Использование блочно-модульной технологии при обучении геометрии

Разделы: Математика


“Все вокруг геометрия”, - сказал французский архитектор Корбюзье в начале прошлого столетия. Сегодня геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих, биологов и т.д., т.е. геометрические знания необходимы. В тоже время я отмечаю, что идет снижение интереса учащихся к геометрии. Может это вызвано тем, что роль геометрии в школьном курсе занижается (уже на протяжении нескольких лет отменен обязательный экзамен по геометрии за курс основной школы; на третьей ступени в учебном плане РБУП на изучение геометрии предусмотрен 1 час в неделю). Поэтому возникла такая ситуация, когда получить хорошее геометрическое образование стало нереальным. И чтобы восполнить это, нужны педагогические технологии, которые смогли бы быть проблемными, и были бы направлены на повышение качества образования, на мотивацию и активизацию деятельности учащихся.

Одной из таких технологий я называю технологию блочно-модульного обучения.

Данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов.

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:

  1. Повысить мотивацию изучения геометрии
  2. Повысить качество знаний
  3. Повысить уровень образовательного процесса в целом.

Блочно-модульная технология обучения обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по данной теме и саморегуляции своих учебных достижений.

Приведу пример изучения темы “Параллель6ность плоскостей” по учебнику А.С. Атанасяна (Х класс).

Исходя из программы, материала учебника геометрии, методических рекомендаций, определяю конкретно, что надо знать: основные понятия, определения, теоремы; что надо уметь: применение обязательного теоретического материала в решении опорных задач, которые способствуют формированию обязательных навыков.

Перед изучением данной темы учащиеся знакомятся с содержанием материала по данной теме (вывешивается стенд):

  1. Это надо знать (теория)
  2. Список задач минимального обязательного уровня (I уровень). 10 опорных задач.
  3. Задачи II уровня (10 задач). Подобраны на основе опорных, но несколько усложнены.
  4. Задачи творческого и исследовательского уровня (III уровень). 10 задач.

Общее количество – 5 часов.

На первом уроке изучается теория; затем три урока решаются задачи, помещенные на стенде. Учащиеся решают их или в ходе самоподготовки, или на зачете. Тем самым они имеют возможность познакомиться с уровнями требований от обязательного минимума до творческого, определить для себя объем и глубину усвоения материала, т.е. выйти на самооценку своих знаний. Пятый урок – уровневая контрольная работа.

Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.

При продвижении по модулю учащиеся оказываются в положении исследователя и открывателя. Что повышает интерес к геометрии.

Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по выполнению упражнений, способствуют закреплению интереса, повышает работоспособность учащихся. Сама работа выполняется осознанно, быстрее, продуктивнее. И чем больше исследовательских работ проделывает учащиеся, тем богаче багаж знаний они получают, и будут иметь более широкие возможности для выбора собственной деятельности и реализации себя.