Цель:
- Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
Развивающая цель:
- Развитие внимания, памяти, культуры общения.
Цели воспитательные:
- Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык” 4 класс.
- карточки для индивидуальной работы
- слова для работы в группах
- сравнительная таблица имени существительного и местоимения.
- загадки на карточках
- слова на доске солнце
- яркое ... светит ... к ... я
- воробей серый ... летит ... в ... ты
- машина красная мчится по вы ...
- ребята веселые играют ... с ... мы
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Коллективно-поисковая деятельность.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Ребята, что вы можете сказать о словах
написанных на доске? - Как эти слова можно сгруппировать? - Какие части речи нам известны? - Как вы думаете, есть в русском языке другие части речи? |
- Это не предложение, т. к. слова не
связаны между собой по смыслу и не выражают
законченную мысль, это группа слов. - По частям речи. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. - Да. |
3. Объявление цели урока
- Сегодня на уроке мы должны выяснить
существуют ли другие части речи, кроме тех,
которые известны нам. Учебная задача А, чтобы это знакомство произошло, как вы думаете, какую работу необходимо выполнить? |
Мы должны поработать со словами. |
4. Коллективно-поисковая работа
- Какую работу вы предлагаете выполнить? - Я предлагаю разбить все слова на группы по частям речи. - Предлагаю выполнить эту работу в группах. - В результате появляется запись сущ. Прилаг. Глагол предлог. солнце яркое светит к я воробей серый летит в ты машина красная мчится по вы ребята веселые играют с мы -Давайте сделаем вывод. Запишем в тетради наши слова, а слова, которые не попали в группу, оставим на доске. Давайте познакомимся с ними поближе. -Встречались, ли вы с этими словами? - Сейчас мы проверим. - Запишите ответы на мои вопросы. -Что вы любите делать? - Какое слово вы употребили, назвав себя? Подчеркните это слово. - Что мы изготовили на уроках труда? - Какое слово в предложении указывает на нас? Подчеркните. - Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику. -Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились. - А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали? - Когда мы используем слово вы? Прочитайте те слова, которые мы выделили. - В чем особенность этих слов? - А какая, часть речи всегда нам называет предмет. - Составьте, используя наши слова простые предложения. - Давайте, заменим существительные другими словами. - Какие слова мы использовали? Какую часть речи заменили эти слова ? Я хотела бы, чтобы вы сами догадались, как называется эта часть речи. - Посмотрите на предложение: Вова делает уроки. Он получит пять. - Главным является? - Каким, словом его можно заменить? - А у нас в классе тоже есть Вова. Как он о себе скажет? - С помощью слов я, он мы заменили слово Вова. - Заменили имя, написали вместо имени. - Получилась новая часть речи местоимение.
- Сделаем вывод. - С какой частью речи мы познакомились? - Вместо какой части речи используются? |
- Разобрать слова. - Составить предложения. - Найти в словах, что-то общее. - Разбить слова на группы по частям речи. Дети выполняют работу. Обсуждаем результат работы в группах. - В результате работы мы нашли слова, которые не подходят ни к одной части речи. - Да. - Я люблю рисовать. я - Мы изготовили открытки. мы - Что ты будешь делать после уроков ? ты - Вы. - В обращении к человеку старше по возрасту, в обращении к незнакомому человеку. Вы может употребляться в обращении к нескольким людям. Я, ты, вы, мы - Слова указывают на предметы, но не называют их. Имя существительное. - Яркое солнце светит в небе. - Серый воробей летит в лес. - Мчится красная машина. - Веселые ребята играют в мяч. - Оно светит - Он летит в лес. - Она мчится - Они играют. Он, она, оно, они. - Имя существительное. - Вова. Он. - Я. - Ее используют вместо существительного. - Местоимением. - Вместо имени существительного. |
Физминутка
Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.Мы топаем ногами:
Топ-топ- топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
- Прочитайте местоимения, которые мы
нашли. Эти местоимения называют – личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах. - Если о лицах, тогда и назвали их личными. - Какими же свойствами обладает местоимение ? - Составим сравнительную таблицу. - С какой частью речи мы можем сравнить местоимение? Заполняем таблицу.
|
Я мы Ты вы Он они Она Оно С именем существительным. Различие от существительного состоит в том, что местоимение указывает на предмет, но не называет их. |
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Учебная задача - Давайте проверим, по учебнику правильно ли мы сделали вывод- Открываем учебники стр. 164. Читаем правило. На последующих уроках мы продолжим заполнение сравнительной таблицы. |
- Мы правильно сделали вывод. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Выполняем устно упражнение 374. - Разбираем задание, выполняем устно. Устно отгадайте загадку, назовите местоимения, которые в ней услышите. Мое стихотворение - А стемнеет – он придет: Срок прошёл – плывет она Кто же ОН, ОНО, ОНА? Месяц, солнце и луна. |
Солнце
месяц
Луна |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Работа по карточкам. Устно. - Письменная работа. Подпишите карточки. Вставьте местоимения. Подчеркни местоимения. …нарисуй ёлочку. А …что будешь рисовать? Когда …придёте? Завтра …пойдём на речку. Кого… ждёте? Почему …улетают? |
Читают по очереди стихи, называют местоимения |
ИТОГ УРОКА
- С какой частью речи мы познакомились? - Назовите личные местоимения - Чем отличаются личные местоимения от имени существительного? |
- Местоимением. - я, ты, мы, вы он, она, оно, они. - Существительные называют предметы, местоимения только указывают на них. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Откройте учебник стр. 164- 165 Я предлагаю вам задание на выбор. Вы можете выполнить упр. 374, которое мы уже разобрали, или пойти более сложным путем и выполнить упр. 375. |
УРОК ОКОНЧЕН
СПАСИБО ЗА РАБОТУ