этим чудесным стихотворением заканчиваем наш урок – праздник.
Вывод по уроку.
- Какая она – осень? (Разная – и грустная, и радостная, спокойная тревожная, тихая и ветреная)
Урок окончен.