Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация изученного материала.
На доске представлена группа букв (а, я, о, е, и, ш, ж, б, п, в, ф,г, к, д, т, л, в, д, т, з, с ) в виде новогодних игрушек и три ёлочки. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>
Игра: “Наряди ёлочку”. Распределите игрушки на ёлочках, догадайтесь по какому принципу их надо распределить?
Д. - Гласные буквы.
- Звонкие и глухие согласные.
- Непроизносимые согласные.
У. - Где мы с ними встречались ?
Д. - При написании корней слов.
3. Сообщение темы урока.
У. - Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о написании корня слов.
4. Минутка чистописания.
У.- Скажите, элементы каких букв напоминают по форме ёлочную игрушку? (а, о, б, в, д). Напишите строчку данных букв, соединяя друг с другом в порядке их расположения в алфавите. [2]
У. - Вспомните словарные слова, которые могут начинаться с этих букв.
Д. - Адрес, берёза, вагон, дорога, обед.
У. - Что общего между этими словами?
Д. - Обозначают предметы, являются именами существительными.
5. Словарно-орфографическая работа. Знакомство с новым словарным словом.
У. - Сегодня на уроке познакомимся с новым словарным словом.
5.1. Работа со словарной статьёй. На доске выписка из толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля. [5]
Комната – ж. покой, горница, часть дома, отделённая стенами или перегородкой.
У. - Запишите слово, поставьте ударение.
5.2. Работа с учебником.
У. - Из упражнения №314 с. 132 выпишите предложение с новым словарным словом. Найдите главные члены предложения, начертите схему предложения.
6. Работа по теме урока.
6.1. Обобщение о способах проверки безударных гласных.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье! [4]
У.- Давайте вспомним правило проверки безударных гласных в корне слова и способах проверки.
А) Упражнение в нахождении слов с безударной гласной и подборе проверочных слов.(Работа по учебнику, упражнение № 315 ).
У. - Найдите слова с безударной гласной, подберите проверочное слово.
(По плодам – плод, по делам – дело, добра – добрый.)
Б) Составить словосочетания с подходящими по смыслу словами, Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово.
Т..жёлтый тоненький л..нейка чемодан г..лосок деревянная
У. - Покажите сигнальными карточками какие буквы вставили в слова.
Физминутка. Игра “Кто внимательный?” Если в слове гласный звук требует проверки, то хлопаем 2 раза, если нет – 1 раз.
Предъявляемые слова: годовой, год, голубь, голубка, дождь, дожди, лист, листок, словечко, слово, снег, снеговик.
6.2. Обобщение о способах проверки звонких и глухих согласных в корне.
У. - Продолжаем работу по теме урока.
А) Игра “Найди лишнее слово”. [3]
Перед вами 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Найди это лишнее слово и вычеркни.
Карточка № 1.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
У. – Какое слово вычеркнули? Почему?
Д. – Иней.
У. – По какому признаку сгруппированы слова?
Д. – Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
У. – А какое существует правило на эту орфограмму? Подберите проверочные слова.
Б) Упражнение в правописании звонких и глухих согласных в корне.
Дидактическая игра “Собери яблоки”. [1] <Рисунок 3>.
Цель: развитие внимания, закрепление учебного материала через учебную деятельность.
Описание. За 1 минуту надо собрать все яблоки. Записать слова в тетрадь, подобрать проверочное слово.
Предъявляемые слова. Сла (д\т)кий, сколь(з\с)кий, подгото(в\ф)ка, ло(ж\ш)ка.
У. - Давайте ещё раз повторим способ проверки слов с парными согласными в корне.
Парные согласные – самые опасные.
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй! [4]
6.3. Обобщение о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
У.
Есть согласные-плутовки,
До чего шалуньи ловки.
Их не слышишь, а пиши.
Проверяй, да не спеши.
Что это за согласные? [3]
Д. - Это непроизносимые согласные.
А) Фронтальная работа.
Распознавание слов с непроизносимыми согласными в корне.
На доске запись: Ужастно интерестно всё то, что неизвесно!
У.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Своё внимание к словам. [3]
У. - Что скажите об этом предложении?
Д. - В предложении допущены ошибки.
У. - В каких словах допущены ошибки?
Д. - Ужасно, интересно, неизвестно.
У. - Как проверяем непроизносимые согласные в корне слова?
Д. - В слове ужас нет буквы т, проверочное слово – ужасается.
Д. - В слове интересно нет буквы т , проверочное слово – интересуется.
Д. - В слове неизвестно непроизносимая согласная т, проверочное слово – известие.
У. - Запишите данные слова в тетрадь, подберите проверочное слово.
Б) Самостоятельная работа по учебнику. Распознавание слов с непроизносимыми согласными в корне, закрепление способов проверки.
У. - Из упражнения № 305 выпишите слова с непроизносимыми согласными, подберите проверочное слово.
(Счастливым – счастье, сердце – сердечко.)
В) Обобщение о способах проверки непроизносимых согласных в корне.
Игра “Кто быстрее исправит ошибки?”.[4]
Цель: развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.
Описание. Тексты равные по количеству ошибок предъявляются соперникам. Необходимо как можно быстрее найти и исправить ошибки.
Сонце, чувство, празник,
Серце и проказник.
Лесница и звёзный,
Здраствуйте и позний.
У. - Молодцы! Назовите какие согласные играли с вами в прятки?
Д. - Д, Т, В, Л.
7. Рефлексия урока.
У. - Сегодня на уроке мы повторили правописание безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных в корне слова.
У. - Следующий вид работы поможет вам узнать, как вы усвоили пройденный материал.
7.1. Самостоятельная работа по учебнику.
У. - Из текста упражнения № 312 запишите слова в данную таблицу.
Безударные гласные | Парные согласные | Непроизносимые согласные |
У. - Поменяйтесь работами, проверьте работу соседа по парте.
(По желанию учителя можно выборочно проверить работы.)
У. - Какие правила необходимо знать, чтобы правильно писать корни слов?
(Учащиеся рассказывают о способах проверки безударных гласных в корне слова, звонких, глухих и непроизносимых согласных в корне сова.)
У. - Домашнее задание позволит ещё раз закрепить свои знания по пройденному материалу. Упражнение № 320.
У. - Спасибо за урок! (Учитель выставляет оценки, отмечает более активных учеников.)
Литература.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль “Академия развития”, 1997.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Москва “Владос” 2001.
- Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие занятия для младших школьников. Библиотечка “Первого сентября”. Москва. Чистые пруды 2006.
- Бетенькова Н.М., Фонина Д.С. Конкурс грамотеев. Москва Просвещение АО “Учебная литература” 1995.
- Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.