Тип урока: классический. Вид урока: комбинированный урок с элементами исследования.
Цель урока: Познакомить учащихся с новыми видами полезных ископаемых (известняки).
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с образованием известняков, их свойствами и применением.
Коррекционно-развивающие:
- Работать над развитием у учащихся внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развитием мышления на основании зрительных ,слуховых и тактильных ощущений .
- Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к родному краю и бережное отношение к его ресурсам.
- Формировать основы экологического сознания.
- Формировать представление о профессиях, связанных с добычей и обработкой полезных ископаемых.
Оборудование:
- Коллекция полезных ископаемых,
- лабораторное оборудование,
- раздаточный материал,
- карты: области и района.
Словарь.
- Осадочные горные породы,
- мел,
- обыкновенный известняк,
- поры,
- мрамор,
- трилобиты,
- побелка,
- известь,
- отделка.
Организационный момент.
Подготовка рабочих мест.
Проверка домашнего задания.
1.Какие вы знаете полезные ископаемые. используемые в строительстве?
2.Какие из условных обозначений полезных ископаемых вам известны и что они обозначают?
3.Какие из них добывают на территории нашей области, района?
4.Встречается в нашей местности месторождения гранита?
5.Где они есть?
6.Как выглядит это полезное ископаемое?
7.Где и как образовался?
8.Какими свойствами обладает?
9.Из чего состоит гранит? (работа по карточкам: 3 варианта карточек с заданиями)
10.Что делают из гранита?
11.Что сделано из гранита в нашем городе?
(Учащиеся отвечают по плану, их ответы фиксируются на доске.
В конце опроса на доске выстраивается рассказ о полезном ископаемом.)
Сообщение темы урока.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом полезных ископаемых, используемых в строительстве, выясним его происхождение и свойства.
Это - известняк.
На доске план.
1.Внешний вид.
2.Выясним происхождение известняка
3. Выясним свойства известняка
4.Где добывают?
5.Как используют в строительстве?
Лабораторная работа (исследование).
1. Рассмотрите кусочки камней, которые лежат у вас на партах, опишите их внешний вид. (используйте лупу.) Запись наблюдений в тетради (с30, №3)
К каким телам природы относится?
Из чего состоит известняк?
2. Попробуйте известняки на прочность.
- Какой из них тверже?
- Какой из них вам больше нравится?
3. Капнем на кусочки известняка кислоты.
- Что вы наблюдаете?
- Попробуйте капнуть кислоту на гранит.
- Что вы наблюдаете сейчас?
Значит как можно отличить известняк от других полезных ископаемых?
Работа ведётся по группам (1 - рассматривает мел, 2 - рассматривает обыкновенный известняк, 3 - рассматривает мрамор.)
Выводы:
- Внешний вид – твердое тело.
- Имеет разнообразную окраску.
- Образован из ракушек.
- Различный по прочности.
- От гранита можно отличить при помощи кислоты.
Мы исследовали свойства известняка, выяснили, как и из чего он образовался, а теперь узнаем, как и где его свойства смог использовать человек.
Новый материал (объяснение проводится с фиксацией новых слов на доске).
В ходе объяснения заполняется таблица (на доске).
мел | обыкновенный известняк | мрамор |
изготовление зубного порошка | получение извести | отделка помещений |
изготовление побелки | строительство зданий, мощение улиц. | |
изготовление памятников | ||
изготовление побелки |
Мел - известняк белого цвета, твёрдый, но непрочный. Он легко ломается и крошится, пачкает руки. Истолченный в порошок мел используют для побелки потолков и стен.
Он относится к осадочным породам - образовался на дне морей и океанов из раковин погибших морских животных в результате их склеивания под воздействием давления и солей морской воды.
Обыкновенный известняк – твёрдый камень белого, серого и желтоватого цвета. Он относится к осадочным породам - образовался на дне морей и океанов из раковин погибших морских животных в результате их склеивания под воздействием давления и солей морской воды. Внутри него – множество пустот – пор, поэтому он хорошо сохраняет тепло.
Ни один материал не связан так тесно с культурой, бытом и историей России, как обыкновенный известняк. Широко известны и всем понятны выражения “белокаменная Москва”, “белокаменная архитектура”, “белокаменная летопись Руси”. Всё это благодаря небольшому пласту известняков толщиной всего 10-12 м,названному Мячковским горизонтом – по имени села Мячково в Московской области. Здесь, а также в окрестностях Рязани, Коломны, Звенигорода, Волоколамска – эти известняки либо выходят на поверхность, либо расположены на небольшой глубине. Мячковский горизонт протянулся почти по всей территории Центральной России. Церкви на Руси строили исключительно из мячковских известняков.(Отметить на карте, показать обозначение.)
На протяжении 14–16 вв. на Русской земле было возведено немало уникальных сооружений из известняковых блоков.
При Дмитрии Донском в 1367 г. деревянные стены Московского Кремля были заменены белокаменными, которые не раз спасали москвичей от набегов литовце и татар. К знаменитым памятникам белокаменного зодчества относятся – Грановитая Палата, Успенский собор в Московском Кремле, Троицкий и Успенский соборы Троице-Сергиевой лавры (г.Сергиев Посад).
Основным строительным материалом в Московском княжестве служил известняк, добывавшийся в районе села Мячково, из больших плит известняка в некоторых городах делают тротуары. “Белый камень” применяли не только для строительства стен, но и для их украшения. С 12 в. на Руси развивалось искусство резьбы по камню: белокаменное кружево состояло из орнаментов, фигур зверей, птиц, сказочных чудовищ и библейских персонажей..
На протяжении нескольких столетий на Руси сооружали абсолютное большинство надгробных памятников и плит из известняка.
Известняк обжигают в специальных печах и, после этого, его превращают в порошок известь. Известь смешивают с песком и водой и применяют для скрепления кирпичей, и оштукатуривания стен; известью, смешанной с водой - белят потолки и стены.
Мрамор – самый прочный и твёрдый из известняков. В природе встречается мрамор красного, жёлтого, белого, серого и даже черного цвета. Известняки иногда погружались в глубины Земли, где высокая температура и давление уплотняли и перекристаллизовывали их, создавая новую горную породу – мрамор
Доказательством происхождения мрамора из остатков морских раковин и животных могут служить найденные в мраморе окаменелостей существ, которые жили на нашей планете очень давно – трилобитов.
Он тоже широко используется в строительстве, но область его применения несколько иная. Прежде всего этот камень отлично поддаётся обработке и идеально полируется. Он достаточно вязок и прочен, а потому при ударах сразу не раскалывается. Мрамор прекрасно подходит для внутренней отделки зданий, а его белые, слегка просвечивающие сорта – излюбленный материал скульпторов.
Закрепление пройденного
Где используют известняки?
Заполнение таблицы (с.31, №4 с опорой на таблицу на доске.)
Резервное задание: разгадывание кроссворда о полезных ископаемых по загадкам (на выбор.)
Глина
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу.
Гранит
Твёрже в мире нет опоры
И надёжней для моста,
Я в воде стою веками,
Людям пользу принося.
Песок
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Мел
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске -
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен ……….
Известняк
Вся история России
В этом камне отразилась.
В белокаменном наряде
Для потомков сохранилась.
Город наш известен храмом
Из него храм создан был
И туда мы ходим часто
Поклониться перед ним.
Из ракушек получился
И на стройке пригодился.
Из него построен дом,
В этом доме мы живем.
Мрамор
Разноцветный, благородный,
В мире краше не найти.
Мной отделаны красиво
Интерьеры и дворцы.
Нет во мне ни капли яда.
Человеку я служу.
Одного прошу в награду -
“Берегите красоту!”
Как красив и благороден
Этот дивный минерал.
Много лет один из многих
Всю Европу покорял.
Домашнее задание.
Итог урока:
- Как называются полезные ископаемые, с которыми мы сегодня познакомились?
- Из чего они образовались?
- Где их используют и как?