Цели урока.
Образовательные.
- Познакомить со строением кожи, определить функции кожи.
- Расширить знания детей о работе организма.
Развивающие.
- Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
- Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
Воспитательные.
- Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: учебник, лист А 4.
Технология развития критического мышления.
Ход урока
1. Организационный момент.
Задание “Найди лишнее”.
А) Ребро, голень, плечо, бицепс, лопатка.
Ответ: бицепс, так как это мышца, а не кость.
Б) Уши, глаза, язык, сердце, нос.
Ответ: сердце, так как это внутренний орган человека, а не орган чувств.
В) Баня, термы, гимназия, сауна.
Ответ: гимназия, так как учебное заведение, а не учреждение, в котором моются.
2. Стадия - вызов.
У. Для чего люди умываются и купаются?
Д. Очищают кожу от грязи, пыли, микробов с помощью воды.
У. Поговорим сегодня на уроке о коже. Что вы знаете о коже?
Ответы детей записываются на доске.
У. В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел “золотой мальчик”. Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. Что же произошло с мальчиком?
Ответы детей.
У. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать строение кожи и ее функции. С этим мы с вами сегодня и познакомимся. Используя рисунок и текст учебника на стр. 70-72 заполните кластер (ученики работают в группе по 4 человека, кластер на доске).
3. Стадия – осмысление.
У. Расскажите о строении кожи и ее функциях.
Дети рассказывают, что узнали о строении и функциях кожи, учитель на доске заполняет кластер, остальные дети проверяют свои работы, исправляют их.
В ходе беседы, дети отвечают на вопросы.
- Что такое пот?
- Приведите пример, который доказывает, что в коже есть кровеносные сосуды.
- Приведите примеры, которые доказывают, что в коже есть нервные окончания.
- Почему, когда вы бегаете, кожа краснеет?
- Почему кожа бледнеет на морозе?
- Назовите нормальную температуру тела человека.
- Через что из организма выделяется пот, происходит газообмен?
У. О каких трех функциях кожи вы узнали?
Д. Пот охлаждает организм, испаряясь с поверхности кожи. Кровеносные сосуда, которые находятся в коже, охраняют тело от жары или холода. Кожа участвует в газообмене.
У. Теперь вы сможете объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу.
Ответы детей.
(Возможный вариант кластера).
4. Рефлексия.
У. Я говорю утверждения. Если вы согласны, то поднимаете зеленый сигнал, если не согласны – красный и исправляете высказывание.
1) В коже много кровеносных сосудов. (Да)
2) Через потовые железы выделяется жир. (Нет, пот)
3) Жир покрывает кожу тонкой пленкой. (Да)
4) Вместе с потом из организма выделяются вещества-отходы. (Да)
5) Кислород проникает в организм через нервные волокна. (Нет, через поры).
6) Кровеносные сосуды в коже могут отдавать избыток внутреннего тепла или сохранять его. (Да)
7) Кожа – орган обоняния. (Нет, орган осязания)
8) Жир делает кожу эластичной и препятствует проникновению жидкости и микробов внутрь тела. (Да)
5. Домашнее задание.
Прочитать дополнительную литературу и дополнить составленную в классе схему.