Цели:
- содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у учащихся;
- работать над сплочением коллективов детей и родителей; помогать им лучше узнать друг друга;
- расширять читательский кругозор учащихся.
Оформление:
- выставки: любимых книг, книг-самоделок, незнакомых книг, поделок литературных героев;
- портреты детских писателей;
- книга-плакат (с правилами пользования книгой)
Оборудование:
- карточки с пословицами,
- волшебный сундучок,
- вещи литературных героев,
- магнитофон с грамзаписями,
- ромашки.
Вступительное слово учителя
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
книга - лучший спутник мой и друг!
Нашу встречу сегодня мы посвящаем ей – книге! Ее величеству - Книге! Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Чтение – один из главных предметов в школе. Хочется, чтобы книга стала главной и дома. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Сегодня, когда наши дети начинают постигать азы правильного, осознанного, выразительного чтения, необходимо помочь им полюбить книгу т.к. неумение хорошо читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.
Учить любить книгу, воспитывать желание читать – главная цель моя и наших родителей. Пока ребенок мал, взрослые с упоением ему читают книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь можно отдохнуть. А ведь это неверно.
Недавно мы провели анкетирование в классе и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий.(анализ анкет, анализ читательских формуляров, анализ результатов чтения (техники чтения, успеваемости по предмету)
За эти два года учебы в школе мы вместе с ребятами прочитали уже довольно много книг, много интересного узнали. Самыми первыми помощниками ребят в этом увлекательном путешествии в книжное царство стали педагоги и родители.
А сегодня мы предлагаем вам, уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания, и приглашаем на встречу с любимыми нашими книгами и их героями.
Увидеть вас в который раз
Явилась книжкина семья:
Быль, сказка, повесть и рассказ –
Все старые друзья.
Конкурсная программа
Игра “Соберитесь в книжку”
(задание от Царицы Книги)
Из волшебного сундучка взять карточку с именем героя, определить в какой книге он живет и собраться в группы. Итак, вперед!
1 группа Братья Гримм “Бременские музыканты”
(Кот, Пёс, Петух, Трубадур, Принцесса)
2 группа Шарль Перро “Красная шапочка”
(Красная Шапочка, Волк, Бабушка, Мама, Охотник)
3 группа Ганс Христиан Андерсен “Снежная Королева”
(Снежная Королева, Кай, Герда, Разбойница, Олень)
- Занять места за столами, объявить название команд (по названию произведений )
(Родители садятся со своими детьми)
Музыка.
- Начинаем путешествие в Книжное царство, а для этого надо получить пропуск.
Конкурс “Гора пословиц”
Каждая команда получает конверт, в котором карточки со словами пословиц. Собрать из этих слов пословицу (склеить), прочитать (2 цвета полосок – детям и родителям)
Детям:
- Выбирай книгу, как выбираешь друга.
- Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
- Будешь книги читать – будешь всё знать.
Взрослым:
- В доме ни одной книжки – плохи у хозяина делишки.
- Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.
- Книги не любят, когда их чтут, а любят , когда их читают.
- Пропуск все получили , начинаем путешествие.
Конкурс “Узнай писателя”
Игра “Ромашка”
Каждой команде собрать и склеить лепестки: сначала большие с фамилиями писателей, а сверху маленькие с названиями их произведений.
|
|
|
|
|
|
Музыка.
- Каждая команда (по 2 человека защищают свою ромашку, - аплодисменты или сигналы)
Следующая страница нашего путешествия посвящена нашим любимым книгам и любимым героям из произведений.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдём от страницы к странице
Всегда ведь прятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Детям:
Хозяйственный и умный,
Усатый, весь в полоску,
Корову Мурку он завёл,
Зовётся кот……(Матроскин)Очень вредная старуха,
Всё ей плохо, всё не так.
Надоедлива как муха…
Кто такая? …..(Шапокляк)Несёт посылку дядя Феде
В деревню, что у речки,
Усталый, нет велосипеда.
Кто он? Скажите!.....(Печкин)
- Откуда отрывки?
“Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны”
(“А что у вас?” С.Михалков)
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
(“Телефон” К.Чуковский).
- Какая сказка начинается словами:
“Маленькие дети!
Никогда на свете!
Не ходите в Африку,
В Африку гулять”
(“Бармалей” К.Чуковский)
- Кто приходил к Мухе-цокотухе в гости?
(Таракан, букашки, блошки, бабушка –пчела, бабочка – красавица)
- Как звать упрямого мальчика, героя одного из стихотворений?
(Фома, С.Михалков)
- Кто победил Таракана, злодея из известной детской сказки?
(Воробей. “Тараканище” К.Чуковский)
Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.
- Белая берёза под моим окном…
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой (С.Есенин “Берёза”)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя (А.Пушкин “Зимний вечер”)
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. (Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”)
Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”. (Н.Некрасов “Мужичок с ноготок”)
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (И.Суриков “Детство”)Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки. (С.Маршак “Вот какой рассеянный”)
Музыкальная пауза.
- Прослушать начало музыкального отрывка, продолжить……
- О ком? Откуда? Автор?
Конкурс “Литературные герои” или “В заколдованном царстве Снежной королевы”
- Кто как говорил: “Не тебе учить лучшее в мире привидение, как должны вести себя привидения. Я слегка попугаю всех до смерти, никто этого даже не заметит”. (Карлсон)
- Какой герой с мешком отрубей и заячьей капусты отправился в заповедный лес, где “растянувшись на траве и притворившись мёртвым”, стал поджидать, когда какой – нибудь кролик заберётся в мешок?
(Кот в сапогах)
- Он оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда его поместить: то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам” (Чебурашка)
- Если он брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот – навыворот. Читать он учился только по складам, а писать умел печатными буквами. Конечно, он соображал плохо, но ботинки надевал на ноги, а не на голову,- на это ведь тоже соображение нужно? (Незнайка)
- Какой это герой?
“Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала, изжарила в масле и на окошко студить положила” (Колобок) Обращение внимания на выставку незнакомых, новых книг- перспектива на будущее
- Надо хорошо читать, чтобы все новые книги прочесть.
Что значит “хорошо читать”?
- быстро
- правильно
- выразительно
- осознанно
Конкурс выразительного чтения
Каждой группе прочитать отрывок из произведения (по фразе каждому члену команды)
Назвать произведение, автора. (дети + взрослые)
I. Отрывок
1. Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел до смерти.
2. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу – пускай пропадает. Кот ходил, ходил и набрёл на избушку.
3. Залез на чердак и полеживает себе. А захочет есть – пойдёт в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта – опять на чердак, и горя ему мало!
4. Вот пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидала кота и дивится: “Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!”
5. Поклонилась лиса коту и спрашивает:
- Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашёл и как тебя по имени величать?
6. А кот вскинул шерсть и отвечает:
- Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан в нам воеводой.
7. – Ах, Котофей Иванович! - говорит лиса. – Не знала я про тебя, не ведала. ну, пойдём же ко мне в гости.
8. Кот пошёл к лисице. Она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкой, а сама всё спрашивает:
- Котофей Иванович, женат ты или холост?
- Холост.
- И я, лисица, - девица. Возьми меня замуж!
Кот согласился, и начался у них пир да веселье.
II. Отрывок
1. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
- Вез, вези её, старик,- говорит мужу, - куда хочешь, чтобы глаза её мои не видали! Вези в лес, на трескучий мороз.
2. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. запряг лошадь:
- Садись, милая дочь, в сани.
Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
3. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощёлкивает.
4. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:
- Тепло ли тебе, девица?
- Тепло Морозушко, тепло, батюшка.
5. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощёлкивает:
- Тепло ли тебе, девица! Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
- Тепло Морозушко, тепло, батюшка.
6. Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защёлкал:
- Тепло ли тебе, девица! Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
7. Девица окостеневать стала, чуть – чуть языком шевелит:
- Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
8. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:
- Ступай, старый, вези свою дочь хоронить!
9. Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
III. Отрывок
1. Жили- были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни – одинешеньки.
2. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
- Подожди, братец, дойдём до колодца.
3. Шли – шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
- Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
- Не пей, братец, теленочком станешь!
4. Братец послушался, пошли дальше.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
- Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, жеребёночком станешь!
5. Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше.
Идут, идут – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
6. Иванушка говорит:
- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козлёночком станешь!
7. Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козлёночком….
Беседа о бережном отношении к книге.
(Сценка из произведения С. Маршака “Книжка про книжки”
Убедительная просьба книги (плакат)
Подарки от Царицы – Книги (закладки детям, взрослым….), (от родителей)
- Остались у книги задания, потерянные вещи, вопросы.....до следующей встречи в Литературной гостиной на праздниках семейного чтения.
И пусть девизом нашей встречи станут слова А.П. Чехова “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”
Я к вам обращаюсь, взрослые и дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы , пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.
Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В сказку снова возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет…книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои
С нами встретятся опять!
Пусть подготовленные нами памятки помогут вам (и детям, и взрослым) в этом путешествии.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь лучше и умней
Фото семьями с любимыми книгами, у выставок, с поделками.