Цель урока: выяснить какие изменения происходили в жизни древнейших людей, проживавших на территории края.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века.
2. Продолжить развивать умение составлять план по ходу лекции; работать с историческими источниками.
3. Воспитывать любовь и уважение к истории своего края.
Ход урока 1. Слово учителя.Свой урок я хочу начать с показа работы выпускницы нашей школы Ляпиной Алеси, которая называется "Люби и знай свой город и край." В ней ответы на вопросы краеведческой викторины. Попробуем и мы с вами ответить на некоторые вопросы.
1) Назовите область, в которой живете? (Кемеровская)
2) Перечислите другие названия нашего региона? (Кузбасс, Кузнецкая земля)
3) Откуда пошло название Кузнецкая земля? (Основное занятие шорцев – кузнечное дело.)
4) Когда образовалось наше село? (1881 г.)
5) Кости каких животных ледниковой эпохи находят на территории Кузбасса? (Мамонта, гигантского оленя, шерстистого носорога)
Сегодня и на последующих уроках мы будем изучать историю нашего края. Ребята, почему мы изучае историю края?
История нашей малой родины - это часть общей истории, но она нам ближе и понятнее, через нее мы лучше узнаем и поймем историю России.
2. Основная часть.
Проведем небольшую викторину по истории Древнего мира:
1) Когда появились первые люди? (Более 2 млн. лет назад)
2) В чем главное отличие древнейших людей от животных? (Умение изготавливать и использовать орудия труда)
3) Покажите на карте место проживания древних людей. (Африка)
4) Назовите основные занятия древних людей. (Охота и собирательство)
5) Почему люди смогли жить в более холодном климате? (Научились пользоваться огнем, изобрели более совершенные орудия для охоты, появилась меховая одежда, жилища)
6) Как называется коллектив людей, пришедший на смену человеческому стаду? (Родовая община)
7) Какие признаки выражает слово "община"? (а) сообща трудились; б) общее имущество: жилище, костер, запасы дров, пища, кости и шкуры животных)
8) Какой признак выражает слово родовая? (Родственные связи были главные)
3. Формулировка темы урока.
Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Предложенные темы записываются на доске. Выбирается лучшая и записывается в тетрадь.
4.
Итак, тема нашего урока "Древнейшие жители Кузнецкой земли". Сегодня мы выясним как изменились климатические условия на территории нашей области в древности и как это повлияло на занятия и быт древнейших людей.
Задание. По ходу лекции учащиеся составляют сложный план.
1) Лекция учителя.
Десятки тысяч лет назад в Сибири был теплый климат. Пышная растительность покрывала пространства, в основном лиственные деревья: дуб, бук, клен, липа, ясень, грецкий орех. Липовый остров в 10 тыс. га в районе поселка Кузедеево является памятником давно вымершей растительности. (Сообщение)
Животный мир был иным и разнообразным. Тяжело переваливались по кочкам сутулые мамонты с закругленными кверху желтоватыми бивнями. Неслись на стадо оленей шерстистые носороги. Тут же паслись и буйствовали мускусные быки и много других животных. (Сообщение)
Богатый животный мир привлек людей, живших на Алтае и в Казахстане. Первые люди, которые появились на территории нашего края в период древнекаменного века (палеолит) – примерно около 30 тыс. лет назад, были охотниками. Доказательством проживания здесь человека в этот период является клад орудий труда из камня, обнаруженный возле деревни Аил (Кузедеево), а также в районе старой Кузнецкой крепости.
В своей книге Шинкарев Л. "Сибирь: откуда она пошла и куда она идет" описывает жилище древнего человека. "Бивни мамонта, его череп и бедренные кости, придавленные у основания известковыми плитами, служили опорами сооружения. При недостатке строительного материала в дело шли и кости носорога. ....При устройстве крыши они использовали рога северного оленя, сцепляя отростки рогов таким образом, чтобы получилась мелкая прочная сетка. Посреди жилища в углублении находился очаг. ...Близко от очага лежали ножевидные каменные пластины, костяные наконечники, иглы, украшения из бивня мамонта."
Проходили тысячелетия. Менялся климат, вымирал животный мир, изменялась растительность. Люди научились шлифовать камень, применять лук и стрелы, изготавливать глиняную посуду. Это был новокаменный век (IV – III тыс. лет до н.э.). Свидетельствами являются многочисленные находки Кузнецкого, Яйского неолитических могильников, Маякова городища.
Люди новокаменного века уже умели добывать огонь, строить жилища, делать меховую одежду. Основными занятиями были: охота, рыбная ловля, собирательство. Рыбу ловили при помощи костяных гарпунов и крючков. Охота по-прежнему занимала важное место, давая основной продукт питания. Первобытные люди охотились на лосей, о чем рассказывают нам наскальные рисунки Томской писаницы. (Сообщение)
Памятники с наскальными рисунками обнаружены и возле д. Новороманово и ст. Тутальская Юргинского района. Эти рисунки создавались веками, разными поколениями, поэтому их называют каменным эпосом.
Во II – I тыс. до н.э. местное население освоило металлообработку – сначала из самородной меди, а позже из сплава меди и олова (бронза).Признаки добычи руды имеются (в виде куч шлака) на северо-восточном склоне Салаирского кряжа. Из металлла делали топоры, ножи, шилья.
У племен, живших в степных и лесостепных районах, развивается скотоводство и мотыжное земледелие. При этом скотоводство у части племен становится основной формой хозяйства (первое разделение труда). Разводили крупнорогатый скот, лошадей, овец. Люди употребляли в пищу не только мясо, но и молочные продукты.
У племен лесной полосы господствовала охота, рыбная ловля и собирательство.
В этот период общественные вопросы решало племя, но при этом усиливалось влияние родовой знати. Ни одно племя не имело письменности.
В середине I тыс. до н.э. племена переходят к железу. Железные орудия труда создают условия для развития земледелия и ремесла.
Памятниками железного века являются: Маяково городище (Новокузнецк) и Ур-Бедаревский могильник (Белово). Находки первого свидетельствуют о то, что жители вели оседлый образ жизни, занимались скотоводством, охотой, рыболовством, мотыжным земледелием, обрабатывали кожу, мех, глину и дерево и др.
В 1996 г. В п. Восходящий Ленинск-Кузнецкого района была найдена каменная статуэтка. Об этой находке рассказывается в статье "Что играет древний музыкант?", напечатанной в газете "Кузнецкий край"."....Находка датируется концом раннего железного века, т.е. пределами I тыс. н.э.".
Ребята, посмотрите на рисунок. Какую информацию мы можем получить, рассматривая его? (Изображен мужчина, стоящий на коленях и играющий на музыкальном инструменте. Значит древние жители Кузнецкой земли могли исполнять музыку, понимали и ценили ее. Можно определить покрой и орнамент одежды, который говорит о поклонении солнцу.)
"...В этой статуэтке зафиксирован антропологический облик древнего жителя – наличие монголоидных черт лица, т.е. аборигены Кузбасса еще до появления тюркоязычного населения имели монголоидные черты лица. Отдельные детали одежды указывают на их родство с шорцами и телеутами."
Тюрки-кочевники появились на территории Кузнецкой котловины в VIII – X веках и прожили здесь до XVI века.
Малочисленные и разрозненные племена нашего края не создали своего государства и часто попадали в зависимость от кочевников.
2) Примерные записи учащихся в тетради.
План
1. Древнекаменный век (30 тыс. лет назад)
а) теплый климат;
б) разнообразная растительность (Липовый остров);
в) животный мир: мамонт, носороги, олени;
г) переселение охотников с Алтая и Казахстана;
д) основные занатия: охота и собирательство;
е) клад каменных изделий у д. Аил.
2. Новокаменный век (IV – III тыс. до н.э.)
а) изменение климата, растительного и
животного мира;
б) люди умели добывать огонь, строить жилища,
делать меховую одежду;
в) основное занятие – охота на лося.
3. Бронзовый век (II – I тыс. до н.э.):
а) медные и бронзовые орудия труда;
б) основное занятие – скотоводство;
в) развивалось мотыжное земледелие;
г) сохраняются охота и собирательство у части
племен.
4. Железный век (середина I тыс. н.э.)
а) железные орудия труда;
б) развитие земледелия и ремесла;
в) отсутствие государственности, зависимость от
кочевников.
Проводится устная проверка задания, делаются уточнения.
5. Закрепление.
Когда появились первые люди на территории нашей области? (30 тыс. лет назад в древнекаменный век)
Откуда известно о древних людях нашего края? (Археологические раскопки)
Где находятся места стоянок и захоронений древних людей? (Маяково городище, д. Аил, Кузнецкий и Ур-Бедарийский могильник)
6. Д/з: На контурной карте отметьте древнейшие поселения и археологические памятники района и области.
Из пластилина или папье-маше сделать макеты древнейших орудий труда, оружия, фигурок животных, можно нарисовать.
Творческое задание: составить рассказ "Один день из жизни древнего ченовека" или рассказ с историческими ошибками.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.