Цели урока:
- развитие стойкого интереса к литературе;
- накопление читательского опыта;
- развитие речи и воображения;
- формирование понятия темы, основной идеи произведения;
Задачи урока:
1.Учебные:
- познакомить учащихся с авторской сказкой В.Г.Сутеева “Дядя Миша”;
- формировать понятие “сказка”;
- учить воспринимать сказочный текст;
- учить определять тему сказки, правильно называть произведение;
- учить рассказывать сказку по плану.
2.Воспитательные:
- на примерах героев сказки учить детей трудолюбию, вежливости;
- развитие способности эмоционально воспринимать события данного произведения.
Учебные умения:
- определять жанр сказки;
- правильно называть сказку;
- составлять схематический план сказки под руководством учителя;
- рассказывать сказку.
Оборудование:
- выставка книг со сказками (авторскими и народными);
- рисунки сказочных героев;
- карточки;
- плакаты с изображением местности, детали аппликации, клей.
- костюмы сказочных героев;
- магнитофон;
- музыкальное сопровождение;
- листы для оформления обложки, цветные карандаши.
Орг. момент.
Что вы ждете от этого урока? (ответы детей)
Рассмотрите выставку. Какие книги вы видите? (сказки.)
- На какие группы можно разделить эти сказки? (авторские, народные)
- Чем отличаются авторские сказки от народных? (авторские сказки пишут авторы, а народные – народ.)
- Чем сказка отличается от рассказа? (в сказке есть волшебство).
- Что объединяет все сказки? (добро побеждает зло, все заканчивается хорошо, все сказки учат добру.)
- Кого из писателей – сказочников вы знаете? (ответы детей)
- Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)
- Много сказок вы знаете. А какие сказки мы прочитали на уроках Литературного слушания? (Белов “Родничок”, Михайлов “Лесные хоромы”.)
Новая тема.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Г.Сутеева.
(Биография.)
По произведениям этого человека создано множество мультфильмов. Вы их наверняка знаете. Это: “Мешок яблок”, “Палочка – выручалочка”, “Кто сказал “Мяу”?”, “Разные колеса”, “Под грибом”, ит.д.
Но самое интересное заключается в том, что В.Г. Сутеев был не только автором сказок, но и сам иллюстрировал свои книги. Вот одна из них.
(показ книги).
- На перемене можно посмотреть поближе.
Первичное восприятие.
- Итак: слушаем произведение, определяем жанр, придумываем название.
(чтение произведения учителем)
Итак: что это по жанру? (ответы детей)
- Как назовете? (ответы детей)
- Я дочитываю сказку до конца.
- О ком говорится в этой сказке? (о медведе)
- Вспомните сказки, где главным героем является медведь? (ответы детей)
- Как называют звери медведя? (дядя Миша)
- Почему? (ответы детей)
- Можно ли сказать про него: неразумный, ленивый, невежливый, неуклюжий?) (ответы детей)
- Как понимаете слово неразумный? (ответы детей); неуклюжий? (неповоротливый, медлительный).
- Почему Медведь невежливый? (ответы детей)
- К кому из героев можно отнести слова: трудолюбивый, приветливый, заботливый? (еж, белка, кот, мышонок)
- Хитрая, обманщица? (лиса.)
- Можно ли сказку назвать поучительной?
- Чему она учит? (ответы детей)
- Кто из героев вам понравился? Почему?
Оформление обложки.
- А сейчас возьмем листочки и оформим обложку к этому произведению.
- Итак: что это? О ком? Как покажем на обложке? Где покажем автора? Название? Прочитаем.
Иллюстрирование книги.
- Сегодня мы проиллюстрируем книгу не как обычно, мы возьмем клей, намажем трафареты и приклеим на ватман. (коллективное выполнение работы на ватманах)
- Вам нравится иллюстрация к сказке?
- Ребята, посмотрите, герои сказки перепутались. Давайте вспомним, в какой последовательности Медведь встречался с героями сказки.
- А чтобы вспомнить, кто из героев чем занимался, откроем учебник с.38 и прочитаем.
Инсценировка.
- А теперь вспомним еще раз сказку.
- Ребята, сказки учат нас добру, трудолюбию, честности, справедливости. -А чему учит нас эта сказка? (ответы детей)
Работа над пословицей.
- Но учат нас не только сказки, но и пословицы. У меня пословица. Читаем с доски: “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.
- Как понимаете пословицу? (ответы детей)
- Сказка – обман, но она всегда чему-то учит, недаром все дети так любят сказки.
Итог урока.
- На уроке вы хорошо потрудились. Герои сказки говорят вам “спасибо” и угощают вас дарами осени- спелыми наливными яблочками.
Инсценировка сказки.
Автор: - Зашел как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:
Медведь - Как дела, Косой?
Заяц - Да вот морковку дергаю.
М. - И мне надо.
З. – На здоровье, дядя Миша. Бери сколько хочешь.
Автор. Поплевал Медведь себе на лапы и пошел морковь дергать так, что она во все стороны полетела. Мимо ежик проходил.
Еж. –Что вы делаете?
М. –Морковку дергаем.
Еж. – А я в лес иду за грибами.
М. – И мне запас на зиму нужен. Я с тобой пойду.
Заяц. – А как же морковка?
М. – Сам ее кушай, а грибы люблю.
Автор. И пошли они в лес. Ежик грибы собирает и на колючки накалывает, а неуклюжий медведь их ногами топчет.
Белка с дерева кричит:
Белка. – Что это ты, дядя Миша, все кланяешься?
М. – Грибы собираю.
Белка. – А ты орешки попробуй.
М (пробует) – Вот это дело. Я их одним махом соберу. Вот так!
(вытаскивает дерево из вазы)
Еж вздыхает, разводит руками, уходит. Белка тоже.
Автор. – Идет навстречу кот с удочками.
Медведь - Куда собрался, усатый?
Кот - На рыбалку. Хочу котятам рыбки наловить.
М. – Рыбки? Это хорошо. Я люблю рыбку. Мне нужно на зиму рыбкой запастись.
(бросает ветки)
Белка - А как же орехи, дядя Миша?
М. – Да что орехи?....Мелочь.
Автор. Пришли на речку, закинули удочки. А лиса тут как тут.
Лиса. – Пустяками ты занимаешься, дядя Миша.
М. – Как это пустяками? Мне рыба в запас на зиму нужна.
Лиса. – Да много ли ты ее наловишь? И какая радость всю зиму рыбу жевать? Пойдем–ка в деревню кур да уток таскать.
М. – Кур? Уток? Идем скорее.
Кот. –Дядя Миша, у тебя рыбка клюет!
М. – Пускай клюет, рыба не курица.
Все уходят.
Автор. А когда стемнело, Лиса и Медведь подкрались к птичнику. Лиса велела медведю сторожить у забора, а сама пошла кур, да уток таскать.
Только собаки не дремали. Почуяли они медведя, набежали, лают – заливаются, того и гляди, разорвут. Забыл Медведь про кур, Лису и со всех ног бросился бежать. А Лиса тем временем со своей добычей выбралась из птичника и побежала в лес. Только ее и видели.
Сидит медведь в лесу под деревом, а мимо Мышонок бежит.
Мышонок. – Что с вами, дядя Миша?
Медведь. – Да вот хотел на зиму запас сделать.
Мышонок. – Запас – это хорошо.
Медведь. – Я и морковку дергал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу ловил, и кур таскал.
Мышонок. – Кур таскал? Это плохо.
Медведь. – Все делал – и вот с пустыми лапами остался. Зима на носу. Залягу в берлогу и буду до весны лапу сосать.
Мышонок. – Эх, дядя Миша!
Автор. Хотел Мышонок еще что-то сказать, да только лапой махнул и побежал дальше А что тут скажешь?