Вышивание лентами. Простой ленточный стежок. Плетеная роза

Разделы: Технология


Цели:

  • ознакомить с историей возникновения вышивки лентами;
  • научить подбирать гармоничные цветовые сочетания;
  • научить работать с лентами, хранить их правильно;
  • научить выполнять ленточный стежок и плетеную розу и закрепить практические знания и умения;
  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;
  • способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Оборудование и материалы:

  • компьютер;
  • книги;
  • журналы;
  • инструкционные карты;
  • плакаты по ТБ при ручных работах;
  • пяльцы-стойка;
  • готовые изделия;
  • пяльцы;
  • ножницы;
  • иглы с большим ушком;
  • ленты;
  • нитки «Ирис» или катушечные;
  • мулине.

Время: 90 минут.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.):

  • Приветствие;
  • Проверка присутствующих;
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (3 мин.):

  • Каким швом вы вышивали стебли? (стебельчатым).
  • Какие иглы принесли на урок? Почему? (гобеленовые, с большим ушком, чтобы лента свободно входила в ушко иглы).

III. История развития вышивки лентами (7 мин.):

Сообщение учащегося об истории возникновения вышивки лентами.

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, В Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят – для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.

Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли «летящие платья» с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.

Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.

После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

IV. Вводный инструктаж (16 мин):

Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественным событиям, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками».

Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче.

Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья придают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!

На западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляли к входным дверям домов и украшают ёлки в преддверии Рождества и встречи Нового года.

У нас сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.

Мы с вами сегодня познакомимся с совершенно новым применением шелковой ленты. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники в том, что она придает рисунку объемность.

Изучив виды швов, вы без труда сможете создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.

V. Текущий инструктаж (40 мин.):

Необходимые материалы и принадлежности:

  1. Используются ленты шириной от 2 до 12 мм. В настоящее время выпускаются ленты из окрашенного шелка 186 цветов и 5 различных размеров;
  2. Хранение лент: наматывать ленты на круглые стержни;
  3. При шитье шелковой лентой используются острые иглы с большим удлиненным ушком;
  4. Пользоваться острыми ножницами;
  5. Выбирать ткань следует такую, через которую легко продеть иголку – это значит, что на ней легко вышивать.

Приемы вышивания:

- Вдевание ленты:

При вышивании шелковыми лентами применяется особый способ вдевания ленты в иголку. Кончик ленты продевается в игольное ушко уголком, согнутым или отрезанным на расстоянии 6 мм от края ленты, а затем через ушко протягивается хвост ленты.

- Закрепление ленты:

Не узел, а скорее, петля делается на конце ленты, чтобы она не продергивалась целиком на лицевую сторону ткани. Ленту вдевают в иголку, конец ленты придерживают и иглу дважды проводят через ленту на расстоянии примерно 6 мм от конца. В результате на конце ленты образуется петля, которой вполне достаточно для закрепления вышивки. Это плоская петля, из-под ткани она выпирать не будет.

Можно также завязать простой узел или же прихватить конец ленты с изнанки несколькими стежками.

Создание перспективы:

  • С помощью фоновой росписи;
  • Добавление деталей;
  • Использование лент разных цветов;
  • Изменение ширины лент;
  • Использование вышивки с перспективой.

Повторение правил ТБ при ручных работах.

Стежки и швы:

  • простой ленточный стежок (демонстрация на пяльцах) (см. Приложение 1);
  • удлиненный стежок;
  • боковой стежок.

Практическая работа:

Выполнение простого ленточного стежка по инструкционной карте №1 (см. Приложение 2).

Физкультминутка.

Плетеная роза.

Объяснение и демонстрация последовательности выполнения на пяльцах (см. Приложение 3).

Практическая работа:

Выполнение плетеной розы по инструкционной карте (см. Приложение 4).

VI. Заключительный инструктаж (15 мин.):

1. Закрепление изученного материала:

  1. Как хранить ленты?
  2. Что используют для ощущения объемности?
  3. Как закрепить ленту в начале работы?
  4. Как завершить работу?

2. Проверить выполненную работу, проанализировать, оценить.

3. Подведение итогов:

Четыре разных узора и все с розами. Эти вышитые рисунки можно вставить в рамочки (см. Приложение 5).

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!

VII. Домашнее задание (2 мин.):

Вышить розы и бутоны, завершить работу.

VIII. Уборка рабочих мест (5 мин).