Литературная встреча "Мама, папа, я – читающая семья", 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями

Класс: 2


Цели:

  • содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у учащихся;
  • работать над сплочением коллективов детей и родителей; помогать им лучше узнать друг друга;
  • расширять читательский кругозор учащихся.

Оформление:

  • выставки: любимых книг, книг-самоделок, незнакомых книг, поделок литературных героев;
  • портреты детских писателей;
  • книга-плакат (с правилами пользования книгой)

Оборудование:

  • карточки с пословицами,
  • волшебный сундучок,
  • вещи литературных героев,
  • магнитофон с грамзаписями,
  • ромашки.

Вступительное слово учителя

Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
книга - лучший спутник мой и друг!

Нашу встречу сегодня мы посвящаем ей – книге! Ее величеству - Книге! Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Чтение – один из главных предметов в школе. Хочется, чтобы книга стала главной и дома. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Сегодня, когда наши дети начинают постигать азы правильного, осознанного, выразительного чтения, необходимо помочь им полюбить книгу т.к. неумение хорошо читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

Учить любить книгу, воспитывать желание читать – главная цель моя и наших родителей. Пока ребенок мал, взрослые с упоением ему читают книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь можно отдохнуть. А ведь это неверно.

Недавно мы провели анкетирование в классе и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий.(анализ анкет, анализ читательских формуляров, анализ результатов чтения (техники чтения, успеваемости по предмету)

За эти два года учебы в школе мы вместе с ребятами прочитали уже довольно много книг, много интересного узнали. Самыми первыми помощниками ребят в этом увлекательном путешествии в книжное царство стали педагоги и родители.

А сегодня мы предлагаем вам, уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания, и приглашаем на встречу с любимыми нашими книгами и их героями.

Увидеть вас в который раз
Явилась книжкина семья:
Быль, сказка, повесть и рассказ –
Все старые друзья.

Конкурсная программа

Игра “Соберитесь в книжку”

(задание от Царицы Книги)

Из волшебного сундучка взять карточку с именем героя, определить в какой книге он живет и собраться в группы. Итак, вперед!

1 группа Братья Гримм “Бременские музыканты”

(Кот, Пёс, Петух, Трубадур, Принцесса)

2 группа Шарль Перро “Красная шапочка”

(Красная Шапочка, Волк, Бабушка, Мама, Охотник)

3 группа Ганс Христиан Андерсен “Снежная Королева”

(Снежная Королева, Кай, Герда, Разбойница, Олень)

- Занять места за столами, объявить название команд (по названию произведений )

(Родители садятся со своими детьми)

Музыка.

- Начинаем путешествие в Книжное царство, а для этого надо получить пропуск.

Конкурс “Гора пословиц”

Каждая команда получает конверт, в котором карточки со словами пословиц. Собрать из этих слов пословицу (склеить), прочитать (2 цвета полосок – детям и родителям)

Детям:

  • Выбирай книгу, как выбираешь друга.
  • Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
  • Будешь книги читать – будешь всё знать.

Взрослым:

  • В доме ни одной книжки – плохи у хозяина делишки.
  • Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.
  • Книги не любят, когда их чтут, а любят , когда их читают.

- Пропуск все получили , начинаем путешествие.

Конкурс “Узнай писателя”

Игра “Ромашка”

Каждой команде собрать и склеить лепестки: сначала большие с фамилиями писателей, а сверху маленькие с названиями их произведений.

  1. С.Маршак
  2. Е.Чарушин
  3. Г.Х.Андерсен
  4. Н.Носов
  5. А.Барто
  1. А.Толстой
  2. Н.Сладков
  3. Э.Успенский
  4. С.Михалков
  5. Ш.Перро
  1. К.Чуковский
  2. В.Катаев
  3. Б.Заходер
  4. В.Сутеев
  5. В.Бианки
  1. “Багаж”
  2. “Волчишко”
  3. “Гадкий утёнок”
  4. “Мишкина каша”
  5. “Мы с Тамарой”
  1. “Приключения Буратино”
  2. “Бежал ёжик по дорожке”
  3. “Школа клоунов”
  4. “Про мимозу”
  5. “Кот в сапогах”
  1. “Краденое солнце”
  2. “Цветик семицветик”
  3. “Никто”
  4. “Палочка выручалочка”
  5. “Лесные домишки

Музыка.

- Каждая команда (по 2 человека защищают свою ромашку, - аплодисменты или сигналы)

Следующая страница нашего путешествия посвящена нашим любимым книгам и любимым героям из произведений.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдём от страницы к странице

Всегда ведь прятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Детям:

Хозяйственный и умный,
Усатый, весь в полоску,
Корову Мурку он завёл,
Зовётся кот……(Матроскин)

Очень вредная старуха,
Всё ей плохо, всё не так.
Надоедлива как муха…
Кто такая? …..(Шапокляк)

Несёт посылку дядя Феде
В деревню, что у речки,
Усталый, нет велосипеда.
Кто он? Скажите!.....(Печкин)

- Откуда отрывки?

“Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны”

(“А что у вас?” С.Михалков)

- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.

(“Телефон” К.Чуковский).

- Какая сказка начинается словами:

“Маленькие дети!
Никогда на свете!
Не ходите в Африку,
В Африку гулять”

(“Бармалей” К.Чуковский)

- Кто приходил к Мухе-цокотухе в гости?

(Таракан, букашки, блошки, бабушка –пчела, бабочка – красавица)

- Как звать упрямого мальчика, героя одного из стихотворений?

(Фома, С.Михалков)

- Кто победил Таракана, злодея из известной детской сказки?

(Воробей. “Тараканище” К.Чуковский)

Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.

- Белая берёза под моим окном…
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой (С.Есенин “Берёза”)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя (А.Пушкин “Зимний вечер”)

Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. (Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”)

Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”. (Н.Некрасов “Мужичок с ноготок”)

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (И.Суриков “Детство”)

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки. (С.Маршак “Вот какой рассеянный”)

Музыкальная пауза.

- Прослушать начало музыкального отрывка, продолжить……

- О ком? Откуда? Автор?

Конкурс “Литературные герои” или “В заколдованном царстве Снежной королевы”

- Кто как говорил: “Не тебе учить лучшее в мире привидение, как должны вести себя привидения. Я слегка попугаю всех до смерти, никто этого даже не заметит”. (Карлсон)

- Какой герой с мешком отрубей и заячьей капусты отправился в заповедный лес, где “растянувшись на траве и притворившись мёртвым”, стал поджидать, когда какой – нибудь кролик заберётся в мешок?

(Кот в сапогах)

- Он оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда его поместить: то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам” (Чебурашка)

- Если он брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот – навыворот. Читать он учился только по складам, а писать умел печатными буквами. Конечно, он соображал плохо, но ботинки надевал на ноги, а не на голову,- на это ведь тоже соображение нужно? (Незнайка)

- Какой это герой?

“Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала, изжарила в масле и на окошко студить положила” (Колобок) Обращение внимания на выставку незнакомых, новых книг- перспектива на будущее

- Надо хорошо читать, чтобы все новые книги прочесть.

Что значит “хорошо читать”?

- быстро

- правильно

- выразительно

- осознанно

Конкурс выразительного чтения

Каждой группе прочитать отрывок из произведения (по фразе каждому члену команды)

Назвать произведение, автора. (дети + взрослые)

I. Отрывок

1. Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел до смерти.

2. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу – пускай пропадает. Кот ходил, ходил и набрёл на избушку.

3. Залез на чердак и полеживает себе. А захочет есть – пойдёт в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта – опять на чердак, и горя ему мало!

4. Вот пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидала кота и дивится: “Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!”

5. Поклонилась лиса коту и спрашивает:

- Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашёл и как тебя по имени величать?

6. А кот вскинул шерсть и отвечает:

- Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан в нам воеводой.

7. – Ах, Котофей Иванович! - говорит лиса. – Не знала я про тебя, не ведала. ну, пойдём же ко мне в гости.

8. Кот пошёл к лисице. Она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкой, а сама всё спрашивает:

- Котофей Иванович, женат ты или холост?

- Холост.

- И я, лисица, - девица. Возьми меня замуж!

Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

II. Отрывок

1. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

- Вез, вези её, старик,- говорит мужу, - куда хочешь, чтобы глаза её мои не видали! Вези в лес, на трескучий мороз.

2. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. запряг лошадь:

- Садись, милая дочь, в сани.

Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

3. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощёлкивает.

4. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

- Тепло ли тебе, девица?

- Тепло Морозушко, тепло, батюшка.

5. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощёлкивает:

- Тепло ли тебе, девица! Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

- Тепло Морозушко, тепло, батюшка.

6. Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защёлкал:

- Тепло ли тебе, девица! Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

7. Девица окостеневать стала, чуть – чуть языком шевелит:

- Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

8. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

- Ступай, старый, вези свою дочь хоронить!

9. Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.

III. Отрывок

1. Жили- были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни – одинешеньки.

2. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

- Подожди, братец, дойдём до колодца.

3. Шли – шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

- Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

- Не пей, братец, теленочком станешь!

4. Братец послушался, пошли дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

- Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, жеребёночком станешь!

5. Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше.

Идут, идут – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

6. Иванушка говорит:

- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, козлёночком станешь!

7. Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козлёночком….

Беседа о бережном отношении к книге.

(Сценка из произведения С. Маршака “Книжка про книжки”

Убедительная просьба книги (плакат)

Подарки от Царицы – Книги (закладки детям, взрослым….), (от родителей)

- Остались у книги задания, потерянные вещи, вопросы.....до следующей встречи в Литературной гостиной на праздниках семейного чтения.

И пусть девизом нашей встречи станут слова А.П. Чехова “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”

Я к вам обращаюсь, взрослые и дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

- Подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы , пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.

Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В сказку снова возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет…книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои
С нами встретятся опять!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам (и детям, и взрослым) в этом путешествии.

Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь лучше и умней

Фото семьями с любимыми книгами, у выставок, с поделками.