Урок развития речи "Поздравление с днем рождения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомление с правильным составлением поздравления;
  • закрепление умения употреблять в речи вежливых форм приветствия, пожелания, прощания, благодарности, извинения, просьбы;
  • воспитание вежливости, доброты, искренности, правильных норм культуры общения.

Оборудование:

  • CD-записи: песенка крокодила Гены или фрагмент мультфильма “Про Крокодила Гену”,
  • фонограмма песни “Если добрый ты…”;
  • ширма, декорации, куклы, карточки для слов, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока. Сегодня у нас урок по теме “Культура общения”
  3. Повторение пройденного материала.

Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Но есть особые, волшебные слова. Соберем их на этот диск.

Дети пишут слова на карточки. Учитель собирает слова. Открывает диск. Слова-карточки превращаются в слова на экране. Дети читают слова с экрана:

Презентация

1.Формы приветствия:

  • здравствуйте
  • доброе утро
  • добрый день
  1. добрый вечер

2.Формы прощания:

  • до свидания
  • до скорой встречи

3.Формы благодарности:

  • спасибо
  • большое спасибо
  • благодарю вас

4.Формы пожеланий:

  • всего хорошего
  • всего доброго
  • будьте здоровы
  • спокойной ночи
  • приятного аппетита

5.Формы извинения:

  • простите, пожалуйста
  • извините, пожалуйста

6.Формы просьбы:

  • пожалуйста
  • будьте добры
  • будьте любезны
  • прошу вас

Ученик читает стихотворение М. Танича “Волшебные слова”

Извини.
Пожалуйста,
Прости
И разреши.
Это не слова. А ключик от души.
Кроме нашей спутницы-
Таблицы умножения-
Есть еще таблица-
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “пожалуйста”-
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “пожалуйста”-
Волшебные слова!

  1. Знакомство с новым материалом.

На экране- фрагмент мультфильма “Про крокодила Гену” (с песенкой крокодила Гены “Пусть бегут неуклюже…”)

  • - Из какого мультфильма этот отрывок? Кто автор историй про крокодила Гену?
  • - Про какой праздник поет крокодил Гена?
  • - Что это за праздник — день рождения? (День, в который человек родился.)
  • - От какого слова образовалось слово “рождение”? (От слова “родиться”)
  • - Подберите родственные слова к слову “рождение”. (На экране появляются слова- родиться, родители, род, родственники, родословная, новорожденный)
  • - Как еще называют день рождения ? ( Именины )
  • - Раньше слово “именины” имело другое значение. Через какое-то время после рождения ребенка крестили в церкви и там давали ему имя. Называли его обычно по имени того святого, память которого церковь отмечала в этот день. Отсюда “именины”-день, в который человек получил свое имя.

А теперь посмотрите сценку кукольного театра “Как медвежонок Ивашка зверей к себе в гости звал” (Ведущий, волк, лиса, заяц, белка, медвежонок)

Ведущий. “Доброе утро, Ивашка, вставай!- сказала утром мама- медведица. Зови гостей. Сегодня твой день рождения!” Посмотрел медвежонок на стол, а там и орехи, и мед, и малина, и капуста. Протянул лапу.  “Нельзя!- сказала мама.- Сначала гостей собери”. Пошел медвежонок по лесу и встретил зайца.

Медвежонок. Эй ты, косой!

Заяц. Это ты меня?

Медвежонок. Тебя, тебя, глупый! Один ты у нас в лесу косой! Валяй ко мне в гости! Капусты полопаешь!

Заяц. Нет уж! Не хочется что-то.

Медвежонок. Ну, не хочешь - как хочешь.

Ведущий.Пошел дальше. А навстречу ему лиса.

Медвежонок. Эй, ты , рыжая воровка, чеши ко мне в гости, сладким чайком угощу!

Лиса. Ах, какой грубиян !

Медвежонок. Убежала чего-то. Кого бы еще позвать? А-а-а! Вот волк бежит. Эй ты, серый разбойник! Дуй ко мне на день рождения! Только морду помой!

Ведущий. А волк в кусты. Только ветки зашумели.

Побрел Ивашка дальше. Перед ним белочка с ветки на ветку перепрыгнула. Увидел он ее да как закричит.

Медвежонок. Чего ты, вертихвостка, зря перед глазами мелькаешь! Скачи ко мне в гости, орехов получишь!

Белочка. Фу, невежа. Не нужны мне твои орехи!

Ведущий. Вернулся медвежонок домой грустный-грустный. Отказались звери к нему в гости идти.

  • - Так почему же звери не захотели идти на день рождения к медвежонку? (Он невежливо их приглашал, грубо обращался к ним.)
  • - А что приносят гости, когда идут на день рождения? (Подарки.)

Послушайте стихотворение Игоря Шевчука “Подарок”.

Ученик читает стихотворение.

На день рождения Кактусу
Подарок подарили
И поздравления Кактусу
Любезно говорили:
Примите, милый Кактус.
От нас сегодня в дар
Прекрасный- распрекрасный
Большой воздушный...
Бах!

  • - Удачный ли подарок подарили Кактусу?
  • - Можно ли дарить то, что тебе самому не нужно? (Это неприлично).
  • - Как надо принимать подарки? ( Принять, рассмотреть, обязательно поблагодарить, выразить признательность тому, кто подарил, независимо от того, понравился подарок или нет .)
  • - Какие слова говорят, когда поздравляют с дне рождения, что желают?

Почитайте два поздравления.

На экране:

1. Дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую. Коля.

2. Мой дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днем рождения! Я хочу, чтоб ты никогда не болел, чтобы чаще приезжал к нам в гости. Долгих лет жизни тебе и благополучия. Я постараюсь тебя не огорчать. Целую тебя. Твой внук Коля.

Какое поздравление лучше? Почему? Итак, поздравление должно состоять из обращения, поздравления и пожелания. Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать теплые слова,которые приятно будет получить родным и близким. Сейчас составим поздравление с днем рождения для любимого друга или подруги и запишем в тетради.( Затем дети читают поздравления)

  1. Домашнее задание.

У каждого из вас есть свой любимый сказочный герой. Представьте, что у него день рождения. Напишите ему свое поздравление.

  1. Итог урока.

К нам пришло электронное письмо. Интересно, от кого оно?

На экране:

На урок культуры речи
Так хотелось мне попасть.
Но пришлось мне задержаться-
Нужно землю утеплять.
Но зато пришлю вам гостью,
Будете довольны вы.
А узнать ее нетрудно,
Это Фея Доброты.
Ваша Зимушка – Зима.

Появляется Фея Доброты.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день морозный рада,
Вас увидеть я.
Только что на улице
Я встретилась с Зимой
Очень много всяких дел
У нее самой:
Покрасить белой краской
Дома и окошки
Засыпать нужно снегом
Кусты и дорожки,
Луга замести и укутать поля,
Чтоб стала просторней
И краше земля.
Всех не перечислить хлопот у Зимы
Вот попросила матушка Зима,
Чтоб на урок к вам нынче я пришла.

- Мы очень рады тебе, Фея Доброты. А в подарок дарим песню “Если добрый ты...” (Дети поют и выполняют движения )

Фея. Спасибо, дети! Очень хорошая песня.

Настанет, друзья, счастливое время
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли-
Он принял и вежливым стал.
Грубить не станут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Я довольна вами ,дети,
Так Зиме и передам.
От нее подарки эти
Я сегодня вам отдам.

 Фея Доброты раздает детям подарки.

До свидания, ребята! Желаем вам добрыми детьми расти, хорошо себя вести.

  Презентация