В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные приёмы, которые активизируют учебную деятельность школьников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.
Остановлюсь только на одном из этих приёмов - дидактической игре. По моему мнению, дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества должны присутствовать на всех уроках математики, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Над этой проблемой я работаю давно. В моей методической копилке имеется большое количество разнообразных дидактических игр. Есть уроки, где игра является ведущим методом, есть игровые моменты, которые используются фрагментально. В данной работе я предлагаю несколько игровых приёмов, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Все предлагаемые приёмы рождались постепенно в течении многих лет педагогической работы. Что-то я брала из опыта работы других учителей, что-то из методических книг, журналов, газет, иногда сами дети придумают и предложат какую-то игру. Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление и т.д.
Большой проблемой становится для учителя, так и для ученика недостаточные навыки хорошего счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. Для преодоления этих недостатков я использую в 5-6 классах следующие игры:
- Игра “Лови, не зевай, правильно отвечай!”. Правила игры: учитель называет пример и кому-то из участников игры бросает мяч, тот должен вернуть мяч с ответом. Предлагаются примеры такого типа: 100-78; 236+24; 37+47; 358-218;
- Игра “ Кто первый скажет “100””. Играют два ученика. Первый называет число, меньше 10, второй добавляет к нему число, меньше 10 и называет ответ, первый опять добавляет к полученной сумме число, меньше 10 и говорит ответ и т.д., пока один из них не скажет “100”. Последний и будет победителем.
- Игра “Построй лестницу”. Играют двое. По сигналу учителя оба ученика начинают выполнять следующие команды: а) пишут любое четное двузначное число; б) сносят вниз последнюю цифру и приписывают вторую, чтобы число было нечетным; в) снова сносят вниз последнюю цифру и приписывают справа одну цифру, чтобы число было кратно 3; 4; 5; …до10. Кто первый закончил, тот и выиграл.
- Игра “ Молчанка”. На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если согласны с отвечающим, поднимают зеленую карточку, а если нет - красную. Таким образом, учитель видит ответ каждого. С другой стороны эта игра помогает дисциплинировать учеников. Вот некоторые из этих упражнений.
Тема: “ Степень с натуральным показателем”.
а) Больше или меньше нуля: (-3)3; (-1)4?
б) Что больше 25 или 52?
в) Какое из чисел 2; -2; 3; или -3 является корнем уравнения: x3 = -8; x4=81?
г) При каком значении x верно равенство: (35)x =310; (5x)4= 512?
Тема: “Многочлены”.а) Назовите старший член многочлена: -5x + 0,001x8 +300x6 +1; 0.8y2 –y10 +1.
б) Какова степень многочлена: x4y2 +y6 -2x6-3xy5; 8a2b+3ab2-b4?
в) Какие одночлены надо подставить вместо звёздочек, чтобы получить тождество:
*( 4b2-7b+8)=28b3-49b2+56b; *(3y2+8y-7)=36y5+*+*?
г) Можно ли трехчлен представить в виде суммы двух двучленов: x2+6x+1; p2-p-1?
5. “Игра с числами”. У каждого ученика имеется 31 квадрат (со стороной 1см), вырезанный из плотной бумаги. В каждый квадрат вписано одно из целых чисел от -15 до 15. Учащиеся выкладывают их на столах в порядке возрастания. Для закрепления темы “Сложение и вычитание целых чисел” можно предложить учащимся разнообразные упражнения. Например: а) укажите как можно больше пар чисел, чтобы их сумма была равна -25.
_+_=-25.
Учащиеся должны из квадратиков выложить верное равенство. За правильностью результатов следят учитель и сосед по парте. Задание можно усложнить: _+ _-_= -25; _-_+_+_=-25.
Также можно использовать и командные игры. Например: “Эстафета”. Каждая команда получает листок, где написано число, например 17. Первый участник команды к этому числу прибавляет число единиц, т.е. 7, записывает ответ /17+7=24/ и передает следующему. Тот тоже прибавляет к числу число единиц /24+4=28/ и передает дальше и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.
Игра “Лесенка”. Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки.
Отработке вычислительных навыков способствует и игра “Рыбалка”. Из ватмана вырезаю несколько рыбок. На каждой рыбке записываю по 4 вычислительных примера. Из четырех предложенных на рыбках примеров ребята первого варианта “ вылавливают” примеры с ответом, например,10, а учащиеся второго варианта отбирают примеры с ответом, например, 16.
Нравится ребятам, когда я даю задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются мною в любых классах и по самым разнообразным темам. Вот только некоторые из них:
Тема: “Линейная функция”.
Некоторая линейная функция задана таблицей:
x | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
y | -8 | -4 | -2 | 1 | 4 |
Задайте её формулой, если известно, что одно из значений функции записано неверно.
Тема: “Решение линейных уравнений”.
Ученик Иванов Василий дома решил следующее уравнение. Проверьте и найдите ошибку Васи.
0,9-7x= -11
-7x= -11-0,9
-7x=-11,9
x= -11,9: 7
x= -1,7
Очень увлекателен для учеников разбор софизмов: обнаружив ошибку, они получают большое удовлетворение. Софизмы прежде всего развивают логическое мышление, помогают сознательному усвоению изучаемого материала, развивают наблюдательность, вдумчивость, критическое отношение к изучаемому. Рассмотрим примеры:
1. Докажем, что 4руб.=40000коп.
Возьмём верное равенство 2руб.=200коп. Возведём обе части в квадрат. Получится, что
4 руб.=40000коп. Возможно ли это? Где мною допущена ошибка?
2. Сейчас ребята, я вам покажу что 5=6.
Возьмём числовое тождество 35+10-45=42+12-54 и преобразуем его так: 5(7+2-9)=(7+2-9)6;
5=6. Где я допустила ошибку?
3. Ребята, может ли 2=3? Нет? А я вам это докажу.
4-10=9-15
4-10+25/4=9-15+25/4
(2-5/2)2=(3-5/2)2
2-5/2=3-5/2
2=3.
Где допущена ошибка?
4. Любое число равно числу, большему ему в два раза.
Пусть a- какое угодно число. Возьмём тождество a2- a2= a2- a2. Преобразуем его так:
a(a-a)=(a-a)(a+a). Разделив обе части на (a-a), получим a+a=a, a=2a. В чём здесь ошибка?
По теме “Признаки делимости” я использую игру “Не собьюсь”. Играет весь класс (либо 10-15 человек). Считают по порядку до 30 (или до любого заданного учителем числа). Вместо числа, делящегося на 3 или оканчивающегося на 3, нужно сказать “ не собьюсь”. Тот , кто ошибся, выбывает из игры. И игра начинается сначала. Побеждает тот, кто остается последним. Можно заменять числа, кратные 2;4;5;9;10…. Вот еще одна игра “Знаю”. Можно его играть командой, всем классом, вдвоем. Надо сосчитать до заданного числа. Но вместо чисел, являющихся полным квадратом, и чисел, делящихся на 3 (либо на 2; 5; 9; 10) называют слово “знаю”. Побеждает тот, который остается последним.
При изучении темы “ Прямоугольная система координат на плоскости. Абсцисса и ордината точки” я использую игру “Художник”. Сначала ребята берут плотную бумагу размером
20x20 см, с двух сторон обклеивают миллиметровой бумагой. Потом чертят прямоугольную систему координат с единицей длины, равной 0,5 см. Затем бумагу обклеивают прозрачной липкой лентой. На такой заготовке координатной плоскости шариковой ручкой выполняется задание. Заготовку можно использовать несколько раз, предварительно стерев выполненные рисунки мокрой тряпочкой. На доске записаны координаты точек. Например: (0;0),
(-1;1), (-3;1), (-2; 3), (-3;3), (-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8), (0;0). Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущим отрезком, то в результате получится определенный рисунок. Ребятам эта игра очень нравится. Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин. Эту же игру можно использовать на уроках при изучении тем: “Функция, область определения функции”, “Функция y=kx+b и её график”. По виду отрезков, составляющих фигуру, ученики могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.