Цели урока:
- На основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей в природе, разнообразия окружающего мира.
- Формирование экологической грамотности.
- Формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы.
- Воспитывать пытливость ума, интерес к окружаюему миру.
Оборудование: картинки живой и неживой природы; картина деревенской природы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Повторение изученного
Бродит осень по дорогам. Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть.
Беседа: Вот и к нам заглянула осень. Назовите приметы осени. Посмотрите какие приметы она нам оставила. Рассмотрите рисунки. Скажите, что у них общего. Что их объединяет?
Дети: Это природа.
Учитель: На какие группы можно разделить рисунки?
Дети: Живая и неживая природа.
Учитель: Что относится к неживой природе?
Дети: К неживой природе относятся солнце, туча, Дождь.
Учитель: Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
Дети: Дни стали короче. Солнце высоко не поднимается. Стало холоднее. Небо часто затянуто тучами. Часто идут дожди. Утром бывает иней. Замерзают лужи. Бывают частые туманы.
Учитель: Рассмотрите оставшиеся рисунки. На какие группы можно разделить предметы живой природы?
Дети: Растения и животные.
Учитель: Какие изменения произошли в жизни растений?
Дети: Листья пожелтели, стали опадать. Пожелтела и пожухла трава. Растения распространяют семена по земле, чтобы на следующий год возродились растения.
Учитель: Какие изменения произошли в жизни насекомых?
Дети: Насекомые попрятались в щели, под кору и уснули на зиму.
Взрослые насекомые отложили яйца для потомства. Многие насекомые погибли.
Учитель: Почему насекомые попрятались на зиму?
Дети: Наступает зима. Придут сильные морозы. Насекомым нечем питаться. Им холодно. Их кровь не греет. Они хладнокровные животные.
Учитель: Что изменилось в жизни птиц?
Дети: Корма для птиц стало мало, поэтому они улетают на юг. Такие птицы называются перелетными. Первыми улетают насекомоядные птицы, а потом растительноядные.
Самыми первыми улетают стрижи.
Учитель: Как называются птицы, которые улетают на юг?
Дети: Перелетные.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Все ли птицы улетают на юг? Какие птицы у нас живут и зимой, и летом?
Дети: И зимой, и летом у нас живут воробьи, сороки, галки, голуби, рябчики, тетерева.
Учитель: Птицы, которые живут в наших краях зимой и летом называются оседлые.
(На доске написано ОСЕДЛЫЕ).
Учитель: Прочитайте название этой группы птиц. Почему их так называют?
Дети: Птицы живут на одном месте, осели в наших краях.
Учитель: А каких птиц у нас можно увидеть поздней осенью, зимой?
Дети: Зимой у нас можно встретить снегирей, свиристелей, чечеток.
Учитель: Эти птицы летом живут в северных лесах, а осенью прилетают к нам зимовать.
Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ (Чтение на доске название этих птиц КОЧУЮЩИЕ, ЗИМУЮЩИЕ).
Читаем название.
- Почему их так называют?
Дети: Птицы зимуют в наших краях.
Учитель: Почему зимующим птицам зима не страшна?
Дети: Эти птицы находят зимой себе корм. Они клюют ягоды, находят насекомых..
Учитель: Как называют насекомых, которые клюют и насекомых, и растения
Дети: Всеядные.
Учитель: Послушайте стихотворение о зимующих птицах. Запомните названия этих птиц.
Дети:
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел громко крикнет,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
(На доске написаны названия этих птиц: Поползень, синица, чечетка, снегирь, дятел, чиж, чечетка, снегирь ,дятел, чиж, щегол, щур).
Учитель: Каких птиц вы запомнили? Прочитайте названия этих птиц.
Учитель: Прочитайте как готовятся птицы к зиме.
(Зимой птицам приходится трудно, поэтому они готовятся к ней, каждый по-своему
Дети: Сойка – большая охотница до желудей. Она не только их ест,но запасает впрок на зиму. Наберет полон рот, а потом слетит на землю и засунет свою ношу в щелку под корни дерева, в трещину или другое местечко. Не только сойка, но и многие другие птицы делают запасы на зиму.
Учитель: А сейчас послушайте разговор воробья и куропатки и подумайте, как они готовятся к зиме.
И н с ц е н и р о в к а
- Ах, воробей, ты к зиме тоже вылинял?
- Ничего я не вылинял! Это вы, куропатки, зимние шубки понадевали. А я житель городской, круглый год в димесезонном пальто прыгаю.
- Ты же был пестреньким, в пятнышках, а теперь сереньким стал!
- Это у меня на перышках светлая каемочка выросла, закрыла пятнышки. Вот я и посветлел.
- И всегда таким будешь?
- Как бы не так? За зиму перышки обтреплются, укоротятся, и к весне опять стану пестреньким!
Учитель: Как эти птицы готовятся к зиме?
Дети: Птицы меняют окраску, наращивают пух.
Учитель: Вот какой разговор произошел в лесу между сорокой и тетеревом. Послушайте, как сорока к зиме готовится.
ФОНОГРАМма
- Здравствуй, сорока! Ты куда летишь?
- В деревню, милок, в деревню!
- А зачем?
- Голодно в лесу стало, а в деревне можно корм найти. Где корочку найду, где зернышко стяну. Я птица не гордая.
Учитель: Как птицы готовятся к зиме?
Дети: Они прилетают к жилью людей.
Учитель: А мы можем помочь птицам?
Дети: Зимой птиц нужно подкармливать. Нужно делать кормушки.
Учитель: Посмотрите семена (даны на тарелочках, на каждом столе, у каждой группы).
- Рассмотрите семена.
- Какие семена вам знакомы?
Дети: Подсолнечника, пшена, арбуза, тыквы.
Учитель: Семена подсолнечника клюют все птицы. Синицы клюют все семена. Воробьи клюют семена пшена и тыквы. Поползни клюют семена арбуза и тыквы.
Учитель: Какие семена не будут клевать воробьи?
Дети: Семена арбуза.
Учитель: Какие семена не будут клевать поползни?
Дети: Семена пшена.
Учитель: Мало приготовить семена, нужно еще сделать удобные для птиц кормушки. Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике.
Учитель: Беседа об особенностях птиц. Все птицы разные. У каждой птице свой характер.
Иногда с птицами сравнивают людей. Прочитайте начало фразы и закончите е
“Болтливый, как………..сорока”
“Задира, как…………….воробей”
“Пугливый, как…………синица”
Отгадайте загадку:
Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой!
Ученик: У дятла длинный, липкий, с твердыми зазубринками язык. Им дятел достает насекомых.
Учитель: Некоторые птицы совершают дальние перелеты. Каждую осень они улетают в теплые места, туда, где много пищи некоторые птицы летят днем, другие ночью.
Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. Полярные крачки делают самые дальние перелеты.Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктику, а потом обратно.
V. Подведение итогов
Учитель читает некоторые утверждения о птицах. Дети либо соглашаются , либо нет.Если ученик не знает верного ответа он рисует соответствующий знак.
- У всех птиц есть перья;
- Все птицы умеют летать;
- Если животное большое, - это зверь;
- Летучая мышь – это птица;
- Кит – это большая рыба;
- Тело зверей покрыто шерстью;
- Крокодил – это зверь;
- Кошка и мышка относятся к одной группе животных. Это звери.
И т.д.