ЗАДАЧИ:
- дать общее представление о роли дизайна в одежде, истории дизайна одежды, средствах дизайна.
- освоить петельную и крестообразную строчки и их варианты.
- развивать эстетический вкус, творческие способности, фантазию;
- учить выполнять творческие проекты в области дизайна одежды, пользуясь инструкциями и дополнительной информацией из разных источников.
ОБОРУДОВАНИЕ: журналы мод; книги с иллюстрациями, демонстрирующие стиль одежды разных времён.
Этапы урока | Ход урока | ИКТ |
Открытие нового знания | - Что такое дизайн? В переводе с английского “дизайн” означает замысел, проект, чертёж, рисунок. . Да не просто рисунок , а конструирование на его основе вещей, машин, интерьеров, в которых сочетаются удобство, польза и красота. Стало быть, дизайнер- это художник-конструктор. Дизайнерская подготовка необходима людям многих профессий: парикмахерам, модельерам, ювелирам, флористам… Издавна ремесленник изготавливал вещь так, как учила его традиция. Но 19 век открыл эпоху технической революции. Именно к этому времени можно отнести рождение профессии дизайнер. В изготовлении предметов всё большую роль начинают играть машины. Сначала при механизации копировалась работа ремесленника, но это было экономически невыгодно, да и вещи получались не такие уж красивые. В 1851 году состоялась первая Промышленная выставка в Лондоне, которая показала, что разработка промышленной продукции нуждается в специальных художниках, которые могли бы придать вещам, сделанным с помощью машин, привлекательную форму. Одним из первых теоретиков будущего дизайна стал Уильям Моррис автор книги “Искусство и краса земли”. Он обратил внимание на то, какова связь материала и изготовленного из него предмета, как сочетаются форма и цвет изделия. И главное, он указал на то, что вид и украшения изделия обязательно должны соответствовать его назначению. В России в начале XX века дизайнеров учили во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских). В Москве высшее дизайнерское образование можно получить в Художественно- промышленном институте имени С.Г.Строганова. |
|
Ведение в проблему | - Сравните костюмы людей, живших в разные времена. Что менялось в одежде? (Длина, фасоны, отделка, силуэт и т. д.) | Фотографии бабушек и дедушек. |
Обсуждение, рассуждения. Учебник с. 100-101 Рубрика “Обсудим вместе” |
- Рассмотрите иллюстрации, обсудите
вопросы предложенные в учебнике. - Выскажите свои предположения по поводу быстрой смены моды в XX веке. (Необходимость создания более удобной одежды, позволяющей ездить в транспорте, заниматься спортом, активно отдыхать.) |
|
Новые знания. | - Люди всегда хотели быть красивыми. Они
украшали себя татуировками, ракушками и бусами. В XV веке женщины носили яркие платья с волочащимися по земле шлейфами, длина которых определялась специальными указами. И хотя Церковь объявила шлейфы “дьявольскими хвостами”,дамы не отступали от моды. Особенно причудливыми были головные уборы, напоминавшие то петушиную голову, то высокий колпак. Удлинённый силуэт Средневековья сменяется в эпоху Возрождения широкими, пышными нарядами. Богатые итальянки надевали одновременно по два платья из парчи или бархата. Рукава обычно пришивались “на живую нитку” , поэтому к одному и тому же платью можно было надевать разные рукава. Волосы дамы убирали под вуаль или сетку, сплетённую из золотых шнуров. В 16 веке законодателями мод для всей Европы были испанцы. Они изобрели корсет, а юбку придумали натягивать на жёсткий каркас. Другой “мучительной” частью костюма был воротник. Белый льняной воротник со складками был красив, но так неудобен, что его назвали “мельничный жернов”. В нём нельзя было повернуть голову, а часто и есть приходилось особыми ложками с длинными черенками, потому что обычную не удавалось даже поднести ко рту. Настоящий водопад из лент, кружев, рюшек, оборок, галунов, шнуров и гофрировок появляется в костюмах 17 столетия. Это время могущества Франции, поэтому одежде придворных “короля-солнца” Людовика 14 подражают во всей Европе. Стремление к роскоши захватывает всех. Известно, что во время Тридцатилетней войны объявлялись даже “кружевные перемирия”, чтобы мушкетёры воюющих сторон могли постирать и просушить кружевные манжеты! В XVIII веке костюмы стали очень изящными и утончёнными. Женщина должна была напоминать хрупкую статуэтку, поэтому модны узкие плечи, очень тонкая талия, широкие юбки. Женственным был даже мужской костюм. Все хотели выглядеть моложе, поэтому щёки румянили, а седину запудривали. В Англии конца XVIII века в моду вошли более строгие по форме и цвету костюмы. Вскоре такие предметы гардероба, как фрак, редингот и шляпа-цилиндр, распространялись по всей Европе. К началу 19 столетия мужской костюм приобрёл более мужественный и строгий вид. - А что же носили на Руси? Наши предки любили носить сразу несколько одёжек, а по возможности - и несколько шапок. Мужчины на нижнюю рубаху и порты надевали зипун длиной до колен, а сверху него - кафтан. В древней Руси кафтаны носили все - от царя до крепостных крестьян. Только одни кафтаны были сермяжные (из грубого некрашеного сукна), а другие - атласные, бархатные или шелковые. Нарядные кафтаны украшали драгоценными пуговицами, золочёной тесьмой, высоким воротником-козырем. Женщины на рубаху надевали нарядный сарафан, а поверх него - короткую тёплую душегрею. В длинном и широком летнике боярыни могли ходить круглый год. Его ширина по подолу достигала 4 метров, а рукава свисали до самого пола. Иногда летник дополняли меховым воротником- ожерельем. Наряднее всего у женщин были головные уборы. Девушки заплетали волосы в одну косу, а на лоб надевали богато украшенный обруч-венец, кокошник или повязку. К ним прикрепляли жемчужные подвески вдоль щёк- рясы. В косу вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные накосники. |
Рисунок №1 Рисунок №2 Рисунок№3 Рисунок №4 Рисунок №5 Рисунок №6 Рисунок№7 Рисунок№8 Рисунок №9 Рисунок № 10 Рисунок №11 |
Творческий мини-проект | Сейчас мы разделим класс на группы.
Каждой группе будет предложено познакомиться с
проблемами, которые решают модельеры-дизайнеры,
прочитав текст в учебнике на с. 101-104, а потом
разработать эскиз одежды (платья, костюма, брюк и
т.д.). Защита мини-проектов строится как рассказ о способах пяти основных задач дизайнера- модельера при выполнении выбранной модели одежды. 2-3 урок Девочки принесли своих любимых красивых кукол. |
Слайды № 1-5 Презентация |
Практическая работа. | Сегодня вы изготовите отрезное платье
по инструкционной карте. Откройте рабочую
тетрадь с.40-41. Знакомимся с инструкционной картой. |
Слайд №6 Презентация |
Оценивание работы. | При обсуждении изготовленной одежды
оценивается: 1. качество 2. полнота решения 5 задач дизайнера-модельера. |
|
Домашнее задание. | Придумать и принести аксессуары для
оформления одежды. Прочитать произведение Г.Х. Андерсена “Новый наряд короля.” 4 урок |
|
Тема | Отделка одежды. | |
Проверка домашнего задания. | - Почему произведение называется
“Новый наряд короля.” - Что можно сказать о короле. Охарактеризуйте его. |
|
Обсудим вместе. | - Для чего нужны аксессуары? - Как нужно подбирать аксессуары к костюму? - Какие аксессуары есть у тебя? - Как ты их используешь? Когда? - Как мода влияет на аксессуары? - Изменяются ли они со временем? |
|
Новые знания. | Слово “аксессуары” означает
“дополнение”.Каждая эпоха имела собственные
модные “игрушки”, дополняющие костюм. С XII по XVII
век знатные дамы непременно носили на золотых
цепочках на шее или у пояса маленькое ручное
зеркальце. В следующем столетии популярны были
флаконы для духов, табакерки, зубочистки, часы и
даже маленькие ситечки! ВЕЕР известен с глубокой древности. В индии он символизировал королевскую власть, в Японии- власть военную. В Европе веер вошёл в моду с конца 16 века. Испанки с его помощью вели настоящий “разговор” с кавалерами. ДАМСКАЯ СУМОЧКА для мелких предметов возникла лишь в начале XX века. В средние века женщины носили небольшие кожаные мешочки у пояса, а позднее- богато украшенные вышитые, вязаные или плетёные сумочки-кисеты. ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ любили носить египтянки (ещё в 3000 году до н.э.!), гречанки и римлянки. Их делали из бумаги или цветного шёлка и сбрызгивали духами. КАРМАН появился только в конце XVII столетия на одном из нарядов французского короля Людовика XIV. Позднее карманы стали пришивать к жилетам и в самую последнюю очередь- к брюкам. С тех пор мужская одежда немыслима без карманов. НОСОВОЙ ПЛАТОК дамы поначалу лишь держали в руке, демонстрируя богатую кружевную отделку. Вытирать ими носы стали только в XIX столетии. |
Рисунок №12 |
Беседа | - Что делает одежду красивой? (цвет,
фасон, линии, различные варианты отделки.) - Какие виды отделки используют современные модельеры? - Какие из них имеют давнюю историю? |
|
Практическая работа. | - Как украшали ремесленники – швеи и
портные - свои изделия. - Какие способы отделки ремесленных швейных изделий используют современные дизайнеры массового производства и модельеры штучных образцов одежды? (рабочая тетрадь с.40 задание 21). |
|
Обобщение. | - Что включает в себя понятие “дизайн
одежды”? -Какую работу выполняют дизайнеры- модельеры? - Какими качествами должен обладать дизайнер? (художественные способности, умение рисовать, лепить, чувство цвета, умение анализировать различные изделия в соответствии с их удобством, воображение, стремление сделать окружающий мир совершеннее, красивее и радостнее для человека.) Выставление оценок. На каждом из разработанных уроков используется проект “Одеваем кукол”. Программа предназначена для обучения культуре быта, в частности умению одеваться в соответствии с ситуацией предложенной учителем. Программа состоит из 6 последовательно переключающихся экранов с изображением кукол - мальчика и девочки, и одежды для них. На каждом экране изображена требующая определённой одежды ситуация. Ситуации следующие:
|
Примечание: Рисунки к работе, можно получить у автора.