Урок (окружающий мир) по теме "Кожа – сторожевая башня организма" с использованием технологии развития критического мышления

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

Образовательные.

  1. Познакомить со строением кожи, определить функции кожи.
  2. Расширить знания детей о работе организма.

Развивающие.

  1. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  2. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

Воспитательные.

  1. Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: учебник, лист А 4.

Технология развития критического мышления.

Ход урока

1. Организационный момент.

Задание “Найди лишнее”.

А) Ребро, голень, плечо, бицепс, лопатка.

Ответ: бицепс, так как это мышца, а не кость.

Б) Уши, глаза, язык, сердце, нос.

Ответ: сердце, так как это внутренний орган человека, а не орган чувств.

В) Баня, термы, гимназия, сауна.

Ответ: гимназия, так как учебное заведение, а не учреждение, в котором моются.

2. Стадия - вызов.

У. Для чего люди умываются и купаются?

Д. Очищают кожу от грязи, пыли, микробов с помощью воды.

У. Поговорим сегодня на уроке о коже. Что вы знаете о коже?

Ответы детей записываются на доске.

У. В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел “золотой мальчик”. Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. Что же произошло с мальчиком?

Ответы детей.

У. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать строение кожи и ее функции. С этим мы с вами сегодня и познакомимся. Используя рисунок и текст учебника на стр. 70-72 заполните кластер (ученики работают в группе по 4 человека, кластер на доске).

3. Стадия – осмысление.

У. Расскажите о строении кожи и ее функциях.

Дети рассказывают, что узнали о строении и функциях кожи, учитель на доске заполняет кластер, остальные дети проверяют свои работы, исправляют их.

В ходе беседы, дети отвечают на вопросы.

- Что такое пот?

- Приведите пример, который доказывает, что в коже есть кровеносные сосуды.

- Приведите примеры, которые доказывают, что в коже есть нервные окончания.

- Почему, когда вы бегаете, кожа краснеет?

- Почему кожа бледнеет на морозе?

- Назовите нормальную температуру тела человека.

- Через что из организма выделяется пот, происходит газообмен?

У. О каких трех функциях кожи вы узнали?

Д. Пот охлаждает организм, испаряясь с поверхности кожи. Кровеносные сосуда, которые находятся в коже, охраняют тело от жары или холода. Кожа участвует в газообмене.

У. Теперь вы сможете объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу.

Ответы детей.

(Возможный вариант кластера).

4. Рефлексия.

У. Я говорю утверждения. Если вы согласны, то поднимаете зеленый сигнал, если не согласны – красный и исправляете высказывание.

1) В коже много кровеносных сосудов. (Да)

2) Через потовые железы выделяется жир. (Нет, пот)

3) Жир покрывает кожу тонкой пленкой. (Да)

4) Вместе с потом из организма выделяются вещества-отходы. (Да)

5) Кислород проникает в организм через нервные волокна. (Нет, через поры).

6) Кровеносные сосуды в коже могут отдавать избыток внутреннего тепла или сохранять его. (Да)

7) Кожа – орган обоняния. (Нет, орган осязания)

8) Жир делает кожу эластичной и препятствует проникновению жидкости и микробов внутрь тела. (Да)

5. Домашнее задание.

Прочитать дополнительную литературу и дополнить составленную в классе схему.