Цели:
- выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры;
- побудить учащихся к поиску подлинной истины;
- побуждение к ассоциативному мышлению;
- формирование гражданских компетентностей личности.
Оборудование:
- М/медиа,
- Газеты, журналы,
- Карточки с высказывания знаменитых людей.
- Основные понятия:
- Нравственность.
- Нравственные ценности.
- Безнравственность.
- Средства массовой информации.
- Средства массовой коммуникации.
Ход мастерской
Слово мастера. Термин "средства массовой информации" появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Каждое из слов этого термина несет определенную смысловую нагрузку.
Задание: Какие ассоциации у вас вызывают слова: (одновременно записать на доске, с чем ассоциируются)
- информация;
- массовая информация;
- средства массовой информации. (в презентации – определение понятий)
Всю жизнь человека от рождения до смерти нас окружает и сопровождает поток информации. Этот информационный “поток” превращает обычного среднестатистического человека в потребителя с “высоким социальным статусом”, стремящегося к постоянному совершенствованию собственного имиджа с помощью приобретения все новых средств для “изменения жизни к лучшему”.
Задание: Назовите отличительные черты СМИ.
Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. Понятие “средства массовой информации” не следует отождествлять с понятием “средства массовой коммуникации” (СМК).
Задание: Что такое средства массовой коммуникации?
К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.
К основным подсистемам СМИ относятся: печатная продукция, телевидение, радио, Интернет.
Исходя из технических способов распространения информации и налагаемых этими способами ограничений СМИ можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных подсистем:
1) пресса (печать) - средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;
2) радио - передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;
3) телевидение - передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн.
4) фактически под определение "СМИ" подходит и Интернет, хотя законодательство большинства стран его к таковым не относит.
Мастер. Вы работали по группам, знакомились со средствами массовой информации. Работая с информацией, определите, какие задачи решают СМИ. (Задание по группам: Какие задачи решают средства массовой информации?)
Работа с информацией. Выделить задачи, которые решают СМИ. (Приложение 1)
Индуктор.
Работа в группах:
Рассказать о средствах массовой информации (предварительное задание или работа на уроке с информацией), акцентировав внимание, что положительного и отрицательного несет СМИ для молодых людей; (Приложение 2 Индуктор)
Придумайте ассоциации к словам “нравственный” и “безнравственный”; (ассоциации могут быть записаны на доске)
Привести примеры информации (наиболее запомнившееся по ТВ, радио, газете или журналах, книгах и страницах Интернета), связанные с этими понятиями.
Творческое задание. Социализация. Задание группам: “Напишите толкование понятия “нравственность” (одно на группу). Каждая группа озвучивает свое понятие.
Работа с информацией. Как толкуется это понятие в словарях? Что о нравственности думают знаменитые люди, как об этом пишут в прессе (Приложение 3). Участники мастерской, работая в группах над полученным материалом, формируют новое понятие “нравственность”, глубже, серьезнее и осмысленнее.
Социализация. Каждая группа представляет новое скорректированное понятие “нравственность”. Каждый может высказать свое мнение к данному понятию, употребив слова: согласен, не согласен, возражаю, добавляю, переосмысливаю.
Социоконструкция. (домашнее задание или проект создается на уроке) Задание в группе:
1. Создайте свой проект того СМИ, который вы представляли:
- Канал ТВ, который вы хотели бы смотреть.
- Газета или журнал и рубрики в нем.
- Радиопередачи, которые вы бы хотели вести.
- Интернет-страница, которую вы бы создали.
2. Напишите рекомендации:
- Смотри
- Слушай
- Читай
- Используй сайт
Афиширование. Все, что сделано в процессе работы, вывешивается на доску (диаграммы социологического опроса (Приложение 4), созданные проекты, понятия “нравственности”) и защищается группой.
Разрыв. Слово мастера: слова патриарха Русской Православной церкви Алексия II
Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой – потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит и самостоятельного места в истории.
Одновременно я уверен: никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов.
Рефлексия и социализация. Самоанализ. Группам предлагаются карточки с высказываниями великих людей. (Приложение 5). Каждая группа выбирает и в устной форме вступает в диалог, создав любой текст.