Форма (нестандартная): урок-виртуальная экскурсия.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с достопримечательностями Московского Кремля;
- закрепление и углубление знаний об истории Москвы;
- формирование умения выделять главное, существенное.
Развивающие:
- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; коммуникативных способностей и толерантности; памяти, мышления, восприятия, внимания, наблюдательности.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
- воспитание бережного, трепетного отношения к историческому наследию России;
- любознательности и пытливости в процессе учения;
- чувства взаимопомощи.
Оборудование:
- ТСО: проектор, экран, компьютерный диск с компьютерной презентацией,
- карта Московского Кремля,
- карточки “Парная работа” и “Групповая работа”.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся на экскурсию.
А куда, вы узнаете, если соберете пазлы с пословицами, которые находятся в конверте №1.
Эту работу я предлагаю выполнить в парах.
Вопросы есть?
Приступили к работе.
2. Проверка на доске.
Миша, прочитай пословицу которую вы сложили.
Пройди к столу, найди такую же пословицу и прикрепи на доску.
- У кого такая же?
- У кого другие?
3. Ребята, как вы понимаете “Москва всем городам мать”
- Мама-самый дорогой, самый близкий человек. А у каждого человека есть сердце. А где сердце Москвы? (Кремль)
- Почему?
Любой древний город начинался с крепости:
г. Камышин – Дмитриевская крепость,
г. Волгоград – Царицынская крепость, а Москва началась с Кремля.
4. Тема нашего урока - “Московский Кремль”
- Ребята, а с какой целью мы совершим это путешествие. Как вы думаете?
- Давайте определим уровень ваших знаний о Кремле и отметим на шкале:
Знаю много, знаю мало или у кого-то по середине.
- А кто хочет узнать больше о Кремле?
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде, чем отправиться в современный Кремль, предлагаю вам вспомнить историю возникновения Московского Кремля.
Как же все начиналось?
Возвращался из похода князь Юрий Долгорукий. Остановился на холме, осмотрел окрестности. (Выходит ребенок в костюме Юрия Долгорукого)
“Да, холм высокий, лес густой, две реки протекает.
Повелеваю, на сим мест, построить город”
- Ребята, почему именно это место привлекло князя Юрия Долгорукого?
(холм, лес, реки).
В разные времена Кремль и по-разному выглядел.
Давайте вспомним.
В этом вам помогут опорные карточки со словами, которые при верном сложении выстроятся в этапы возникновения Московского Кремля.
Возьмите конверт №2
(работа в парах)
Проверка.
- Сережа, прочитай. Что у вас получилось.
- У кого так же?
- У кого по-другому?
А теперь посмотрим на экран.
1 этап – деревянный Кремль. Его построили при Иване Калита.
2 этап – белокаменный Кремль. Вот откуда пошло – Москва белокаменная. Возвели его при Дмитрии Донском.
3 этап – Кремль из красного кирпича. Выстроили его по приказу Ивана III.
При Иване III Москва расширила и укрепила свои границы, стала столицей нашей Родины. А себя приказал величать “Государь всея Руси”
III. Изучение нового материала.
Прошли века, указ Юрия Долгорукого был выполнен. И вот перед нами современный Московский Кремль.
ВИДИОЗАПИСЬ
- А теперь давайте посмотрим на карту Кремля
- Что расположено вдоль стен Кремля? (башни)
- Сколько их, вы узнаете рассмотрите карту. Она находится в конверте №3
(Работа в парах)
- Сколько же башен Московского Кремля? (20)
- А для чего их возводили?
(Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.)
- У каждой башни есть свое название.
(на экране Спасская башня, у учителя икона Спаса)
- А эта башня память о первом московском водопроводе. Машина гнала из устроенного колодца воду на башню, а оттуда вода попадала по свинцовым трубам в Кремль.
(Водовзводная башня)
- А под этой башней, под землей, выкопали тайный ход, соединявший крепость с рекой.
- Как называется эта башня?
(Тайницкая)
- Для чего нужен был тайный ход?
- На эту башню любил подниматься царь Иван Грозный, осматривать свои владения.
(Царская башня)
- Эта башня названа в честь холма на котором возвышается Кремль.
(Боровицкая башня)
Итак, первая достопримечательность Кремля – Стены и башни.
Стены – это тоже исторический памятник Кремля.
Ребята, почему в этом месте высота стен = 5 м.
А с восточной стороны = 19 м?
Толщина стен от 3 м. до 6,5 м. (показать на примере класса)
ФИЗМИНУТКА
- А какие еще есть достопримечательности на территории Кремля, вы узнаете поработав в группах с текстом.
Задание в конверте №4.
ПРОВЕРКА
I группа: Архангельский собор
- Что общего у Архангельского собора и православным храмом нашего города?
(оба храма названы в честь Михаила Архангела, который почитался нашими предками как предводитель воинской рати. Икону с изображением Михаила Архангела вы можете увидеть в нашей церкви.)
- Какие еще соборы есть на территории Кремля? Посмотрите по карте.
(Успенский, Благовещенский)
II группа: Ивановская площадь.
(Соборная площадь, находится между Архангельским, Успенским и Благовещенским соборами)
Ш группа: Большой Кремлевский дворец. Сенат.
- Какие еще дворцы изображены на карте?
(Государственный Кремлевский дворец; Потешный дворец-жила царица Наталья Кирилловна и ее сын Петр, будущий царь Петр Первый; Патриарший дворец)
IV группа: музеи – Оружейная палата.
(Грановитая палата – “Есть палата, именуемая Грановита, велика и высока…
Предивным мастерством устроена, из белого камня тесана, грани аки чешуя. Внутри расписана вся золотом и разноцветными красками.”
V группа: памятники – “Царь-пушка, Царь-колокол”
(Царь – колокол весит около двухсот тонн. Отливали его для колокольни Ивана Великого, но после страшного пожара на кремлевской земле колокол дал трещину, а потом от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных русских мастеров – позвонить в колокол, какого еще мир не слыхал и не видал.)
Царь – пушку отлили для защиты от крымского хана. Но орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьет оружие, которое за величину прозвали Царь-пушка.)
IV. Итог урока.
А) Наша экскурсия подходит к концу.
Поднимите руку, кто пополнил свои знания о Московском Кремле?
Отразите это на своей шкале.
Много еще хранит земля кремлевская достопримечательностей.
Я вам предлагаю подготовить сообщение о каком-либо историческом памятнике Кремля.
Оформить можно вот так…
Б) Посмотрите на доску.
Что у нас получилось? Спасская башня
Почему вы так решили? (Куранты)
На уроке технологии вы можете сделать вот такую открытку в стиле “мозайка”
V. Интервьюирование.
- Бывая на экскурсии, путешествуя часто подходят журналисты из разных журналов, газет. Они хотят знать, что вам понравилось, что запомнилось?
Вот такое интервью и я хочу у вас взять.
(Что понравилось, что запомнилось, что было интересного на уроке.)