Конспект урока математики. 1-й класс. Тема: "Число 8. Цифра 8"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Основные цели:

  • сформировать представление о числе 8 как количественном свойстве групп из 8 предметов,
  • повторить состав чисел 5-7, различные способы записи чисел в пределах 7.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

Ход урока

Приложение

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цели:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности через игровую ситуацию;
  • определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Вспомните наше путешествие по числовому отрезку

- На какой станции мы остановились? (На станции 7)

- Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)

- Зачем? (- Мы познакомились не со всеми числами. - Чтобы узнать другие числа, их состав, …)

- Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.

- Как всегда с нами в путешествие за новыми знаниями отправляется наш друг Буратино, но не один. Сегодня он пригласил с собой Матрёшку. А почему именно Матрёшку, вы сами потом ответите.

- А кто может управлять нашим паровозиком? (Только настоящие ученики.)

- Кого называют настоящими учениками? (Того, кто сам может определить, чего он не знает, и сам находит способ решения)

- Пожелаем друг другу удачи и счастливого пути!

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цели:

  • актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;
  • повторить состав чисел в пределах 7,схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на этапе 2:

- Что поможет нам в дороге? (Наши знания)

- Ребята, мы не все знания должны взять с собой, а только те, которые нужны будут нам в данном путешествии.

- Давайте повторим всё, что нам пригодиться, чтобы наши друзья Буратино и Матрёшка увидели, что мы настоящие ученики и хорошие машинисты для нашего волшебного Паровозика.

- Задание первое:

Соотнесите количество предметов с нужной цифрой и графической моделью:

Задание на доске. Дети цепочкой выходят к доске и выполняют задание.

-Мешочки с различными предметами

- Карточки с числами

- карточки с графическими моделями чисел

- Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами или изобразить графической моделью)

Задание № 2.

Покажите на карточках число, следующее за числом 5. (4, 2, 6)

- Как получить следующее число? (+ 1)

Задание № 3.

Решите на доске равенства, используя различные способы вычисления.

Способы вычисления

1) Числовой луч

2) Состав числа

3+2= (5) 3+3= (6) 3+4= (7)

Чему равна первая сумма? (5) Докажи. (Мы можем посчитать по числовому лучу: от 3 делаем 2 шага в сторону + и приходим к 5)

Чему равна вторая сумма? (6) Докажи. (Мы знаем состав числа :3 и 3 – это 6. Дети обращаются к “домикам” с составом числа 6.

Чему равна третья сумма? (7) Докажи. (Аналогично)

- Что вы заметили интересного в ответах? (Числа идут в порядке возрастания)

- А каким может быть первое равенство?

- Что вы заметили интересного в равенствах? (Закономерность: первое слагаемое всегда одинаковое, второе – увеличивается на один, поэтому сумма увеличивается на 1)

- Хорошо! Мы можем добавить ещё один способ решения – закономерность.

- закономерность

- Какой способ вычисления самый быстрый? (знание состава числа)

- Что мы сейчас повторили?

- Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком. Если возможно, можно применить закономерность.

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)

- А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!)

- Раз мы справились со всеми заданиями, мы, действительно, смело можем продолжать путешествие.

- Теперь будет новое для вас задание.

Нужно найти значение выражения 3+5. (выражение записано на карточке)

Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 5 мы знакомы?(Таких соседей нет ни в одном домике)

- Правильно. Итак, через ? минутки запишите результат на файле.

- Стоп!

(Ответы фиксируются на доске)

У кого нет ответа?

- Кто получил ответ. (Файлы вывешиваются на доску)

3. Постановка проблемы.

Цель:

1) выявить место и причину затруднения

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Какое задание выполняли? (Находили значение выражения 3+5.)

- У кого-то нет ответа, кто-то получил ответ, но почему ответы разные?

– Похожие задания вы уже выполняли в начале урока.

А почему же здесь возникло затруднение? (Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом.)

(Мы не успели, потому что таких соседей нет ни в одном “домике”. Не знаем нужной цифры….)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

  • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  • построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Какая же тема урока и цели?(ТЕМА и ЦЕЛИ появляются на доске (Число 8) (и цифра 8)

- Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на данный урок.

- Не умеем записывать цифру 8. Надо научиться писать цифру 8)

- Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?

(На числовом отрезке нашли число 3 и сделали в сторону плюса 5 шагов. Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 8, значит надо найти место числу 8 на числовом отрезке )

- Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 8.

ФИЗ. МИНУТКА: 1,2,3,4,5,6,7,8. 8,7,6,5,4,3,2,1.(Движение рук под счёт)

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  • зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 8)

- Для чего нужно уметь писать цифру 8? (Чтобы записывать число 8)

Знакомства с цифрой 8. – На что похожа цифра? (На очки, на снеговика, на кольца от ножниц, на матрёшку). Так вот почему с нами сегодня путешествует Матрёшка и, оказывается, Буратино не случайно пригласил её.

- А ещё есть стихотворение об этой цифре:

У восьмёрки два кольца,

Без начала и конца.

- Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 8.

- А теперь на файлах по алгоритму научимся писать цифру 8. (Работа по алгоритму на файлах).

- Первый пункт мы выполнили? Научились писать цифру 8? Для чего научились?(Теперь сможем не только считать до 8, но записывать числа до 8)

- Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.

- Если рассуждать по закономерности, то вы можете заметить, что второе слагаемое увеличилось на один, сумма увеличиться на один, получили 3+5=8, следовательно, число 8- следующее за числом 7)

Значит, чтобы найти место числу 8 на числовом отрезке, надо к 7 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 8 (Дети на доске и на файлах достраивают отрезок)

- Какой следующий пункт плана? (Состав числа)

- Для данной работы приготовьте 8 кружков. Как можно разложить данные кружки в два мешочка? (Вначале переложим один кружок и пересчитаем, сколько осталось во втором, получили 1 да 7, значит на первом этаже находятся жители 1 и 7, следовательно 8- это 1 и 7) (Дети работаю на доске и на партах). Результаты проговариваются в громкой речи и “заселяется домик № 8”

Аналогично работают с остальными вариантами.

- Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)

- Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

  • зафиксировать во внешней речи состав числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Значит, состав числа нужно быстрее выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 8.

- Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 8?)

Обращаясь к целям урока:

- Писать цифру научились? (Да)

- На числовом.отрезке . место числу 8 нашли? (Да)

- С составом числа 8 поработали? (Да)

- Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).

- Верно. Чтобы быстрей и лучше запомнить состав числа 8, давайте решим следующие равенства:

На доске:

2+6 (=8) 4+4 5+3
8-4 (=4) 8-2 8-1
(на доске с проговариванием) (фронтально) (самостоятельно)

Первый столбик решается на доске с проговариванием в громкой речи состава числа 8 всеми детьми.(2 и 6 это 8, поэтому 2+6=8. 8 это 4 и 4, поэтому 8-4=4)

Второй столбик – фронтально с места с проговариванием в громкой речи.

Третий столбик на файлах – с проговариванием в парах.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цели:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить сформированность представления о составе числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Самостоятельно решите на листочках равенства, а затем мы проверим и расскажем нашим друзьям, как поняли тему урока.

(С/Р на листочках: 6+2= 8-3=)

Проверка по эталону:

- Сравните с эталоном первый пример.

- Кто нашёл ошибку в первом равенстве?

- Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)

- Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки “?”, чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.

- Кто нашёл ошибку во втором равенстве?

- Кто не понял, как работать с “домиком № 8”

- У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)

- Молодцы! Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

  • тренировать способность к соотнесению количества предметов с цифрой и графической моделью.
  • тренировать способность к применению знаний по составу числа.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Работа по учебнику №1 стр. 12

- Найдите мешочек с 8 предметами и проведите ниточку к соответствующей цифре.

- Каких предметов 8? С какой цифрой соединили?

№ 4 стр.13

- Дорисуй недостающие точки на фишках.

- Сколько дорисовали на первой фишке? Почему? (8 это 3 и 5)

Аналогично с остальными шишками.

Проверка – фронтально.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить свою работу и работу класса на уроке;
  • наметить направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 8”.)

- Чему мы хотели научиться? (Изучить число 8 и научиться писать цифру 8.)

- Нам это удалось? (Да.)

- Докажите.

- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?

- Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете почему?

– Оцените свою работу. Подарите магнитик Матрёшке: если вы считаете, что трудились очень хорошо, и у вас все получалось, прикрепите магнитик к большой Матрёшке; если считаете, что не очень хорошо поняли тему ? прикрепите магнитик к средней Матрёшке; ну а если наше путешествие вам не принесло никаких знаний и вы ничему не научились – тогда магнитик должен попасть к маленькой Матрёшке. (Дети выходят к доске и прикрепляют магниты)

Учитель делает вывод по итогам самооценки.

- Какие ТРУДНОСТИ остались?

- Ребята, кому понравилось число и цифра 8, дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 8. А завтра мы устроим выставку ваших работ.