Цель: Через использование художественного слова, произведений классики ввести детей в удивительный мир моря.
Задачи:
- учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный замысел, основанный на музыкальных, живописных и литературных произведений;
- совершенствовать технические изобразительные навыки в использовании различных выразительных средств;
- развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, предметы, явления; развивать чувствительные каналы через обследование предметов;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение ко всему живому.
Содержание занятия.
Педагог приветствует детей и подзывает к себе.
Педагог: Посмотрите, какое чудо сегодня я вам принесла. Узнаёте? Что это? (ответы детей).
Педагог: Да, это морская раковина, зовут её Рапан. Она очень интересная. Давайте рассмотрим её, обследуем.
Педагог детям в руки отдаёт морскую раковину, они её рассматривают, совещаются, передают друг другу. Затем вместе с педагогом дети обсуждают и фактуру раковины, особенности строения, формы, необычность цвета.
Педагог: Представляете, её подняли из морских глубин. В ней когда-то жил моллюск. Он рос, и вместе с ним росла раковина, она была для него домиком. Как вы думаете, сколько лет этой раковине? (ответы детей).
Педагог: Эта раковина очень стара. Её возраст можно определить по линиям – бороздкам, которые есть на её поверхности.
Дети пытаются посчитать линии – определяют возраст раковины.
Педагог: А вы слышали когда-нибудь, что морская раковина умеет петь, а может быть, она нашёптывает нам сказку, о том, что видела на своём веку. Попробуйте послушать морскую раковину, услышать её песню, звуки.
Дети по очереди делятся своими впечатлениями, о том, что они услышали.
Педагог: Я тоже хочу поделиться с вами одной сказкой–легендой, которую рассказала мне Рапан.
Сказка–легенда о жемчужине.
Оказывается не только земля, но и море ждёт дождя.
Когда первые капельки дождя ударяются о поверхность воды, из синих морских глубин медленно поднимаются двухстворчатые раковины жемчужницы.
Они открывают свои перламутровые створки и ловят всего одну капельку дождя. После этого раковины – жемчужницы медленно опускаются на дно. Там в темноте, эта капля превращается в ни с чем не сравнимую по красоте горошину-жемчужину.
Говорят, если достать жемчуг со дна моря и носить его на теле, тот будет защищён от несчастий.
Интересно!?
Педагог: А теперь давайте представим, что мы с вами опустились на дно морское, и что же мы с вами можем там увидеть?
Дети фантазируют, высказываются.
Педагог: Дети послушайте музыкальное произведение «Море и Синдбадов корабль» из симфонической сюиты «Шехерезада» Римского Корсакова.
- О чём это произведение? (ответы детей).
- Какой характер музыки? (ответы детей).
- Какие рыбки? (ответы детей).
- Что они делают? (ответы детей).
- Что вам представилось? (ответы детей).
Педагог: А кто-нибудь из вас может изобразить, обыграть движениями того, кого он повстречал, а мы попробуем угадать.
Дети изображают, импровизируют.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам нарисовать морских жителей, тех о которых вы услышали сегодня в сказке – или музыкальном отрывке.
Дети выбирают художественные материалы, инструменты по своему желанию и приступают к выполнению творческого задания.