Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках.
Задачи:
- развивать мышление, память, сообразительность;
- повторить и обобщить знания учащихся о русских народных сказках;
- прививать любовь к чтению.
Оборудование:
- кроссворд,
- карта,
- сказочные предметы: гребень, полотенце, сосуд с живой водой, кольцо, яблоко, семимильные сапоги, скатерть-самобранка, клубок, зеркало;
- 2 листа и фломастеры,
- кочки болотные,
- магнитофон с записью фонограмм песен и голосов.
Подготовительная работа: инсценирование сказок русских народных, конкурс рисунков “Я рисую сказку”; “Сказка – ложь, да в ней намёк” - сочинить сказку.
Ход праздника
….Русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.
Н.А.Некрасов
Ученица.
О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки икраски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Сказочница: Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки.потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам по палатям валяться да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать да семечки лузгать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Дети исполняют песню “Молочная река”
Дорожка нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть – самобранка. Но на ней не яства заморские, а предметы “сказочные”, которые помогут вам в пути: гребень, полотенце, сосуд с живой водой, колечко, золотое яблочко, семимильные сапоги, скатерть – самобранка, клубочек, зеркальце.
Предлагаю самым смелым выбрать поочерёдно 3 предмета, но с таким условием: вы должны назвать волшебные свойства каждого и сказку, где этот предмет встречается.
Котомки собрали – в путь! В страну Сказок, Чудес и Волшебства!
(звучит “Песня охранников” из мультфильма “Бременские музыканты”. Появляются 2 стражника).
Вот мы и на месте. Но почему ворота заперты? Почему стражники такие сердитые?
1 стражник. А это кто? Что это они тут расселись? Что здесь вообще делают? Они что, не знают, что в нашу страну может войти лишь тот, кто любит и знает сказку? Неучам в ней нет места!
2 стражник. Да , мы их не можем просто так пропустить в Страну Сказок, Чудес и Волшебства! Надо устроить им испытание! Пусть разгадают сказочный кроссворд! Отгадают – молодцы, а нет – придётся вернуться.
1 стражник. А из букв, что в выделенных квадратиках, надо сложить волшебные слова! Только тогда они смогут отомкнуть печать на карте нашей страны.
Показывают свёрнутую в рулон карту с печатью.
Она не хуже волшебного клубочка укажет путь.
Сказка приди
2 стражник.
Испытанье вы прошли,
Чуть утраты понесли.
Но зато теперь я вам
Карту чудную отдам.
Срывают печать, прикрепляют карту, уходят.
Сказочница. Долго ли, коротко ли шли путники по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в неё попасть? Какие слова сказать нужно?
Дети.
Избушка, избушка,
Встань к лесу задом, ко мне передом.
Звучит музыка. Появляется Баба Яга, поёт, танцует.
Баба Яга. Какие дорогие гости ко мне пожаловали сегодня! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли-позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают! А я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю…хотите расскажу? Нет, лучше я вам загадки загадаю, да не простые, а про нечисть сказочную! Кто быстрее отгадает?
- Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба-Яга)
- Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса. (Леший)
- Самый мокрый и одинокий представитель нечистой силы. (Водяной)
- Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал.
В мрачном он дворце живёт
И чужих невест крадёт. (Кощей бессмертный)
Ладно, так и быть , пропущу вас, если последнюю загадку отгадаете. Как зовут моего братца – хозяина болота (Водяной)
Вот как раз прямо за моим домом дорожка к нему и ведёт. (показывает на карте). Прощайте! Жаль такого вкусного обеда лишаться, да что поделаешь…
Сказочница. Страшно идти по болоту: под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются. Как же нам задобрить Водяного, чтобы он нас через своё болото пропустил? А давайте его портрет нарисуем. А ну, смельчаки, выходите по одному из команды!
Ребята рисуют Водяного
Пока они рисуют, давайте-ка и мы время зря терять не будем, а перейдём через болото по кочкам.
Игра “Перейди болото”
Перед вами “кочки”. На кочку можно ступить и не провалиться в болото, только назвав русскую народную сказку.
Сказочница. Посмотрите, какие чудесные портреты получились. Я думаю, что Водяной пропустит нас. А что это за дом? Кто в нём живёт?
Выходит Хозяюшка, поёт и пританцовывает “К нам гости пришли…”
Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Не стесняйтесь, располагайтесь поудобнее. Давайте знакомиться. Меня зовут Мария Александровна. Я хозяйка этого дома. А вы как в нашу страну попали? Небось сказки любите? Вижу, долгонько уже идёте… вот и отдохните у меня. Домик у меня не большой, да уютный. Всё своими руками сдомовничала, люблю рукодельничать. Не подумайте, что хвастаюсь. Нас таких в русских сказках много. Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо шили, готовили.
А знаете ли вы, какие яства наиболее часто в сказках предлагают гостю? (каша, щи,жареные быки, мёд – пиво, хлеб – соль и т.д.)
Знаете ли вы сказки, где хозяева дома были необычные существа? (Сват Наум, баба яга, Кощей и т. д.)
Попробуйте назвать сказочные строения и их хозяев. (избушка на курьих ножках, царский дворец Берендея и т.д.)
Молодцы! Не буду вас задерживать. Но напоследок хочу совет вам дать: чтобы из леса поскорее выбраться, назовите героев сказок, чьи голоса услышите, и названия этих сказок. Счастливого вам пути!
Раздаются голоса сказочных героев. Дети отгадывают их.
1.
“Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?” (Морозко из одноимённой сказки)
2.
“Как выскочу, как выпрыгну,
Полетят клочки по закоулочкам”. (Лиса из сказки “Заюшкина избушка”.)
3.
“Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!” (Братец Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
4.
“Сивка-бурка, вещий каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой” (Иванушка из сказки “Сивка-бурка”)
Сказочница. Уф! Вот и вышли мы из леса. Но что же это? Это горы “Сказочной юморины”. Чтобы их преодолеть поскорее вспомните:
- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (“Каша из топора”)
- Назовите персонаж, лезущий из кожи вон. (“Лягушка”)
- Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (“Колобок”)
- Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
Сказочница. Вот и горы остались позади, а впереди ждёт нас дворец царский.
Появляется царь.
Царь.
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Сказочница. Расскажите, ребята, какие сказочные чудеса вы знаете? (летучий, корабль, жар-птица, молодильные яблоки, деревянный орёл и т.д.)
Царь. Обычно цари загадки загадывали, вот и я вам тоже решил испытание устроить. Расскажите-ка мне сказочку.
Сказочница. Царь-батюшка, ребята сказки умеют не только рассказывать, но и показывать.
Инсценировка сказки “Заюшкина избушка на новый лад”
Царь. Ох, и порадовали вы меня своими сказками. Жаль мне с вами расставаться, да делать нечего. Желаю вам доброго пути.
Сказочница. Вот и дворец сказочный позади остался…Заканчивается и наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства. Но зато теперь вы можете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
А сегодня, прощаясь с вами, думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми заканчиваются сказки. (“И стали жить – поживать, и добра наживать”, “И я там был, мёд – пиво пил….”)
Учитель. А ещё на нашем празднике мне хотелось бы отметить ребят, авторов этих прекрасных работ
Награждение участников конкурсов “Сказка ложь, да в ней намёк”(ребята сами сочиняли сказки), “Я рисую сказку”
Спасибо вам за участие. До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства.
Ребята исполняют песню “Спор Маши и Вити”