Основные цели:
- сформировать представление о числе 8 как количественном свойстве групп из 8 предметов,
- повторить состав чисел 5-7, различные способы записи чисел в пределах 7.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности через игровую ситуацию;
- определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Вспомните наше путешествие по числовому отрезку
- На какой станции мы остановились? (На станции 7)
- Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)
- Зачем? (- Мы познакомились не со всеми числами. - Чтобы узнать другие числа, их состав, …)
- Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.
- Как всегда с нами в путешествие за новыми знаниями отправляется наш друг Буратино, но не один. Сегодня он пригласил с собой Матрёшку. А почему именно Матрёшку, вы сами потом ответите.
- А кто может управлять нашим паровозиком? (Только настоящие ученики.)
- Кого называют настоящими учениками? (Того, кто сам может определить, чего он не знает, и сам находит способ решения)
- Пожелаем друг другу удачи и счастливого пути!
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цели:
- актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;
- повторить состав чисел в пределах 7,схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах
- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Что поможет нам в дороге? (Наши знания)
- Ребята, мы не все знания должны взять с собой, а только те, которые нужны будут нам в данном путешествии.
- Давайте повторим всё, что нам пригодиться, чтобы наши друзья Буратино и Матрёшка увидели, что мы настоящие ученики и хорошие машинисты для нашего волшебного Паровозика.
- Задание первое:
Соотнесите количество предметов с нужной цифрой и графической моделью:
Задание на доске. Дети цепочкой выходят к доске и выполняют задание.
-Мешочки с различными предметами - Карточки с числами
- карточки с графическими моделями чисел
- Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами или изобразить графической моделью)
Задание № 2.
Покажите на карточках число, следующее за числом 5. (4, 2, 6)
- Как получить следующее число? (+ 1)
Задание № 3.
Решите на доске равенства, используя различные способы вычисления.
Способы вычисления
1) Числовой луч 2) Состав числа
3+2= (5) 3+3= (6) 3+4= (7)
Чему равна первая сумма? (5) Докажи. (Мы можем посчитать по числовому лучу: от 3 делаем 2 шага в сторону + и приходим к 5)
Чему равна вторая сумма? (6) Докажи. (Мы знаем состав числа :3 и 3 – это 6. Дети обращаются к “домикам” с составом числа 6.
Чему равна третья сумма? (7) Докажи. (Аналогично)
- Что вы заметили интересного в ответах? (Числа идут в порядке возрастания)
- А каким может быть первое равенство?
- Что вы заметили интересного в равенствах? (Закономерность: первое слагаемое всегда одинаковое, второе – увеличивается на один, поэтому сумма увеличивается на 1)
- Хорошо! Мы можем добавить ещё один способ решения – закономерность.
- закономерность
- Какой способ вычисления самый быстрый? (знание состава числа)
- Что мы сейчас повторили?
- Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком. Если возможно, можно применить закономерность.
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)
- А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!)
- Раз мы справились со всеми заданиями, мы, действительно, смело можем продолжать путешествие.
- Теперь будет новое для вас задание.
Нужно найти значение выражения 3+5. (выражение записано на карточке)
Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 5 мы знакомы?(Таких соседей нет ни в одном домике)
- Правильно. Итак, через ? минутки запишите результат на файле.
- Стоп!
(Ответы фиксируются на доске)
У кого нет ответа?
- Кто получил ответ. (Файлы вывешиваются на доску)
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) выявить место и причину затруднения
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание выполняли? (Находили значение выражения 3+5.)
- У кого-то нет ответа, кто-то получил ответ, но почему ответы разные?
– Похожие задания вы уже выполняли в начале урока.
А почему же здесь возникло затруднение? (Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом.)
(Мы не успели, потому что таких соседей нет ни в одном “домике”. Не знаем нужной цифры….)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
- построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какая же тема урока и цели?(ТЕМА и ЦЕЛИ появляются на доске (Число 8) (и цифра 8)
- Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на данный урок.
- Не умеем записывать цифру 8. Надо научиться писать цифру 8)
- Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?
(На числовом отрезке нашли число 3 и сделали в сторону плюса 5 шагов. Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 8, значит надо найти место числу 8 на числовом отрезке )
- Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 8.
ФИЗ. МИНУТКА: 1,2,3,4,5,6,7,8. 8,7,6,5,4,3,2,1.(Движение рук под счёт)
5. Реализация построенного проекта.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 8)
- Для чего нужно уметь писать цифру 8? (Чтобы записывать число 8)
Знакомства с цифрой 8. – На что похожа цифра? (На очки, на снеговика, на кольца от ножниц, на матрёшку). Так вот почему с нами сегодня путешествует Матрёшка и, оказывается, Буратино не случайно пригласил её.
- А ещё есть стихотворение об этой цифре:
У восьмёрки два кольца,
Без начала и конца.
- Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 8.
- А теперь на файлах по алгоритму научимся писать цифру 8. (Работа по алгоритму на файлах).
- Первый пункт мы выполнили? Научились писать цифру 8? Для чего научились?(Теперь сможем не только считать до 8, но записывать числа до 8)
- Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.
- Если рассуждать по закономерности, то вы можете заметить, что второе слагаемое увеличилось на один, сумма увеличиться на один, получили 3+5=8, следовательно, число 8- следующее за числом 7)
Значит, чтобы найти место числу 8 на числовом отрезке, надо к 7 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 8 (Дети на доске и на файлах достраивают отрезок)
- Какой следующий пункт плана? (Состав числа)
- Для данной работы приготовьте 8 кружков. Как можно разложить данные кружки в два мешочка? (Вначале переложим один кружок и пересчитаем, сколько осталось во втором, получили 1 да 7, значит на первом этаже находятся жители 1 и 7, следовательно 8- это 1 и 7) (Дети работаю на доске и на партах). Результаты проговариваются в громкой речи и “заселяется домик № 8”
Аналогично работают с остальными вариантами.
- Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)
- Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
- зафиксировать во внешней речи состав числа 8.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Значит, состав числа нужно быстрее выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 8.
- Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 8?)
Обращаясь к целям урока:
- Писать цифру научились? (Да)
- На числовом.отрезке . место числу 8 нашли? (Да)
- С составом числа 8 поработали? (Да)
- Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).
- Верно. Чтобы быстрей и лучше запомнить состав числа 8, давайте решим следующие равенства:
На доске:
2+6 (=8) 4+4 5+3 8-4 (=4) 8-2 8-1 (на доске с проговариванием) (фронтально) (самостоятельно)
Первый столбик решается на доске с проговариванием в громкой речи состава числа 8 всеми детьми.(2 и 6 это 8, поэтому 2+6=8. 8 это 4 и 4, поэтому 8-4=4)
Второй столбик – фронтально с места с проговариванием в громкой речи.
Третий столбик на файлах – с проговариванием в парах.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цели:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить сформированность представления о составе числа 8.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Самостоятельно решите на листочках равенства, а затем мы проверим и расскажем нашим друзьям, как поняли тему урока.
(С/Р на листочках: 6+2= 8-3=)
Проверка по эталону:
- Сравните с эталоном первый пример.
- Кто нашёл ошибку в первом равенстве?
- Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)
- Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки “?”, чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
- Кто нашёл ошибку во втором равенстве?
- Кто не понял, как работать с “домиком № 8”
- У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)
- Молодцы! Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цели:
- тренировать способность к соотнесению количества предметов с цифрой и графической моделью.
- тренировать способность к применению знаний по составу числа.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Работа по учебнику №1 стр. 12
- Найдите мешочек с 8 предметами и проведите ниточку к соответствующей цифре.
- Каких предметов 8? С какой цифрой соединили?
№ 4 стр.13
- Дорисуй недостающие точки на фишках.
- Сколько дорисовали на первой фишке? Почему? (8 это 3 и 5)
Аналогично с остальными шишками.
Проверка – фронтально.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить свою работу и работу класса на уроке;
- наметить направления будущей учебной деятельности;
- обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 8”.)
- Чему мы хотели научиться? (Изучить число 8 и научиться писать цифру 8.)
- Нам это удалось? (Да.)
- Докажите.
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?
- Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете почему?
– Оцените свою работу. Подарите магнитик Матрёшке: если вы считаете, что трудились очень хорошо, и у вас все получалось, прикрепите магнитик к большой Матрёшке; если считаете, что не очень хорошо поняли тему ? прикрепите магнитик к средней Матрёшке; ну а если наше путешествие вам не принесло никаких знаний и вы ничему не научились – тогда магнитик должен попасть к маленькой Матрёшке. (Дети выходят к доске и прикрепляют магниты)
Учитель делает вывод по итогам самооценки.
- Какие ТРУДНОСТИ остались?
- Ребята, кому понравилось число и цифра 8, дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 8. А завтра мы устроим выставку ваших работ.