Система работы по воспитанию толерантности в 5-м классе

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Умей чувствовать рядом с собой человека,  умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

В.А.Сухомлинский

В последние годы мы часто слышим с экранов телевизоров, от политиков и журналистов новое для нас слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Проблема формирования толерантного сознания особенно актуальна для современной России, где в последнее время участились акты терроризма, нетерпимости, обострились межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Поэтому необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Мы живем в многонациональном государстве. В наших школах обучаются дети разных национальностей, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Умеют ли они “чувствовать рядом с собой человека”, понимать его и принимать таким, каков он есть? Как воспитать толерантную личность в школе?

Хотим поделиться системой работы по воспитанию толерантности в 5 классе “Г” МОУ СОШ № 76 Ворошиловского района города Ростова – на – Дону.

Цели работы:

  1. Дать учащимся понятие о толерантности.
  2. Формировать представления о человеке как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  3. Воспитывать толерантное отношение к другим членам коллектива, уважение к своим правам и правам других людей, улучшать социально – психологический климат классного коллектива.
  4. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищенности ребенка, представления возможности апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Что же такое толерантность?

Толерантность (от латинского tolerantia) – “терпение, снисходительность к кому-либо или чему-либо”. Слово “толерантность” лучше всего переводится как “терпимость”. Это – способность понимать и уважать другую культуру, иные взгляды и различные проявления человеческой индивидуальности.

В.И.Даль отмечает, что по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности.

Как мы видим, толерантность – это важное качество личности, и его необходимо воспитывать. Укажем основные направления работы по воспитанию толерантности в 5 классе.

1. Воспитание толерантности к людям разных национальностей

Контингент классного коллектива 5 класса “Г” (в нем 26 учеников) неоднороден по социальному статусу и национальному составу, поэтому важнейшей задачей является формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.

Один из аспектов толерантности – этническая толерантность. В классе обучаются дети разных национальностей (русские, украинцы, армяне, евреи). Поэтому для педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

На самом первом классном часе, который называется “Урок гражданина”, говорим о том, что Россия – многонациональное государство. Чтобы все жили дружно, нужно быть терпимыми, милосердными, добрыми, справедливыми. А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны. В День Знаний мы вспоминаем о трагедии в школе №1 города Беслана в 2004 году, о гибели детей, их родителей, учителей, спасателей. Чтобы это не повторилось, людям всего мира надо уважать и беречь друг друга, воспитывать в себе толерантность. “Уроки мужества”, экскурсии в школьный музей боевой славы воспитывают у школьников уважение к людям разных национальностей, победившим в Великой Отечественной войне.

2. Воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению, преодоление тревожности и конфликтности

5 класс “Г” - класс полного дня: дети вместе учатся, участвуют в мероприятиях, занимаются в системе дополнительного образования, обедают, гуляют, делают уроки – находятся в школе вместе с классным руководителем с 8 часов до 18 часов. Поэтому очень важно создать в классе благоприятные социально – психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ученикам и педагогу. Необходимо научить ребят достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты.

Уже в начале учебного года классным руководителем совместно со школьным психологом детям была предложена “Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса”, цель которой – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у младших подростков.

“Методика Филипса” позволила оценить следующие факторы и получить такие результаты:

1. Общая тревожность в школеобщее эмоциональное состояние ребенка (48,2%).

2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (29,6%).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата (28,4%).

4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей (54,4%).

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (81,8%).

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (40%).

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (32,5%).

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка (45%).

“Методика Филипса” выявила достаточно высокий уровень тревожности школьников в ситуации проверки знаний (81,8%), в ситуации самовыражения (54,4%), уровень общей тревожности детей в школе (48,2%) и позволила наметить направления дальнейшей работы.

Результаты тестирования 5-го класса “Г” по методике Филипса

“Школьная тревожность”

В 1-м полугодии был проведен круглый стол по теме “Агрессивное поведение: как его избежать?” Ребята сформулировали и обсудили правила “В нашем классе все против агрессии!” Было принято решение соблюдать следующие правила:

1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.

2. Не поддерживаем обидчика.

3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло.

4. Каждый ставит себя на место жертвы.

5. Обсуждаем все случаи проявления агрессии.

6. Игра должна быть честной.

7. Мы уважаем друг друга!

Дети участвовали также в анкетировании и высказали свое мнение по проблеме агрессивного поведения. Например, на вопрос о том, что могут сделать они сами, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, ребята ответили: “Не драться, не обзываться, объяснять обидчикам, что они не правы, всем разговаривать спокойно, дружить, делать друг другу больше хорошего”.

Проведенная работа дала свои результаты. Во 2-м полугодии был проведен психологический практикум Как бороться с конфликтами”, цель которого – научить ребят оценивать конфликты и свое участие в них. Учащимся было предложено представить себя в конфликтной ситуации, оценить свое поведение в ней и ответить на вопросы теста “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”. Результаты теста позволили определить типы поведения учащихся в конфликтной ситуации (у некоторых ребят совмещаются два типа поведения):

- “жесткий” тип разрешения конфликтов и споров – тип человека, который всегда считает себя правым, до последнего стоит на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало стремится выиграть (3 человека);

- “демократический” стиль поведения - человек стремится договориться. Во время спора пытается предложить альтернативу, ищет решения, которые удовлетворили бы обе стороны (12 человек);

-“компромиссный” стиль - с самого начала человек согласен на компромисс (11 человек);

- “мягкий” стиль - человек с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей (2 человека);

- “уходящий” стиль – такой человек старается не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения, его кредо –“ вовремя уйти” (2 человека).

После выполнения теста и обработки его результатов было предложено обсудить следующие вопросы:

- В чем сходство и различие понятий “спор” и “конфликт”?

- Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?

- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, участвующих в конфликте?

Для выявления некоторых причин возникновения конфликтов между людьми предлагается ответить на вопросы еще одного теста – “Уровень конфликтности личности”.

Подсчитав общую сумму баллов, учащиеся определили свой уровень конфликтности: низкий (1 чел., 5 %), ниже среднего (4 чел.,19 %), ближе к среднему (10 чел.,48 %), средний (6 чел., 28 %), выше среднего (0 чел.,0 %).

Обсудив с детьми результаты теста, классный руководитель помогает ребятам учиться разрешать конфликты.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений.

Сначала классный руководитель вместе с ребятами формулирует правила разрешения конфликта.

Следующий шаг - анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа). Разбив ребят на группы, классный руководитель предлагает им в течение 5 – 10 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Групповая работа имеет большое значение. Работая в группах, каждый при всей непохожести на других учится слушать и слышать, думать и сопоставлять свою точку зрения с мнением других. Также активно используются ролевые игры, обсуждение ситуаций, тесты, дискуссии.

3. Воспитание культуры поведения, культуры общения и толерантности на заседаниях “Этикет – клуба”

В процессе обучения русскому языку и литературе и особенно на заседаниях “Этикет – клуба” уделяется большое внимание нравственному воспитанию, так как именно в школьные годы закладываются основные представления о нравственных ценностях, которые становятся определяющими в жизни человека. Главные из них - семья, дружба, любовь, добро, честь, милосердие, терпимость.

Цель заседаний “Этикет – клуба” - формирование нравственных основ человеческой личности, культуры поведения и культуры общения, умения выслушивать мнение других и отстаивать правильность своей позиции. Ребенок учится ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.

“Я среди людей” - с этой темы мы начинаем учебный год. По словам Л.Н.Толстого, “человек немыслим вне общества”. Человек постоянно находится среди людей, знакомых и незнакомых. Но умеем ли мы вести себя так, чтобы получать удовольствие от общения? Умеем ли мы уважать людей, сочувствовать им, умеем ли сострадать, терпеливо относиться к их недостаткам? С обсуждения этих вопросов и начинается воспитание толерантности.

Размышляя на заседаниях “Этикет – клуба” на темы “Расскажи мне обо мне”, “Товарищества твердые законы”, “Уважая себя, учимся уважать других”, “Умеешь ли ты спорить?”, “Как избавиться от кличек” и другие, дети каждый раз приходят к выводу: “Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой” – если следовать этому мудрому совету, никогда не ошибешься. Веди себя так, чтобы людям было легко и приятно жить рядом с тобой. Уважай человека, относись к нему как к высшей ценности.

Например, обсуждая тему “Как избавиться от кличек”, пятиклассники приняли такое решение:

- Пусть каждый проверит, как он сам называет других.

- Обращаться друг к другу только по имени.

- На клички не отзываться.

- Если назвал одноклассника кличкой, извиниться.

- На необидные прозвища не сердиться.

На заседании на тему “Возможно ли никогда не ссориться с другом?” размышляем над вопросами:

- Часто ли у тебя бывают с друзьями ссоры?

- Некоторые ребята считают, что первым предложить помириться – значит проявить слабость характера. Как ты думаешь?

Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия. На заседаниях используются также факты из жизни школьного коллектива, самих детей и их близких. Чтобы пробудить интерес детей к проблемам общения, воспитать навыки культурного поведения, проводятся тренинги общения (“Что мне в тебе нравится?”, “Чей это портрет?”, “Ассоциации”, “Мнения”). К примеру, игра “Чей это портрет?” способствует созданию доброжелательных отношений между людьми. Она проводится так: каждый из играющих выбирает в классе человека, который по многим качествам импонирует ему, и записывает на листке 5 качеств, которые особенно нравятся ему в этом однокласснике. Никто не должен сообщать другим, о ком идет речь. Затем каждый по очереди зачитывает эту характеристику, а остальные ребята пытаются определить, к кому она относится.

Наряду с коллективными формами работы используются индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе, к товарищам, к представителям других народов и иных культур.

Литература

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
  4. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.
  5. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
  6. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.