Урок русского языка 3-й класс, "Слова, сходные по звучанию"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


I . Организационный момент.

Эй, ребята, чур молчок,
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “пять”!

II. Минутка поэзии.

А. Шибаев “Море слов”

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, - означено словами.
Они слышны и здесь и там, на улице и дома.
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. В русском языке слов очень, очень много. Все они произошли не одновременно и живут разной жизнью. В “Толковом словаре” В.И.Даля 200.000 слов. Взрослый человек понимает 35.000 слов. Ребенок – меньше, но каждый дети знакомятся с новыми словами, выражениями и стараются употреблять их в речи.

Речь человека может сказать многое о нем. Потому, что говорит человек, мы можем судить, какой он: грубый или воспитанный, злой или добрый, внимательный или невнимательный. Своей речью мы притягиваем к себе людей или отталкиваем их от себя.

Какой должна быть речь воспитанного, культурного человека?

(Речь должна быть правильной, точной и понятной)

Будьте внимательны к своей речи и речи собеседника.

Направьте глазки на доску. Какое сегодня число? С чем ассоциируется запись числа? Давайте вспомним и прочитаем половицы о декабре, которые “живут” в УГОЛКЕ ПРИРОДЫ. Что можете сказать о первом зимнем месяце?

- Декабрь – ночь года.

- Декабрьский денек – с воробьиный скок.

- В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

III. Повторение правил посадки при письме с использованием плаката “Сиди правильно”

IV. Запись числа.

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
На отлично потружусь.

V. Словарно-орфографическая работа.

Первый этап урока – традиционный, это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не допускать ошибок в словарных словах.

Внимание на доску. Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с правописанием которого мы сегодня познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения? (Это слово “яблоко”, оно читается против часовой стрелки.)

Что такое яблоко? (Яблоко – это плод дерева яблони.)

Ребята, не только плод яблони называется яблоком, но и некоторые другие предметы. Например:

  • тело глаза – глазное яблоко,
  • сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблоко, “попасть в яблочко”.
  • рукоятка меча – яблоко.

Подскажите, как называется слово, у которого ни одно, а несколько значений?

(многозначное)

Многообразие значений слова “яблоко” объясняется тем, что яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово “яблоко” в древнерусском языке означало “шар”.

Ребята, из какой волшебной книги, я смогла узнать о происхождении слова “яблоко”? (этимологический словарь)

А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, посмотрите на карточку-ассоциацию, которая вам поможет запомнить правильное написание слова “яблоко”

Запишите слово “яблоко” в тетрадь, составьте схему слова. Устно подберите подходящие имена прилагательные.

Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты:

- Яблоку негде упасть.

- Яблоко раздора.

- Конь в яблоках.

- Как румяное яблоко.

- Яблоко от яблони недалеко падает.

(Пословица записана под № 5, остальные словосочетания-фразеологизмы)

Объясните смысл пословицы, запишите в тетрадь. (Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.)

Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

- Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами.

- Очень красивое.

- Это то, что приводит к ссоре.

- Тесно.

VІ. Введение в тему урока.

Ребята, решаем ли мы уроках русского языка задачи? (Да, только они не математические, а орфографические.)

Посмотрите на доску, на какую тему будем решать орфографические задачи на уроке?

(Безударные гласные в корне)

Какие бывают безударные гласные в корне? (проверяемые ударением, непроверяемые ударением)

Прокомментируйте записи на карточках.

  1. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить форму слова, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.
  2. Если в корне слова две безударные гласные, надо подобрать два проверочных слова.
  3. Если в корне слова непроверяемая безударная гласная, то уточнить правописание слова нужно в орфографическом словаре.)

V. Самостоятельная работа.

Распознавание слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне. (индивидуальные карточки)

- Запишите слова в два столбика, решая орфографические задачи

С.сна, к.рова, в.ршина, дят.л, вес.ло. яг.да, зв.рёк, р.бота, г.л.дать, тр.щит, р.бина, б.жать, т.жёлый, п.м.дор, г.рох, с.рока.

- Взаимопроверка

VІ. Работа над новым материалом. Постановка проблемы.

Где же прячется вопрос нашей темы? Хотите узнать сами? Запишите под диктовку пару предложений.

Дорожка вела к озеру. Птичка вила гнездо.

Какие орфографические задачи вы решали при написании предложений? Найдите слова сходные по звучанию. Одинаковые ли безударные гласные в корне вы написали в этих словах? Почему? Ведь они одинаково произносятся. Чем слова отличаются? Подберите проверочные слова. Что заметили?

Может ли значение слово помочь выбрать букву в корне в словах сходных по звучанию? Итак, вопрос нашего урока: правописание безударных гласных в корне слов сходных по звучанию.

Найдите в данных предложениях слово, в котором звуков меньше, чем букв.

VІІ. Самостоятельная работа по перфокартам.

Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по листку контроля.

  • сл.зал сметану - сл.зал с дерева
  • вып.ли из рук – вып.ли сорняк
  • зап.вать песню – зап.вать водой
  • об.жать дом – об.жать ребёнка
  • сп.ши в гости - сп.ши текст.
  • гулять в л.су – стрелять в л.су

Может ли значение слова помочь решить орфографические задачи в корне?

VІІІ. Работа по теме урока. Корректирование предложений, работая в парах.

- Волосы у отца уже начали сидеть.

- Леса жила в норе.

- Все спустились с горы, а Витя все слизал.

- Мальчик полоскал собаку.

Фронтальная проверка.

Какие слова у вас вызвали сомнение? В каких словах вы решали орфографические задачи? Чем эти слова сходны? (по звучанию, произношению) Каким способом проверки воспользовались? (уточнили значение слова)

Физкультминутка для глаз

ІX. Слушание музыки П.И.Чайковского “Времена года”

Какое время года за окном? Я предлагаю вам послушать музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. В его музыкальном альбоме есть страничка, посвященная зиме. Называется – “декабрь” Закройте глаза, послушайте и представьте, какие же картины зимней природы композитор мог видеть, когда писал эту музыку.

Какие зимние слова вам подарила эта музыка? (снег, метель, холод, вьюга, снегопад, сугробы, ….)

Физкультминутка

Игра “Собираем родственников” (по классу в разных местах развешаны карточки со словами:

Снежинка, нежный, мороз, снеговой, снеговик, метель, снежный, подснежник, пурга, заснеженный.)

Помогите найти родственников слова СНЕГ. (Дети доказывают свой выбор, объясняя значение каждого слова при помощи слова СНЕГ.)

Какие слова являются проверочными? А какие нужно проверить?

Что вы знаете о правописании корня в однокоренных словах?

Какое из родственных слов приближает весну? Почему? Объясни значение слова подснежник с помощью толкового словаря.

А вы знаете, что у слова снег существует 42 родственника. Попробуйте дома записать как можно больше слов-родственников.

X. Работа с предложением.

1. Запишите в тетрадь те слова с карточек, которые соответствуют схеме

снежинка, снеговой, снежный

(индивидуальная проверка)

2. Составьте и запишите распространенное предложение со словом снежинки. Разберите его по членам, выпишите словосочетания. Охарактеризуйте предложение. (фронтальная проверка)

XІ. Творческая работа с текстом.

Составьте небольшой рассказ о снежинке, пользуйтесь вопросами:

  • Как снежинка попала к тебе на варежку?
  • Какая она была?
  • Что с ней произошло?
  • Как ты к этому отнёсся?

Какие орфографические задачи у вас возникли? Как вы их решили?

Какого типа получился ваш текст? (Повествование) На какой вопрос отвечает текст? (Что произошло?) Какие еще типы текстов вы знаете?

XІІ. Домашнее задание.

Упр. 286 с. 107

(Учитель объясняет, как восстановить текст.)

XІІІ. Итог урока. Рефлексия.

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем надо задумываться над значением употребляемых слов?
  • Может ли значение слов помочь решить орфографические задачи в корне слова?

Грамотные и культурные люди всегда задумываются над значением слова, которое употребляют. А если не знаем значение слова, что нам поможет? (Толковый словарь)

  • С каким настроением вы уходите с урока?
  • Подарите мне свое “слово-настроение”. (Учитель оценивает знания уч-ся, дети называют определенные слова, характеризующие их настроение.)