Урок русского языка в 4-м классе, тема "Местоимение"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развивающая цель:

  1. Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Цели воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык” 4 класс.
  • карточки для индивидуальной работы
  • слова для работы в группах
  • сравнительная таблица имени существительного и местоимения.
  • загадки на карточках
  • слова на доске солнце
    • яркое ... светит ...  к ...  я
    • воробей серый ... летит ... в ... ты
    • машина красная мчится по вы ...
    • ребята веселые играют ... с ... мы

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Коллективно-поисковая деятельность.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Ребята, что вы можете сказать о словах написанных на доске?

- Как эти слова можно сгруппировать?

- Какие части речи нам известны?

- Как вы думаете, есть в русском языке другие части речи?

- Это не предложение, т. к. слова не связаны между собой по смыслу и не выражают законченную мысль, это группа слов.

- По частям речи.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

- Да.

3. Объявление цели урока

- Сегодня на уроке мы должны выяснить существуют ли другие части речи, кроме тех, которые известны нам.

Учебная задача

А, чтобы это знакомство произошло, как вы думаете, какую работу необходимо выполнить?

Мы должны поработать со словами.

4. Коллективно-поисковая работа

- Какую работу вы предлагаете выполнить?

- Я предлагаю разбить все слова на группы по частям речи.

- Предлагаю выполнить эту работу в группах.

- В результате появляется запись

сущ. Прилаг. Глагол предлог.

солнце яркое светит к я

воробей серый летит в ты

машина красная мчится по вы

ребята веселые играют с мы

-Давайте сделаем вывод.

Запишем в тетради наши слова, а слова, которые не попали в группу, оставим на доске.

Давайте познакомимся с ними поближе.

-Встречались, ли вы с этими словами?

- Сейчас мы проверим.

- Запишите ответы на мои вопросы.

-Что вы любите делать?

- Какое слово вы употребили, назвав себя? Подчеркните это слово.

- Что мы изготовили на уроках труда?

- Какое слово в предложении указывает на нас? Подчеркните.

- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали?

- Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы выделили.

- В чем особенность этих слов?

- А какая, часть речи всегда нам называет предмет.

- Составьте, используя наши слова простые предложения.

- Давайте, заменим существительные другими словами.

- Какие слова мы использовали?

Какую часть речи заменили эти слова ?

Я хотела бы, чтобы вы сами догадались, как называется эта часть речи.

- Посмотрите на предложение: Вова делает уроки. Он получит пять.

- Главным является?

- Каким, словом его можно заменить?

- А у нас в классе тоже есть Вова. Как он о себе скажет?

- С помощью слов я, он мы заменили слово Вова.

- Заменили имя, написали вместо имени.

- Получилась новая часть речи местоимение.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

- Сделаем вывод.

- С какой частью речи мы познакомились?

- Вместо какой части речи используются?

- Разобрать слова.

- Составить предложения.

- Найти в словах, что-то общее.

- Разбить слова на группы по частям речи.

Дети выполняют работу.

Обсуждаем результат работы в группах.

- В результате работы мы нашли слова, которые не подходят ни к одной части речи.

- Да.

- Я люблю рисовать.

я

- Мы изготовили открытки.

мы

- Что ты будешь делать после уроков ?

ты

- Вы.

- В обращении к человеку старше по возрасту, в обращении к незнакомому человеку. Вы может употребляться в обращении к нескольким людям.

Я, ты, вы, мы

- Слова указывают на предметы, но не называют их.

Имя существительное.

- Яркое солнце светит в небе.

- Серый воробей летит в лес.

- Мчится красная машина.

- Веселые ребята играют в мяч.

- Оно светит

- Он летит в лес.

- Она мчится

- Они играют.

Он, она, оно, они.

- Имя существительное.

- Вова.

Он.

- Я.

- Ее используют вместо существительного.

- Местоимением.

- Вместо имени существительного.

Физминутка

Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ- топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
- Прочитайте местоимения, которые мы нашли.

Эти местоимения называют – личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

- Если о лицах, тогда и назвали их личными.

- Какими же свойствами обладает местоимение ?

- Составим сравнительную таблицу.

- С какой частью речи мы можем сравнить местоимение? Заполняем таблицу.

местоимение существительное
1 указывает на предмет

Кто? Что?

Обозначает предмет

Кто? Что?

Я мы

Ты вы

Он они

Она

Оно

С именем существительным.

Различие от существительного состоит в том, что местоимение указывает на предмет, но не называет их.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Учебная задача

- Давайте проверим, по учебнику правильно ли мы сделали вывод- Открываем учебники стр. 164.

Читаем правило.

На последующих уроках мы продолжим заполнение сравнительной таблицы.

- Мы правильно сделали вывод.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Выполняем устно упражнение 374.

- Разбираем задание, выполняем устно.

Устно отгадайте загадку, назовите местоимения, которые в ней услышите.

Мое стихотворение -
Про местоимения…
Утром –
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар-птицей…

А стемнеет – он придет:
Тоненький,
Смущенный,-
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Месяц, солнце и луна.

 

 

 

 

 

 

Солнце

 

 

месяц

 

Луна

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- Работа по карточкам.

Устно.

- Письменная работа. Подпишите карточки.

Вставьте местоимения. Подчеркни местоимения.

…нарисуй ёлочку. А …что будешь рисовать? Когда …придёте? Завтра …пойдём на речку. Кого… ждёте? Почему …улетают?

Читают по очереди стихи, называют местоимения

ИТОГ УРОКА

- С какой частью речи мы познакомились?

- Назовите личные местоимения

- Чем отличаются личные местоимения от имени существительного?

- Местоимением.

- я, ты, мы, вы он, она, оно, они.

- Существительные называют предметы, местоимения только указывают на них.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Откройте учебник стр. 164- 165

Я предлагаю вам задание на выбор.

Вы можете выполнить упр. 374, которое мы уже разобрали, или пойти более сложным путем и выполнить упр. 375.

 

УРОК ОКОНЧЕН

СПАСИБО ЗА РАБОТУ