Урок развития речи по теме “Я живу в Канском районе”.
Цели урока: создавать условия для
- развития у учащихся умения составлять письменный текст об увиденном, услышанном, на основе смешанных источников;
- формирования социальных компетентностей: коммуникативности, самостоятельности, проектирования собственных действий;
- воспитания чувства сопричастности к развитию села, района.
Оборудование:
- Книги учителя нашей школы В.А.Крамного “История Канского района” и “Хмельное название – завидная судьба”,
- буклет “80лет Канскому району”,
- вырезки из газет “Восточный регион” и “Канские ведомости”,
- “Я живу в России”.
1.Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи
(Цель: создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждения интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации)
Накануне урока в конце рабочего дня говорю о письме главы администрации района “Развитие Канского района”, в котором предлагается учащимся принять участие в конкурсе творческих работ. В непринужденной обстановке класс обсуждает условия; индивидуально и группами предлагают
возможные виды работ. Решают, что это будет сочинение. Необходимо, чтобы ученик осознавал для кого и при каких обстоятельствах он пишет свое сочинение. Главное, чтобы он хотел его написать.
Дети уходят домой воодушевленные идеей, с решением посоветоваться с родителями
2.Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.
(Цель: уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей; обсуждение конкретного содержания, передаваемого настроения, последовательности картинок, общего заголовка)
1. Обсуждение в группах
- Что нового появилось в суждениях?
Группы предлагают только самые интересные идеи (по их мнению) всему классу.
Вывод после общего обсуждения:
- о районе мало знаем, нужно искать информацию;
- о селе знаем много, но не совсем понятно, что писать;
2.Представляю книги, газеты, подвожу к тому, что ученики сами говорят о том, что следует каждому писать о своем, о близком, может быть, о своей улице.
3. В группах обсуждается ТЕМА, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ (тема - улицы нашего села;
основная мысль сочинения - то, как выглядит улица, зависит от нас, ее жителей)
4 .Обсуждение в группах примерного плана сочинения.
Представление и защита примерного плана.
Составление общего плана.
1. Как называется улица? Почему?
2. Характер улицы? Настроение?
3. Что бы рассказал, показал на своей улице?
(что нравится? что не нравится)
4. Что следует сделать, чтобы улица стала лучше?
Договариваемся, что план примерный; каждый может внести свои коррективы. Дети получают задание домой – собрать материал (может быть, просто мысли) по составленному плану; можно обговорить с родителями, можно использовать литературу, рассказы, воспоминания дедушек, бабушек.
3. Организация учебной и речевой деятельности учащихся по восприятию или порождению высказывании в устной и письменной форме.
(Цель: формировать умение отбивать содержание и языковой материал в соответствии с задуманной темой и основной мыслью, умение подчинять им организацию своего письменного текста)
Использую прием совместного отбора содержания и языковых средств. Это помогает сформировать у ученика умение действовать самостоятельно в дальнейшем. Ученики вслух планируют свои высказывания по очереди , и у них развивается не только умение обдумывать свое высказывание, но и умение принимать точку зрения другого человека, т.е. формируется важное речевое умение - слушать собеседника.
Представление своего устного рассказа в группе. Группа анализирует, соответствует ли рассказ теме и основной мысли, анализирует структуру текста, используя уже известную памятку.
Памятка
- Знай точно, о чем пишешь и для чего.
- Не старайся рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.
- Излагай материал логично и последовательно.
- Называй фамилии тех, о ком рассказываешь, - рассказ от этого становится интереснее.
- Выражай свое отношение к происходящему.
- Сделай язык своего сочинения ярким и красочным.
4. Написание сочинений (на черновике)
5. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов.
1. Самопроверка по памятке
Памятка
(проверка сочинения)
1. Прочитай, как будто ты ЧИТАТЕЛЬ и видишь рассказ впервые. Все ли понятно? Нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли между собой?
2. Прочитай, как редактор, реши, верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений?
3. Проверь текст, как УЧИТЕЛЬ: исправь орфографические ошибки, проверь, верно ли поставил запятые и точки.
2. Взаимопроверка (можно тоже по памятке)
(Этот прием помогает формировать у ученика умение контролировать собственное письменное высказывание)
3. Ученик проверяет еще раз работу, соглашаясь или нет с исправлениями, внесенными товарищами. Ученик должен знать ЧТО проверяет (памятка) и КАК исправить (т.е. способы внесения исправлений)
1.Квадратными скобками отмечают лишние элементы; после “галочки” в конце текста при необходимости можно добавить недостающие предложения.
2.Следующая правка прямо в тексте, главное условие- аккуратность (замена, уточнение, расширение и т.п.)
3.Ученикам разрешено писать сочинение с пропуском тех букв, в написании которых сомневаются. На этом этапе возвращаются к “дырам” (или сам решает проблему, или в паре, или – ищет слово в словаре)
6. Проверка сочинений учителем и последующая доработка учеником – автором.
7. Выводы и обобщения относительно достигнутых результатов. Рефлексия.
Обсуждение в группах,
Каждая группа – свой вывод предлагает, обосновывает.
Общий вывод:
работа интересная, нужная, полезная; много узнали и поделились своими знаниями, но нужно связать все сочинения в одно (коллективное сочинение) и оформить, добавив фотографии.
См. Приложение
Самоанализ урока
Урок проведен в 4-м классе. Класс с невысокими учебными способностями, но с высокой мотивацией к учению.
Этап целеполагания прошел успешно. Учащиеся сами смогли определить тему урока, тему, основную мысль сочинения. Ребята были увлечены темой урока; интерес, работоспособность не спадали, огонек пытливости не угас до ситуации поиска. Считаю, что отбор содержания, форм и методов обучения соответствовал цели урока.
Групповая, парная формы работы, сотрудничество способствовали мотивации деятельности учащихся на всех этапах урока. Урок показал, что мои ученики умеют общаться, сотрудничать, активно включаться в коллективный поиск истины, высказывать, аргументировать свои позиции в диалоге, формулировать взаимоприемлимую точку зрения. Систематичность использования такой работы на уроке помогла достичь результата- сочинения интересны, необычны.
Используемая на уроке дополнительная литература помогла учащимся ближе познакомиться с историей района, села; сделать сочинения более содержательными. Ребята заинтересовались историей, с удовольствием расспрашивали и записывали воспоминания родственников, соседей.
Добровольность, свобода выбора задания на уроке помогают мне формировать у учащихся умение оценивать свои возможности, брать нагрузку по силам.
Дети на уроке чувствовали себя комфортно, в совместной деятельности- уверенно; значит, урок воспитывал в них веру в свои силы, возможности и способности.
Считаю эффективной организацию контроля за работой учащихся и самоконтроля. Урок показал сформированность умений самостоятельно использовать памятки при само и взаимопроверке, т.е. сформированность навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Считаю, что на уроке я сумела создать атмосферу доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и, вместе с тем, инициативности. Урок был развивающим, воспитывающим, результативным.
Думаю, моим учащимся в 5-м классе не доставит особой трудности написание сочинений, выполнение творческих, исследовательских работ.