Цели урока:
- научить писать рукописные буквы и, И;
- закрепить навык проведения звукового анализа слов;
- развивать мелкую моторику, фонематический слух, наглядно-образное мышление, внимание;
- воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.
Оборудование:
- шнурочки,
- таблица с буквами,
- элементы букв,
- сигнальные карточки,
- индивидуальные карточки,
- рисунок индюка,
- фишки для звукового анализа,
- магнитофон,
- музыкальные композиции Мариконе для релаксации.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас воспитатели и учителя. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне и порадуйте всех хорошей активной работой, а для этого вы должны быть внимательны и дружны.
2. Целеполагание.
- На уроке чтения вы завязали “узелки на память”. (в конце урока чтения дети на шнурочках завязали узелки – что нового узнали о буквах И, Ы) Развяжите их сейчас и вспомните с какими новыми буквами мы познакомились.
- Какую роль они выполняют?
- Но кроме печатных букв есть ещё и письменные буквы. Скажите, пожалуйста, зачем нужно уметь писать рукописные буквы?
- На уроке чтения мы познакомились с буквами И, Ы. Одну из них мы будем учиться сегодня писать. Для того чтобы узнать какую поиграем в игру “Что спряталось в комочке”. (развернуть лист бумаги, аккуратно разгладить, сложить вместе с соседом по парте из частей букву)
- Какую букву будем учиться писать? (буква И)
Работа по схематическому плану урока:
- Буквы нам нужны, чтобы обозначать … (звуки) Поэтому сегодня мы будем проводить … (звуковой анализ слов)
- Будем учиться писать буквы, значит нужно уметь … (сравнивать печатные и письменные буквы, элементы букв)
- Для того чтобы не путать буквы, уметь хорошо отличать их будем … (искать новые буквы среди других письменных букв)
3. Пальчиковая гимнастика.
- Главными помощниками на уроке письма являются пальчики, и сейчас мы выполним гимнастику для пальчиков, для того чтобы красиво и аккуратно писать.
“Встреча” (на каждую строчку поочерёдное соединение пальчиков левой и правой руки)
Повстречались два котёнка: “Мяу-мяу!”
Два щенка: “Гав – гав!”
Два жеребёнка: “Иго-го!”
Два тигрёнка: “Р-р!”
Два телёнка: “Смотри, какие рога!”
“Карандаш”
Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
4. Работа над новым материалом.
- Какой звук обозначает буква И? А есть ли этот звук в слове, о котором я загадаю загадку?
Он – настоящий хозяин двора,
Ходит смотреть на него детвора.
Толстый и важный, веером хвост,
Не покидает у птичника пост.
Пернатых соседей своих охраняет
И бородой всех врагов устрашает. (индюк)
- Как доказать, что в этом слове есть звук /и/? (провести звуковой анализ)
- Какой буквой обозначить звук /и/?
- Всегда ли мы используем при письме печатные буквы? Значит нужно уметь писать и рукописные буквы.
- Сравните печатные и письменные буквы И. Что можете сказать?
- Буквы состоят из элементов. Посмотрите на доску. (на доске вырезанные из картона элементы букв) Какие элементы помогут написать малую букву и? Составьте её из элементов.
- Буквы нужно писать безотрывно. Посмотрите, как это делаю я, понаблюдайте за направлением движения моей руки, обратите внимание, что расстояние между элементами одинаковое. Напишите букву и в воздухе головой, правым плечом, потренируйтесь на нелинованных листах.
- Всегда ли буквы получаются одинаковыми, ровными? Что может в этом помочь? (сточки в прописи)
- Откройте пропись. Посмотрите на первую строку, а теперь на доску: я пишу на доске, а вы в воздухе карандашом. А теперь сами напишите букву по бледному шрифту, “превратите” наклонные прямые в буквы и. Вторую строчку напишите самостоятельно. (дети работают под музыку)
- Теперь будем учиться писать большую букву И. (работа проводится аналогично: составление из элементов, письмо в воздухе, на нелинованных листах, письмо в прописи)
- Для того чтобы не путать буквы и И с другими письменными буквами, нужно уметь их находить среди других письменных букв. Найдите буквы и И в словах и обведите их цветным карандашом. (у детей карточки, на которых письменными буквами написаны слова: наискосок, аист, Иван, ива, какие, Илья, птица, кусты)
5. Обобщение. Итог урока.
- Какие буквы учились писать на уроке? Какие задания нам помогали? (вернуться к схеме)
6. Рефлексия.
- Скоро прозвенит звонок, и закончится урок. Какое настроение вам принёс сегодня урок письма? Поделитесь своими мыслями об уроке.