Тип урока: комбинированный.
Цели урока: познакомить учащихся с размещением животного мира и охотничье-промысловыми ресурсами, выделить природоохранные меры.
Оснащение урока: зоологические карты, карты атласа, слайды и видеоматериалы.
Содержание урока
1. Проверка домашнего задания. (Использование презентации – Приложение 1)
Используя карту “Природные зоны”, заполнить пустующие графы:
широколиственные | ………… | Мягкая зима, влажное лето |
………….. | Береза, ель…. | ……………. |
степи | Ковыли, типчак | ……………. |
………….. | Мхи, кустарники …….. | ……………. |
2. Изучение нового материала.
Провести беседу, задавая вопросы: чем отличается животный мир от растительного, каково значение животных в природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности? Подвести итог беседы: видовое разнообразие животных обитающих на территории России, велико. Животные приспособились к определенным условиям окружающей среды, и их распространение зависит от климатических условий растительности, характера почв и времени.
3. Просмотр слайдов презентации (Приложение 1): обитатели тундр, лесных сообществ, степей и пустынь. Ученики не только просматривают сюжеты, но и делают записи в тетради (природная зона – виды животных):
- тундра -……………
- лес - ……………….
- Степь -……………
- Пустыни -………….
После просмотра сделать выводы: разнообразие животного мира, ареалы распространения, нет чётких границ, определённая взаимосвязь - биологическая цепочка.
4. Рассказ об охотничье-промысловых ресурсах: объектом промысла являются животные и птицы, мясо, пушнину и шкуры которых человек использует в своей жизнедеятельности. Но в процессе использования промысловых ресурсов и другой деятельности органический претерпевает определённые изменения. (Приложение 1). Используя свои знания и текст учебника, учащиеся заполняют таблицу:
Происходящие изменения органического мира | Меры по охране и восстановлению органического мира |
Замена естественной растительности, уничтожение животных и растений (или изменение видового состава и численности), ущерб от загрязнений промышленными отходами и т.д. | Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки, разведение животного и растительного мира, охрана природы информационного плана (воспитание школьников, разъяснение туристам, природоохранные меры на предприятиях) и т. д. |
Показ видеоматериалов о заповедниках.
5. Итог урока: с какой темой познакомились, что нового узнали, какой материал использовали.