“Все вокруг геометрия”, - сказал французский архитектор Корбюзье в начале прошлого столетия. Сегодня геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих, биологов и т.д., т.е. геометрические знания необходимы. В тоже время я отмечаю, что идет снижение интереса учащихся к геометрии. Может это вызвано тем, что роль геометрии в школьном курсе занижается (уже на протяжении нескольких лет отменен обязательный экзамен по геометрии за курс основной школы; на третьей ступени в учебном плане РБУП на изучение геометрии предусмотрен 1 час в неделю). Поэтому возникла такая ситуация, когда получить хорошее геометрическое образование стало нереальным. И чтобы восполнить это, нужны педагогические технологии, которые смогли бы быть проблемными, и были бы направлены на повышение качества образования, на мотивацию и активизацию деятельности учащихся.
Одной из таких технологий я называю технологию блочно-модульного обучения.
Данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов.
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
- Повысить мотивацию изучения геометрии
- Повысить качество знаний
- Повысить уровень образовательного процесса в целом.
Блочно-модульная технология обучения обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по данной теме и саморегуляции своих учебных достижений.
Приведу пример изучения темы “Параллель6ность плоскостей” по учебнику А.С. Атанасяна (Х класс).
Исходя из программы, материала учебника геометрии, методических рекомендаций, определяю конкретно, что надо знать: основные понятия, определения, теоремы; что надо уметь: применение обязательного теоретического материала в решении опорных задач, которые способствуют формированию обязательных навыков.
Перед изучением данной темы учащиеся знакомятся с содержанием материала по данной теме (вывешивается стенд):
- Это надо знать (теория)
- Список задач минимального обязательного уровня (I уровень). 10 опорных задач.
- Задачи II уровня (10 задач). Подобраны на основе опорных, но несколько усложнены.
- Задачи творческого и исследовательского уровня (III уровень). 10 задач.
Общее количество – 5 часов.
На первом уроке изучается теория; затем три урока решаются задачи, помещенные на стенде. Учащиеся решают их или в ходе самоподготовки, или на зачете. Тем самым они имеют возможность познакомиться с уровнями требований от обязательного минимума до творческого, определить для себя объем и глубину усвоения материала, т.е. выйти на самооценку своих знаний. Пятый урок – уровневая контрольная работа.
Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.
При продвижении по модулю учащиеся оказываются в положении исследователя и открывателя. Что повышает интерес к геометрии.
Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по выполнению упражнений, способствуют закреплению интереса, повышает работоспособность учащихся. Сама работа выполняется осознанно, быстрее, продуктивнее. И чем больше исследовательских работ проделывает учащиеся, тем богаче багаж знаний они получают, и будут иметь более широкие возможности для выбора собственной деятельности и реализации себя.