Урок технологии в 4-м классе. Тема: "Дизайн одежды". Программа "Школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


ЗАДАЧИ:

  • дать общее представление о роли дизайна в одежде, истории дизайна одежды, средствах дизайна.
  • освоить петельную и крестообразную строчки и их варианты.
  • развивать эстетический вкус, творческие способности, фантазию;
  • учить выполнять творческие проекты в области дизайна одежды, пользуясь инструкциями и дополнительной информацией из разных источников.

ОБОРУДОВАНИЕ: журналы мод; книги с иллюстрациями, демонстрирующие стиль одежды разных времён.

Презентация

Этапы урока Ход урока ИКТ
Открытие нового знания - Что такое дизайн?

В переводе с английского “дизайн” означает замысел, проект, чертёж, рисунок. . Да не просто рисунок , а конструирование на его основе вещей, машин, интерьеров, в которых сочетаются удобство, польза и красота. Стало быть, дизайнер- это художник-конструктор.

Дизайнерская подготовка необходима людям многих профессий: парикмахерам, модельерам, ювелирам, флористам…

Издавна ремесленник изготавливал вещь так, как учила его традиция. Но 19 век открыл эпоху технической революции. Именно к этому времени можно отнести рождение профессии дизайнер. В изготовлении предметов всё большую роль начинают играть машины. Сначала при механизации копировалась работа ремесленника, но это было экономически невыгодно, да и вещи получались не такие уж красивые. В 1851 году состоялась первая Промышленная выставка в Лондоне, которая показала, что разработка промышленной продукции нуждается в специальных художниках, которые могли бы придать вещам, сделанным с помощью машин, привлекательную форму.

Одним из первых теоретиков будущего дизайна стал Уильям Моррис автор книги “Искусство и краса земли”. Он обратил внимание на то, какова связь материала и изготовленного из него предмета, как сочетаются форма и цвет изделия. И главное, он указал на то, что вид и украшения изделия обязательно должны соответствовать его назначению.

В России в начале XX века дизайнеров учили во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских). В Москве высшее дизайнерское образование можно получить в Художественно- промышленном институте имени С.Г.Строганова.

 
Ведение в проблему - Сравните костюмы людей, живших в разные времена. Что менялось в одежде? (Длина, фасоны, отделка, силуэт и т. д.) Фотографии бабушек и дедушек.
Обсуждение, рассуждения.

Учебник с. 100-101

Рубрика “Обсудим вместе”

- Рассмотрите иллюстрации, обсудите вопросы предложенные в учебнике.

- Выскажите свои предположения по поводу быстрой смены моды в XX веке. (Необходимость создания более удобной одежды, позволяющей ездить в транспорте, заниматься спортом, активно отдыхать.)

 
Новые знания. - Люди всегда хотели быть красивыми. Они украшали себя татуировками, ракушками и бусами.

В XV веке женщины носили яркие платья с волочащимися по земле шлейфами, длина которых определялась специальными указами. И хотя Церковь объявила шлейфы “дьявольскими хвостами”,дамы не отступали от моды.

Особенно причудливыми были головные уборы, напоминавшие то петушиную голову, то высокий колпак.

Удлинённый силуэт Средневековья сменяется в эпоху Возрождения широкими, пышными нарядами. Богатые итальянки надевали одновременно по два платья из парчи или бархата. Рукава обычно пришивались “на живую нитку” , поэтому к одному и тому же платью можно было надевать разные рукава. Волосы дамы убирали под вуаль или сетку, сплетённую из золотых шнуров.

В 16 веке законодателями мод для всей Европы были испанцы. Они изобрели корсет, а юбку придумали натягивать на жёсткий каркас.

Другой “мучительной” частью костюма был воротник. Белый льняной воротник со складками был красив, но так неудобен, что его назвали “мельничный жернов”. В нём нельзя было повернуть голову, а часто и есть приходилось особыми ложками с длинными черенками, потому что обычную не удавалось даже поднести ко рту.

Настоящий водопад из лент, кружев, рюшек, оборок, галунов, шнуров и гофрировок появляется в костюмах 17 столетия. Это время могущества Франции, поэтому одежде придворных “короля-солнца” Людовика 14 подражают во всей Европе. Стремление к роскоши захватывает всех. Известно, что во время Тридцатилетней войны объявлялись даже “кружевные перемирия”, чтобы мушкетёры воюющих сторон могли постирать и просушить кружевные манжеты!

В XVIII веке костюмы стали очень изящными и утончёнными. Женщина должна была напоминать хрупкую статуэтку, поэтому модны узкие плечи, очень тонкая талия, широкие юбки. Женственным был даже мужской костюм. Все хотели выглядеть моложе, поэтому щёки румянили, а седину запудривали.

В Англии конца XVIII века в моду вошли более строгие по форме и цвету костюмы. Вскоре такие предметы гардероба, как фрак, редингот и шляпа-цилиндр, распространялись по всей Европе. К началу 19 столетия мужской костюм приобрёл более мужественный и строгий вид.

- А что же носили на Руси?

Наши предки любили носить сразу несколько одёжек, а по возможности - и несколько шапок. Мужчины на нижнюю рубаху и порты надевали зипун длиной до колен, а сверху него - кафтан.

В древней Руси кафтаны носили все - от царя до крепостных крестьян. Только одни кафтаны были сермяжные (из грубого некрашеного сукна), а другие - атласные, бархатные или шелковые. Нарядные кафтаны украшали драгоценными пуговицами, золочёной тесьмой, высоким воротником-козырем.

Женщины на рубаху надевали нарядный сарафан, а поверх него - короткую тёплую душегрею. В длинном и широком летнике боярыни могли ходить круглый год. Его ширина по подолу достигала 4 метров, а рукава свисали до самого пола. Иногда летник дополняли меховым воротником- ожерельем.

Наряднее всего у женщин были головные уборы. Девушки заплетали волосы в одну косу, а на лоб надевали богато украшенный обруч-венец, кокошник или повязку. К ним прикрепляли жемчужные подвески вдоль щёк- рясы. В косу вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные накосники.

Рисунок №1

Рисунок №2

Рисунок№3

Рисунок №4

Рисунок №5

Рисунок №6

Рисунок№7

Рисунок№8

Рисунок №9

Рисунок № 10

Рисунок №11

Творческий мини-проект Сейчас мы разделим класс на группы. Каждой группе будет предложено познакомиться с проблемами, которые решают модельеры-дизайнеры, прочитав текст в учебнике на с. 101-104, а потом разработать эскиз одежды (платья, костюма, брюк и т.д.).

Защита мини-проектов строится как рассказ о способах пяти основных задач дизайнера- модельера при выполнении выбранной модели одежды.

2-3 урок

Девочки принесли своих любимых красивых кукол.

Слайды № 1-5 Презентация
Практическая работа. Сегодня вы изготовите отрезное платье по инструкционной карте. Откройте рабочую тетрадь с.40-41.

Знакомимся с инструкционной картой.

Слайд №6 Презентация
Оценивание работы. При обсуждении изготовленной одежды оценивается:

1. качество

2. полнота решения 5 задач дизайнера-модельера.

 
Домашнее задание. Придумать и принести аксессуары для оформления одежды.

Прочитать произведение Г.Х. Андерсена “Новый наряд короля.”

4 урок

 
Тема Отделка одежды.  
Проверка домашнего задания. - Почему произведение называется “Новый наряд короля.”

- Что можно сказать о короле. Охарактеризуйте его.

 
Обсудим вместе. - Для чего нужны аксессуары?

- Как нужно подбирать аксессуары к костюму?

- Какие аксессуары есть у тебя?

- Как ты их используешь? Когда?

- Как мода влияет на аксессуары?

- Изменяются ли они со временем?

 
Новые знания. Слово “аксессуары” означает “дополнение”.Каждая эпоха имела собственные модные “игрушки”, дополняющие костюм. С XII по XVII век знатные дамы непременно носили на золотых цепочках на шее или у пояса маленькое ручное зеркальце. В следующем столетии популярны были флаконы для духов, табакерки, зубочистки, часы и даже маленькие ситечки!

ВЕЕР известен с глубокой древности. В индии он символизировал королевскую власть, в Японии- власть военную. В Европе веер вошёл в моду с конца 16 века. Испанки с его помощью вели настоящий “разговор” с кавалерами.

ДАМСКАЯ СУМОЧКА для мелких предметов возникла лишь в начале XX века. В средние века женщины носили небольшие кожаные мешочки у пояса, а позднее- богато украшенные вышитые, вязаные или плетёные сумочки-кисеты.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ любили носить египтянки (ещё в 3000 году до н.э.!), гречанки и римлянки. Их делали из бумаги или цветного шёлка и сбрызгивали духами.

КАРМАН появился только в конце XVII столетия на одном из нарядов французского короля Людовика XIV. Позднее карманы стали пришивать к жилетам и в самую последнюю очередь- к брюкам. С тех пор мужская одежда немыслима без карманов.

НОСОВОЙ ПЛАТОК дамы поначалу лишь держали в руке, демонстрируя богатую кружевную отделку. Вытирать ими носы стали только в XIX столетии.

Рисунок №12
Беседа - Что делает одежду красивой? (цвет, фасон, линии, различные варианты отделки.)

- Какие виды отделки используют современные модельеры?

- Какие из них имеют давнюю историю?

 
Практическая работа. - Как украшали ремесленники – швеи и портные - свои изделия.

- Какие способы отделки ремесленных швейных изделий используют современные дизайнеры массового производства и модельеры штучных образцов одежды?

(рабочая тетрадь с.40 задание 21).

 
Обобщение. - Что включает в себя понятие “дизайн одежды”?

-Какую работу выполняют дизайнеры- модельеры?

- Какими качествами должен обладать дизайнер?

(художественные способности, умение рисовать, лепить, чувство цвета, умение анализировать различные изделия в соответствии с их удобством, воображение, стремление сделать окружающий мир совершеннее, красивее и радостнее для человека.)

Выставление оценок.

На каждом из разработанных уроков используется проект “Одеваем кукол”. Программа предназначена для обучения культуре быта, в частности умению одеваться в соответствии с ситуацией предложенной учителем. Программа состоит из 6 последовательно переключающихся экранов с изображением кукол - мальчика и девочки, и одежды для них. На каждом экране изображена требующая определённой одежды ситуация. Ситуации следующие:

  1. прогулка зимой.
  2. летняя прогулка.
  3. школа.
  4. вечеринка.
 

Примечание: Рисунки к работе, можно получить у автора.