ЦЕЛИ:
обучающие
- совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,
- учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;
развивающие
- развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,
- обогащать и развивать речь учащихся,
- расширять кругозор;
воспитательные
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- иллюстрации к изучаемому произведению,
- фрагмент видеозаписи природы,
- аудиозаписи музыки и звуков природы,
- таблички со стихами, цитатами,
- “летний” словарь,
- словесная шкатулка,
- сигнальные блокноты,
- творческие тетради учащихся,
- выставка книг М.М. Пришвина с его портретом.
Этапы урока | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность детей | |
Организационный момент. | Приветствие
|
||
Создание эмоционального настроя. | Учитель: Всем доброе утро. Уверена, что добрым будет и день, и вечер. |
Реакция на учителя, внимание. | |
Фрагмент видеозаписи о природе. |
- Куда мы пришли? (В лес) “Включаем” свое воображение. Звучит музыка Штрауса “На берегу Дуная” Вы ощущаете свежесть и прохладу раннего утра. Дышится легко, ровно, глубоко.
|
||
Обмен впечатлениями. | Что вы почувствовали? Что испытали? Ребята как вы думаете, может быть, утро еще не наступило, ведь автор Иван Савич Никитин пишет, что на бугре трава зеленая спит? Дети: Выражение “Пылью розовой осыпана”. Слово “розовой” доказывает, что солнышко уже взошло. Только оно может расцветить росинки всеми цветами радуги. Ночью капельки похожи на хрусталь, потому что свет луны холодный, а свет солнца все оживляет. Учитель: Какие художественные средства использованы? Дети: Олицетворение, эпитеты (примеры). Учитель: Природа – это живое существо. Это она всю ночь трудилась, как рукодельница, унизывая листья травы прозрачными бусинками. В. Бианки писал: “Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!” А что же думает наша Настя? (Чтение авторского текста на стр. 105). |
Тренировка воображения: что увидели,
услышали, почувствовали. Умение зафиксировать свои чувства и выразить их в речи. |
|
Сообщение темы урока. Антиципация. |
Настя и ее папа уже подсказали нам тему
нашего урока: М.М. Пришвин “Золотой луг” и мы даже знаем о чем этот рассказ. Сегодня у нас предпоследний урок по теме “Природа летом”. На уроках чтения мы учимся быть чуткими, внимательными к художественному слову. - С какими произведениями М.Пришвина вы уже встречались? (“Берестяная трубочка”, “Медведь”) - О чем обычно писал М. Пришвин? - В чем отличительная особенность его рассказов? (Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по- новому и т.д.) - Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, почему рассказ называется “Золотой луг”? - Почему Настя называет одуванчики “обыкновенными”? Разделяете ли вы ее мнение? Начнем читать рассказ “Золотой луг”. Удастся ли нам открыть что-либо новое? О чем просят нас авторы учебника на стр. 105? (чтение последнего предложения авторского текста). |
||
Первичное чтение текста. | Самостоятельное чтение рассказа
“Золотой луг” про себя. Вопросы после чтения: - Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? - Удалось ли автору поразить вас? - Что привлекло в этом рассказе? - Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор? - Подходит ли к тексту название рассказа? (Текст повествование с элементами описания). - Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.) - В чем особенность каждой из них? Повторное чтение рассказа вслух, деление на части, комментирование. |
Самостоятельное чтение текста. Первичная эмоциональная реакция на текст Повторное чтение вслух. |
|
Повторное чтение текста. | Чтение I части. (Вступление) - От какого лица ведется повествование? - Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (Автор - М. Пришвин, а рассказчик – мальчик). |
||
Фронтальная беседа- диалог. | - Кто был старше из братьев? Почему? (“… Он впереди, я – в пяту.”) - Как это – идти в пяту? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь). - Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Промысел - добывание, добыча, охота на кого- нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел). - Что такое забава? ( Забава- развлечение, игра). - Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели: фукну, фукнет. - Как рассказчик называет одуванчики? (неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты). - Как можно озаглавить I часть? (Постоянная забава. Цветы для забавы.) Чтение II части. - Почему луг был золотой? Зачитайте словами текста. - Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? (Зачит.) - Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Зачит.) - Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? - С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (Пальчики на ладони) - Как можно озаглавить II часть? - В чем главная мысль в этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг) (Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.) Чтение III части. - Заключение, в котором содержится вывод, подтвержде-ние главной мысли всего текста. В чем она состоит? (Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.) - Как теперь называет одуванчики рассказчик? - Как озаглавили III часть? (Цветок моего детства. Один из самых интересных цветов.) На доске план рассказа, I Вступление. Цветы для забавы. II Основная часть. Маленькое открытие. III Заключение. Цветок моего детства. Работа с текстом после чтения. Работа по группам. 1 группа. - Какое открытие сделал для себя автор и можно ли это считать, на ваш взгляд, открытием? 2 группа. - Какие эмоционально- выразительные средства языка использует автор? (Подтвердите примерами из текста) |
Умение отвечать на вопросы учителя с
опорой на текст. Работа с толковым словарем. Озаглавливание I части. Выборочное чтение. Выделение главной мысли II части. Озаглавливание II части. Выделение главной мысли всего рассказа. Озаглавливание III части. Умение аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и “разгадать” авторские подсказки в тексте. |
|
Концептуальная беседа. Работа в группах. |
3 группа - Какими качествами характера, по вашему , должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть “некрасивых цветов”, сделать открытие? Каким вы его представляете? |
||
Организация коллективной дискуссии. | Работа по группам. (Звучит музыка). Ответы на вопросы. |
||
Знакомство с писателем, с выставкой его книг. | Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Э.Шим о нем сказал: “Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми” Подготовка к выразительному чтению. Поиск интонации к каждой части. - Как вы считаете, можно ли одуванчик назвать интересным цветком? |
Умение давать характеристику личности писателя на основании прочитанного. Рассматривание выставки книг. | |
Работа с дополнительными источниками информации. | Интересным он показался и карельскому
писателю Юрию Линнику. Послушайте его рассказ
“Одуванчик”. А вы отмечайте интересные
выразительные средства для описания
одуванчиков. “Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка- стрелка, когда- то радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки… Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик – как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели – ювелиры. Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что- то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок воздушен. Подумаешь ненароком, что одуванчик ныне - как трубочка волшебника- стеклодува, из которого выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру. - Какие сравнения использует автор? - Кто наблюдал за цветами летом? |
Составление одуванчикового словаря. | |
Связь с жизнью. | Таутиева Фатима даже написала научную
работу. Рассказ о работе “Цветочные часы”. |
Рассказ ученицы о летних наблюдениях. Показ своих таблиц. | |
Формирование научного мировоззрения. | Учитель: Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем, это ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине. Весной из листьев одуванчика делают салат. В природе насчитывают более 200 видов одуванчиков. |
||
Расширение кругозора учащихся. | - А сколько пушинок к одной корзиночке? (До 200 семян с пушинками). И все они разлетаются, как только подует ветер. Про одуванчик сложено много стихов и загадок:
|
||
Работа над образными выразительными средствами. |
|
Выразительное чтение по карточкам. | |
Развитие речетворчества. | Представьте, что вы не знаете названия
цветка. Попробуйте его как- нибудь назвать. (Дети
придумывают названия). В различных местностях его называют по- разному, например:
В переводе с венгерского “одуванчик” дословно означает “детсковеночная трава”, то есть трава, из которой плетут венки. Послушайте красивую легенду об этом цветке: (Звучит пьеса Ф. Листа “Грезы любви”) Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил ее. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече. Но он был робок и леноват, и все откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил ее волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнялся воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а все лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами. - Понравилась вам легенда? - Чего не доставало Южному ветру для осуществления мечты? (Смелости). - Какой словарь у вас получился? |
На доске. | |
Развитие чувств, творческого
воображения детей. Звучит музыка. |
- Представьте, что вы одуванчик. Сядьте удобно, спинку выпрямите, голову держите не напряженно, но прямо. Глубоко вздохните. А теперь закройте глазки. Покой стекает по плечам, струится по спине, расслабляя все мышцы спины. Покой струится вниз по плечам, расслабляя их, расслабляя пальцы. Расслабьте грудь, живот, ноги, расслабьте ступни и пальчики на ногах. Вы чувствуете прекрасный покой! | ||
Развитие эмоциональной сферы | Вы цветок. Вы одуванчик… Ваша голова становится желтенькой чашечкой одуванчика, руки - длинными листьями, тело превращается в стебель. Под ногами в почву уходят корни. Вы чувствуете, как энергия земли поднимается по стеблю, листьям. Солнце светит. Теплые лучи проникают в вашу чашечку одуванчика… Мысленно оглянитесь вокруг. Вы видите? Чувствуете? Обоняете? Другие цветы? Насекомые? Бабочки? Используйте свое время, чтобы постичь свои ощущения. Открываем глазки. Теперь вашей задачей будет описать свои ощущения. Слова, которые вы записали раньше, помогут вам. |
||
Развитие письменной речи. Итог урока |
Написание мини-сочинений - Что запомнилось, что понравилось? - Чего хотелось бы пожелать детям? А себе? - Каким одним словом вы выразите свое настроение и чувство после урока? |
Рефлексия “Я научился…- Мне надо..” | |
Домашнее задание. |
|
Выбор домашнего задания в зависимости от способностей и возможностей. |