“Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг” (Ф. Хаусдорф)
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом c использованием мультимедийного проекта.
Цели урока:
- Изучить свойство биссектрисы (медианы, высоты) равнобедренного треугольника, проведенной к основанию;
- Закрепить знание свойств равнобедренного треугольника при решении задач и теоретического теста;
- Развивать логическое мышление и геометрическую зоркость учащихся.
Задачи урока:
- Воспитательная – воспитывать настойчивость в учебе, умение слушать, ответственное отношение к учебному труду.
- Учебная – совершенствовать знания о свойствах равнобедренного треугольника.
- Развивающая – развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание.
Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- цветной мел;
- проверочный тест;
- различные треугольники.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Девизом нашего урока является высказывание: “Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг”, так как на уроках геометрии очень важно уметь, смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. Даю “установку”: Развивать и тренировать свое геометрическое зрение.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Сегодня на уроке мы “заметим” свойство биссектрисы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию, и будем его использовать при решении задач. Начнем с проверки домашнего задания:
- Подготовить доказательство теоремы о свойстве углов при основании равнобедренного треугольника. (Желает …)
- Объяснить решение домашней задачи № 117 (По готовому чертежу. Желает …)
- А мы запишем число и тему урока (списываем с экрана)
II. Актуализация знаний: Подготовка к изучению нового.
К доске выходит 1 ученик и выполняет задание: провести медиану, биссектрису, высоту треугольника АВС из вершины А и дать определения. (Чертеж разностороннего треугольника с углом А, равным 120о - на доске). А мы поработаем устно:
1.Слайд № 1.
Из следующих пяти треугольников только три равных. Назовите их номера. (ответ с пояснением)
2.Слайд № 2 (№ 110 с учебника, страница 37).
3.Слайд № 3 (№ 69 в рабочей тетради). Является ли треугольник равнобедренным, если его углы равны 35о, 45о и 100о?
Р е ш е н и е. В равнобедренном треугольнике два угла ___________. В данном треугольнике равных углов _____, поэтому он ___________________
О т в е т. __________
Использовали признак равнобедренного треугольника: Как он звучит? (если в треугольнике 2 угла равны, то он равнобедренный). А если три угла в треугольнике равны, то какой это треугольник.
Послушаем ответ ученика …
III. Изучение нового
а) Выдвижение гипотезы:
Слайд № 4. Выполняем практическую работу: (на столах различные треугольники).
- Возьмите равнобедренный треугольник. Обозначьте его АВС - основание ВС.
- С помощью транспортира и линейки проведите биссектрису из вершины А к основанию ВС.
- С помощью чертежного угольника проведите высоту из вершины А.
- С помощью масштабной линейки проведите медиану из вершины А.
Что вы заметили? Что вас удивило? Попробуйте высказать гипотезу. (В равнобедренном треугольнике биссектриса, медиана и высота совпали).
б) Доказательство:
Вернемся к чертежу (к доказательству свойства углов при основании равнобедренного треугольника).
- Вы провели биссектрису АD. Что она сделала с треугольником АВС?
- А какие еще элементы этих треугольников будут равны? (ВD = DC и <ADB = < ADC).
- Чем является точка D для стороны ВС? (серединой).
- И как же тогда можно назвать отрезок АD? (медианой).
- Что вы заметили об равных углах? (они смежные, но так как они в сумме дают 180, то каждый из них равен 90о).
- Тогда как еще можно назвать отрезок АD? (высота).
Вот мы все вместе доказали свойство биссектрисы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию.
Слайд № 4 и 5 (доказательство). Записать в тетрадь формулировку теоремы и чертеж. Обсудить план доказательства и записать его.
Рассмотрим вопрос: Всегда ли верно утверждение:
- “Биссектриса равнобедренного треугольника является одновременно его медианой и высотой” (нет, только для биссектрисы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию).
- А в каком треугольнике любая биссектриса является медианой и высотой? (В равнобедренном).
Мы установили, что биссектриса, медиана и высота равнобедренного треугольника, проведенные к основанию совпадают. Поэтому измените формулировку свойства. Получаем:
- Высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и биссектрисой.
- Медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является высотой и биссектрисой.
IV. Закрепление. Слайд № 6. Устное решение задач по чертежам.
V. Слайд № 7. Теоретический тест по теме “Свойства равнобедренного треугольника” .
1. Медиана в равнобедренном треугольнике является его биссектрисой и высотой. Это утверждение:
- всегда верно;
- может быть верно;
- всегда неверно.
2. Если треугольник равносторонний, то:
- он равнобедренный;
- все его углы равны;
- любая его высота является медианой и биссектрисой.
3. В каком треугольнике только одна его высота делит треугольник на два равных треугольника?
- в любом;
- в равнобедренном;
- в равностороннем.
4. Биссектриса в равностороннем треугольнике является медианой и высотой. Это утверждение:
- всегда верно;
- может быть верно;
- всегда неверно.
5. Если треугольник равнобедренный, то:
- он равносторонний;
- любая ее медиана является биссектрисой и высотой;
- ответы а) и b) неверны.
6. В каком треугольнике любая его высота делит треугольник на два равных треугольника?
- в любом;
- в равнобедренном;
- в равностороннем.
Сдать тест. Проверить результаты с помощью слайда.
VI. Итоги урока.
Оцените “уровень успешности”: Нарисуйте на полях кружок — если вам все было понятно и вы справились; квадрат – если кое-что непонятно и треугольник – если все непонятно и срочно нужна помощь. (Собрать тетради).
VII. Домашнее задание:
- п. 18(2), № 70 (рабочая тетрадь).
- Творческое задание: из 6 спичек сделать 4 равносторонних треугольника.
VIII. Познавательный вопрос: где в жизни встречаются равнобедренные треугольники?
Красивые здания, картины создаются с учетом принципа “золотого треугольника”. Все это построено на связанных между собой математических пропорциях, в сечении получается звезда, где пять равнобедренных треугольников, они называются “золотыми”.
Показать слайды
- Крыши домов, башен;
- Орнаменты;
- Арки мостов;
- Египетские пирамиды;
- Северные росписи.
Литература:
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия, 7 – 9: учеб. для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2003.
- Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии 7 класс. М.: “ВАКО”, 2004, 288 с. – (В помощь школьному учителю).
- Мищенко Т. М. Рабочая тетрадь по геометрии: К учебнику Л. С. Атанасяна и др.: 7 класс. – М.: Астрель, АСТ, 2005.
- Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя.