Цель: расширить представление учащихся о личности поэта, о его жизни, познакомить с его лирикой в связи с 165 – летием со дня смерти.
Оборудование: мультимедийный проектор ( слайды, отражающие панораму тех мест, где жил и работал Лермонтов), теле и видеоаппаратура (видеозапись вопросов, задаваемых детям), звукоусилительная аппаратура, рояль, оформление зала.
Методические приёмы: игра – путешествие, телемост, выразительное чтение, исполнение романсов на стихи Лермонтова и хореографическая композиция “Полька – Мазурка”.
1 слайд – горы, пустой слайд ( перед началом).
2 слайд – заголовок, портрет ( выход учителя).
3 слайд – стихотворение ( переключение в течение чтения).
Учитель:
Как в прошлый век, печально и светло
Слетает лист берёзы в день осенний
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.
Но лист коснулся гробовой плиты
И содрогнулся мир, покой разрушив,
И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день к живым и мёртвым душам.И я гляжу с тоской на облака,
Плывущие сквозь вечность над планетой,
И прихожу к подножью Машука,
Чтоб ощутить трагедию поэта.Мятущийся, как парус над волной,
И жаждущий неиствовствущей бури
Он оборвал на взлёте голос свой,
Шагнув навстречу смертоносной пуле!…Богаты мы ошибками отцов!
Как страшно вдруг понять сквозь годы это
Не сгинувшее в сонме голосов
Жестокое пророчество поэта.
И.Белоусов.
4 слайд – .27 июля 1814 года
165 лет назад 27 июля творилось что-то странное с природой. Погода стояла дивная, ласковая. И вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные удары грома следовали один за другим. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем.
5 слайд – Пятигорск.
Это произошло в 1841 году в двух километрах от Пятигорска у подножья горы Машук, где на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик и драматург, чьи произведения волнуют и всегда будут волновать нас высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью. Русская школа хранит и поддерживает память о родном поэте. И сегодня мы вам это докажем.
В этом зале собрались не туристы, а учащиеся гимназии №2. Но, оказывается, что и их пути иногда сходятся. Сходятся тогда, когда наши ученики находятся не на обычном уроке, а отправляются в путешествие. С той только разницей, что туристы следуют по своим маршрутам, а мы по своим. Сейчас мы повторим Лермонтовские, ведь так хочется представить себе жизнь этого гениального поэта, по воле судеб ставшего путешественником.
- А представить её, не побывав там, где бывал он, и, не повидав то, что он видел – просто невозможно!
- А поэтому в путь. И нас ждёт не просто путешествие, мы открываем телемост. Внимание на экран.
Включается телевизор. Первый вопрос задает учитель английского языка.
6 слайд – “Гляжу на будущность” (детские портреты)
- Здравствуйте, я учитель иностранного языка. Знаю, что в этом году празднуется юбилей со дня смерти гениального поэта М.Ю.Лермонтова. Со школьной скамьи помню, что великий поэт родился в Москве 15 октября 1814 года.
7 слайд – родители поэта.
Мать Лермонтова умерла, когда ему не было 3-х лет, а отец, капитан в отставке, вскоре после смерти жены уехал.
8 слайд – “Я сын страданья” (бабушка и внук)
Бабушка же заменила мальчику мать. И они жили вместе в Пензенской губернии в своём имении Тарханы. 9 слайд – “Кругом родные все места” (Тарханы)
Расскажите, пожалуйста, об этом очаровательном месте, где прошло детство Лермонтова, и которое является творческой колыбелью поэта.
Группа детей, ответственная за Тарханы . (В процессе ответа учащихся идет показ слайдов с изображением Тарханов).
10 слайд – Тарханы( картина)
1-ый уч. - В знойные летние дни и зимние вьюги, в пору весеннего цветения и под холодный осенний дождь, в любую погоду тысячи людей приезжают в Лермонтовский Музей – заповедник “Тарханы”, расположенный в Белинском районе Пензенской области.
11 слайд – бабушка Арсеньева.
2-ой уч. - Старинное село, именовавшееся в XVIII веке "Николаевское", было куплено в 1794 году бабушкой М.Ю.Лермонтова – Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, урождённой Столыпиной. Поселившись там, Елизавета Алексеевна энергично занялась хозяйством и устройством усадьбы.
12 слайд – пруд.
По берегам старого Большого пруда были разбиты парк и сады, построен барский особняк и различного рода хозяйственные помещения.
3-ий уч. Центральная часть усадьбы – два заново сделанных пруда.
- Верхний и средний.
13 слайд – дом без заглавия.
4-ый уч. После смерти Марии Михайловны Лермонтовой, была построена небольшая церковь и новый деревянный дом с мезонином, в котором Лермонтов жил с 1818 по 1827, в 1828,1836 годах.
5-ый уч. Этот дом претерпел многое:
- После смерти Арсеньевой, его пытались разобрать, в 1908 году он сильно пострадал от пожара, потом был восстановлен. И уже в 1973 году дом реставрировали с максимальным приближением к виду Лермонтовского времени.
14 слайд – Дом – музей.
1-ый уч. Глядя на экран, вы совершите экскурсию по Дому-музею в Тарханах.
15 слайд – комната, рояль.
2-ой уч. - Вы видите зал, в котором находится любимый рояль поэта,
- платок, принадлежащий матери поэта,
16 слайд – “Люблю дымок…”( дуб)
- личные вещи Лермонтова и его классную комнату,
- а также, полюбуйтесь, как прекрасен пруд в Тарханах, как могуч дуб, посаженный Лермонтовым.
17 слайд - портрет
3-ий уч. Открывая любой томик произведений Лермонтова, на многих его страницах читатель чувствует отблеск тархановской поры.
- Средь печальных полей детства запал в душу горьковатый дымок осеннего горящего жнивья и вылился щемящей строкой:
- “Люблю дымок спалённой жнивы”.
4-ый уч. Именно образ родных Тархан вспоминался ему в холодном Петербурге:
“Зелёной сетью трав подвергнут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями”
5-ый уч. И именно здесь, в Тарханах, к нему пришло то великое чувство жизни, о котором он сказал: “Люблю Отчизну я ….”/Чтение наизусть/
18 слайд – “Родина”
1-ый чтец: Люблю отчизну я...
19 слайд – портрет
1-ый уч. В 1828 году в Тарханах во время каникул им была написана поэма “Черкесы”, а зимой в 1836 году он создал драму “Два брата”, поэму “Сашка”, стихотворение “Умирающий гладиатор”.
2-ой уч. Родными местами навеяны образы многих лирических стихотворений, в том числе таких шедевров, как “Родина”, “Когда волнуется желтеющая нива” и другие.
3-ий уч. Стихи Лермонтова – лучший путеводитель по Тархановскому парку:
Любил с начала жизни я
Угрюмое уединение,
Где укрывался весь в себя
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаление.
20 слайд – картины Лермонтова.
4-ый уч.
В своих стихотворениях он пытался запечатлеть истинную красоту природы.
Из окон был прекрасный вид кругом.
Налево, то есть к западу, рядами
Блистали кровли, трубы и потом
Меж ними церковь с круглыми главами.
И кое-где в тени – отрада днём –
Уютный сад, обсаженный рябиной,
С беседкою, цветами и малиной.
21 слайд – портрет на природе.
5ый уч. Все произведения, написанные М.Ю.Лермонтовым, прямо или косвенно связаны с Тарханами. В них есть и описание природы заповедника, и имеются истории и события, поведанные в усадьбе. Любовью Лермонтова к малой Родине проникнуты все его творения. И Тарханы для Лермонтова - источник вдохновения и спутник всей его жизни.
22 слайд – Тарханы – обобщение(портрет)
ЗВУЧИТ РОМАНС “МОЛИТВА”. Музыка П. Булахова.
Включается телевизор . Второй вопрос задает учитель музыки:
Здравствуйте, ребята! Я очень люблю читать стихотворения Лермонтова, и не раз обращалась к его творчеству. Кроме того, в этом году моля дочь поступила в высшее учебное заведение, находящееся в г. Москве. Зная, что Лермонтов тоже учился в столице нашей Родины. И, покидая Москву, поэт говорил: “Если бы мне позволено было оставить службу, с каким удовольствием поселился бы я здесь навсегда”. Как вы думаете, почему?
23 слайд – Москва и Подмосковье.
Группа детей, ответственная за Москву . (В процессе ответа учащихся идет показ слайдов с изображением Москвы.
1-ый уч. М.Ю.Лермонтов родился в древней русской столице. В Москве прошли отрочество и юность поэта. Здесь он прожил 5 лет (с1827-1832гг), насыщенных разнообразными впечатлениями и до отказа заполненных учебными занятиями, творчеством, чтением, беседами в дружеском кругу, любительскими спектаклями, посещениями театра, а также поездками по Подмосковью.
24 слайд – “Москва. Москва!..”
2-ой уч. Но особо Лермонтов в юности любил посещать каждый вторник тогдашнее великолепное Московское благородное собрание, блестящие балы которого были очаровательны. Он любовался танцующими и получал огромное удовольствие от этого яркого зрелища.
Танец. (“Полька-Мазурка” исполняют уч-ся)
25 слайд – в 1827 г.
3-ий уч. В Москве в университетские годы ещё более расширился кругозор любознательного юноши. Там сформировались убеждения, идеалы, вкусы Лермонтова.
26 слайд – Царское Село.
4-ый уч. Там же юный Лермонтов обратился к героическим страницам русской истории, славным событиям недавнего прошлого, Отечественной войне 1812 года.
27 слайд – Будучи офицером…
5-ый уч. И именно в Москве Лермонтову открылось его призвание. В Московский период он написал широко известные стихотворения: “Жалобы турка”, “Монолог”, “Желание”, “Ангел” и многие др..
28 слайд – Лермонтов был… влюбчивый…
1-ый уч. Кроме выше сказанного в Москве Лермонтов пережил “тревоги души”.
29 слайд – “Мои неясные мечты…”(Дамы сердца)
Мимолётная влюблённость в черноокую красавицу Екатерину Александровну Сушкову и бурное увлечение Натальей Фёдоровной Ивановой получили отражение в творчестве Лермонтова.
30 слайд – “Мы случайно…”(Лопухина)
2-ой уч. Но особым настроением отличаются стихи, посвящённые Варваре Александровне Лопухиной, самой глубокой сердечной привязанности поэта.
Звучит романс “Мадригал”. Музыка А.Петрова.
31 слайд – “Москва, Москва!..”
3-ий уч. Да… Москва, с её архитектурным обликом, обычаями и нравами, была любима поэтом и получила многообразное отражение в творчестве Лермонтова.
32 слайд – Петербург.
Включатся телевизор . Третий вопрос задает библиотекарь:
Добрый день, уважаемые любители поэзии Лермонтова! Ни в одной литературе мира не бывало такого! Гибнет величайший поэт страны А.С.Пушкин. И в этот же час является на смену другой, ставший преемником гения в литературе. Хотелось бы услышать стихотворение “Смерть поэта” и узнать, чем интересна жизнь великого Лермонтова в Петербурге.
Группа детей, ответственная за Петербург . (В процессе ответа учащихся идет показ слайдов с изображением Петербурга.
33 слайд - арка
1-ый уч. Спасибо за вопрос. Благодаря ему, продолжаем наше путешествие и вслед за Лермонтовым, который вместе с бабушкой покинул Москву, переезжаем в Петербург. 34 слайд – памятник Лермонтову.
2-ой уч. Петербург – город ранней зрелости великого русского поэта и его творческого расцвета. Там он, в общей сложности, с перерывами, провёл более семи лет.
35 слайд – знаменит в свете.
3-ий уч. Естественно, что быт и нравы жителей этого города, людей разных сословий, острые социальные контрасты, присущие этому городу, нашли отражение в творчестве Лермонтова.
36 слайд – школа юнкеров.
4-ый уч. Два года Лермонтов провёл в военной школе, где царила суровая, бессмысленная муштра, где запрещалось думать и читать книги “литературного содержания”. Ему было 20 лет, когда он окончил военную школу. Ему предстояла суетливая жизнь гвардейского офицера. Но мечтал он не о такой жизни.
37 слайд – портрет.
5-ый уч. Все годы, находясь в Петербурге, он много писал, но печатать свои произведения не хотел – ему всё казалось, что он не написал ничего хорошего.
38 слайд – “Там он творил…”
1-ый уч. И в начале 1837 года он написал стихотворение “Бородино”, в котором старый русский солдат рассказывает молодым о Бородинском бое, о той великой любви русского народа к Родине, которая всегда помогала и помогает в борьбе с врагами.
39 слайд – 10 февраля 1837 г.
2-ой уч. Это первое стихотворение, которое он хотел показать Пушкину, но не успел. 10 февраля 1837 года Пушкин погиб на дуэли. И тогда, когда он погиб, именно из Петербурга на всю Россию прозвучал гневный приговор убийцам – стихотворение Лермонтова “Смерть поэта”. 40 слайд – “Погиб поэт!..”
Чтение стихотворения “Смерть поэта”.
3-ий уч. Кто-то из врагов Пушкина написал под стихотворением “Воззвание к революции!” - и отослал в Зимний дворец к самому царю.
4-ый уч. Царь, узнав, что автором стихов является корнет императорской гвардии М.Лермонтов, приказал отправить поэта на Кавказ, в армейский полк, в экспедицию против горцев. Лермонтова посылали под пули горцев в надежде навсегда избавиться от беспокойного поэта.
41 слайд – “Маскарад”
Звучит вальс из оперы Г.В.Свиридова “Маскарад” (драма Лермонтова)
42 слайд – портрет – Кавказ.
5-ый уч. (на фоне музык) Как я любил, Кавказ мой величавый!
Твоих сынов воинственные нравы,
воих небес прозрачную лазурь!
Включается телевизор. Четвертый вопрос задает заведующая библиотекой:
Здравствуйте. Наш город Новокубанск находится не так далеко от того места, на котором пал жертвой светских предрассудков один из самых выдающихся гениев русской земли. При воспоминании об этом великом человеке и писателе невольно вспоминаешь одно место из стихотворения Надсона:
Не говорите мне: " Он умер" - он живет.
Пусть жертвенник разбит – огонь еще пылает,
Пусть роза сорвана – она еще цветет,
Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает.
Ваше путешествие, ребята, очень увлекательное и в то же время познавательное. Я надеюсь, что вы не обойдёте стороной тот волшебный край, который поразил лучшими и благодатнейшими впечатлениями поэтическую душу нашего любимого поэта. Вы не против оказаться на Кавказе?
Группа детей, ответственная за Кавказ . (В процессе ответа учащихся идет показ слайдов с изображением Кавказа.
43 слайд – Лермонтовский Кавказ.
1-ый уч. Конечно, мы не против отправиться на Кавказ, ставший колыбелью поэзии М.Ю.Лермонтова.
2-ой уч.
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный,
На севере в стране тебе чужой
Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!
3-ий уч. Первая встреча Лермонтова с Кавказом произошла ещё в детские годы, но с тех пор этот край навсегда стал для Лермонтова источником вдохновения.
4-ый уч. Гордые и свободолюбивые горцы вызывали у Лермонтова всегда живой интерес. Это в них он угадывал прообразы героев своих романтических поэм.
44 слайд – дорога на Кавказ.
5-ый уч. И после первых поездок на Кавказ, где бы Лермонтов ни находился: в Москве, в Петербурге, образ Кавказа всегда сопровождал его, волновал чувства и воображение. 45 слайд – Кавказ…
1-ый уч. Лермонтов рано осознал, что Кавказ – край не только экзотики, но и человеческих трагедий:
Кавказ! Далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!
46 слайд – чудесная природа Кавказа.
2-ой уч. Сосланный на Кавказ в 1837 году Лермонтов проехал всю Кавказскую линию, был в Тамани, а затем отправился по военно-грузинской дороге в Грузию. Впечатления от этих путешествий нашли отражение в лермонтовских поэзии и прозе.
47 слайд – комната Лермонтова.
3-ий уч. “Мцыри”. “Дары Терека”, “Беглец”, “Герой нашего времени” и другие произведения были созданы после первой ссылки.
48 слайд - …война с горцами.
4-ый уч. А в 1840 году, во время второй ссылки на Кавказ, поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории нынешней Чеченской республики и Дагестана.
5-ый уч. И кубанский краевед, журналист Александр Сиденко так представил нам картину, рисующую жизнь Лермонтова на войне:
49 слайд – “Сражался…”
Сражался Лермонтов в Чечне,
Где Терек гонит вал,
На карабахском скакуне
Бросался на завал.
50 слайд
Он в горы шёл, где зной морит,
На бой, как офицер,
И брал не раз лихой мюрид
Поэта на прицел.
Где, как кинжал, горит Казбек,
Таил стиха мечту,
С отрядом в сотню человек
Штурмую высоту.
51 слайд
Нет, не аулы жечь до тла –
Он мир воспеть хотел
Он из солдатского котла
Со всеми вместе ел.
В привал на голой спал земле
С солдатами о бок
И был тот –
В предрассветной мгле –
Сон, как провал, глубок.
И снилось –
Вплоть как рассвело –
Любимое до слёз:
Поля далёкое село –
Край песен и берёз,
Край детских лет,
Что мил и чист,
Ведь в дымке голубой…
Но вот трубит,
Трубит горнист.
Поход –
И снова бой.
52 слайд – “Валерик”
1-ый уч. У реки Валерик 11 июля произошло кровопролитное сражение, описанное в известном стихотворении, которое так и называется “Валерик”, где показан трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.
2-ой уч. Надо же, более 160 лет прошло с тех пор, а военные действия на Кавказе продолжают иметь место. Нет-нет, но и вспыхивают огненные конфликты на границах между Россией, Чечнёй, Дагестаном. Вспыхивают там, где выполнял свой офицерский долг М.Ю.Лермонтов с присущей ему смелостью и отвагой, а свои впечатления отражал в стихотворениях, в произведениях живописи и рисунках.
53 слайд – впечатления в живописи и рисунках.
3-ий уч. Незадолго до смерти, в последние дни своей жизни, летом 1841 года Лермонтов написал стихотворение “Выхожу один я на дорогу”, в котором спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно.
54 слайд – “Приветствую тебя…”
4-ый уч. Он не знал, что изящная дама, встреченная им в Петербурге перед последним отъездом на Кавказ, только вернувшаяся из Италии, красавица и умница, певица Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, чтобы они стали незабываемой песней.
Звучит романс “Выхожу один я на дорогу…” Музыка Е.Шашиной
55 слайд – Сцена из кавказской жизни
56 слайд – Крестовый перевал
57 слайд – Памятник
58 слайд – Приветствую тебя…
59 слайд – Дуэль Лермонтова
5-ый уч. Как ни печально, но погиб поэт тоже на Кавказе, Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым, происшедшая 27 июля 1841 года была не простой дуэлью, а обдуманным политическим убийством.
1 чтец.
Его убийца хладнокровно
Навёл удар…спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно
В руке не дрогнул пистолет
60 слайд
2 чтец.
Замолкли звуки чудных песен.
Не раздаваться им опять.
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
3 чтец.
Отчего не понял свет
Великого, и как он не нашёл
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привёл?
Он был её достоин
61 слайд
4 чтец.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Ария Демона из оперы А.Рубинштейна “Демон”.
Учитель: Поэт погиб, когда ему не было и 27 лет. И сегодня, не повторив маршруты Лермонтова (может быть даже и совсем кратко), мы бы не смогли говорить о нём, потому что где бы он ни жил, где бы ни находился, где бы ни создавал свои произведения, он везде оставил свой след. И если вы когда-нибудь окажетесь в тех местах, где творил Лермонтов, старайтесь представить себе всё, как было тогда, при Лермонтове, и тогда мало-помалу начнёте видеть сквозь пейзаж ХХI века век ХIХ. А если с Вами будет ещё и томик его сочинений, то тогда душа ваша испытает невыразимое наслаждение.
Поверьте нам!
Звучит романс “Белеет парус одинокий…” Музыка А.В.Варламова.
За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору