“В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум”.[6]. В результате многочисленных проб и ошибок я твёрдо уверовала, что этот метод необходимо применять при изучении физики, но чётко себе представлять, кто и зачем будет участвовать в этом проекте и какой результат будет получен. Использование мною в течение долгих лет групповой работы на уроках физики плавно перешло в применение метода проекта при изучении отдельных тем курса физики как средней, так и старшей школы. Так, метод проектов впервые мною был использован при изучении темы “Оптика”. Творческое название проекта “Семейный альбом”, подразумевало самостоятельные исследования по вопросам “Эволюция фотоаппарата”, “Химическое действие света”, “Цветная и черно-белая фотография”. Результатом этого проекта стала научно – практическая конференция, на которой обсуждались не только теоретические вопросы темы, но и была оформлена выставка различных фотоаппаратов, стенды “Наша семейная реликвия” и “Моё хобби - фотография”. Об Интернете и персональных компьютерах, цифровых фотоаппаратах мы тогда даже и не слышали, а вот фотоаппарат Kodak, моментально выдававший цветное фото в нашей выставке уже присутствовал. Повальное увлечение лазерными указками (некоторое время наш город широко сотрудничал с Китаем, откуда было поставлено большое количество этих игрушек) мне тоже удалось направить в нужное русло. Все 29 человек одиннадцатого класса вдохновенно погрузились в проект “От фантазии к реальности”. Одни совершили путешествие по страницам научно-фантастических книг, другие по страницам медицинских журналов и клинике МКТ “Хирургия глаза”, открывшейся в Тамбове, третьи упорно искали информацию о применении лазера в промышленности, а самые продвинутые изучали возможности передачи информации по лазерному лучу. Итогом проекта стала галерея газет.
Всегда радуюсь, когда дети приходят с желанием поработать в индивидуальном проекте, значит, материал, изученный на уроках физики, пробудил интерес, заставил увидеть проблему, включил фантазию, побудил к творчеству. Вот темы последних индивидуальных проектов: “Физика и воинский устав”, “Физика и криминалистика”, “Сигнализация”, “Пакетный выключатель”, “Физика в игрушках”.
В этом учебном году вместе с учащимися 8 “Б” класса мы осуществили ещё один проект в рамках изучения темы “Виды теплопередачи”. Творческое название проекта звучало так “Три способа согреться”. Эта тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе.
Цели и задачи проекта:
Формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.
Формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах.
Формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.
Изучить виды теплопередачи, сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому.
Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.
Урок 1. |
||
Этапы урока |
Используемые методы, приёмы |
Результаты |
Актуализация знаний по теме “Внутренняя энергия тела и способы её изменения” |
Фронтальная беседа |
Учащиеся хорошо различают, когда ВЭ изменяется за счёт совершения работы, а когда за счёт теплопередачи. |
Постановка проблемы |
Проблемный метод |
Проблема: как передают тепло (энергию) от одного тела к другому? Как путешествует энергия? |
Формулировка гипотез для решения проблемы. |
Фронтальная беседа с демонстрациями |
Энергия может путешествовать тремя способами. |
Выявление предмета (цели) исследования |
“Мозговой штурм” по выявлению вопросов подлежащих исследованию в группах |
Название способа передачи энергии, механизм передачи энергии, опыт, иллюстрирующий данный вид теплопередачи, использование данного вида теплопередачи, особенности данного вида теплопередачи. |
Самостоятельная работа по изучению нового материала |
Групповая форма организации познавательной деятельности |
Каждая группа, проработав соответствующий § учебника, заполняет свою колонку в таблице “Виды теплопередачи”. |
Закрепление новых знаний |
Групповая форма организации познавательной деятельности |
Работа с дидактическим материалом “Найди свою задачу и реши её” |
Домашнее задание |
Работа в парах |
Заполнение таблицы “Виды теплопередачи” |
Урок 2. |
||
Проверка домашнего задания |
Работа в парах |
Первичная оценка знаний, выставление оценок в журнал по желанию. |
Закрепление ЗУН |
Физический бой |
Выявлены вопросы, на которые ответить пока не можем. |
Определение тем самостоятельных исследований |
Фронтальная беседа |
Создание мини-групп для решения проблемных вопросов |
Определение способов и методов исследования |
Дискуссия |
Разработка хода исследования мини-проекта |
Определение форм отчётности |
“Мозговой штурм” |
Распределение ролей для защиты проекта. |
Домашнее задание |
Групповой метод |
Сбор информации по проблеме |
Обсуждение вопроса об авторских правах |
Объяснение учителя |
Знакомство с критериями оценивания публикаций, презентаций, сайтов. |
Урок 3. |
||
Проверка домашнего задания |
Групповая форма работы |
Создание сценария защиты мини-проекта |
Самостоятельная работа |
Групповая форма работы |
- Анализ собранной группами информации, полученной в результате самостоятельных исследований. - Выводы по направлениям работы, аргументация |
Домашнее задание |
Групповая форма организации познавательной деятельности |
Доработка проектов и подготовка их к защите |
4 урок: |
||
|
||
|
||
|
Самостоятельные исследования учащихся: |
Материалы, подготовленные группами для защиты: |
Греет ли шуба? |
Видеофильм |
Можно ли считать воздух строительным материалом? |
Сообщение |
Растает ли лёд в кипятке? |
Демонстрация и объяснение опыта. |
Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле? |
Демонстрация и объяснение опыта |
Почему дует от закрытого окна? |
Сообщение, рисунки |
На лёд или под лёд? |
Сообщение, график |
Как образуются бризы? |
|
Как уберечь тепло? |
Модель термоса |
Что такое тяга? |
|
Почему самолёты серебристые? |
Информационный буклет |
Какое время года у нас под ногами? |
Информационный буклет |
Как энергия путешествует через вакуум? |
Информационный буклет |
Задачи для закрепления знаний. |
|
1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными? |
2. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в тёмном? Объясните почему? |
3. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему? |
4. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар? |
5. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему? |
6. Летом лёд сохраняют под слоем опилок и земли. Почему? |
7. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в неё воды? |
8. Почему в холодную погоду многие животные спят. Свернувшись в клубок? |
9. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле? |
10. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? Почему? |
11. Будет ли гореть свеча на борту космического корабля? |
|
13. Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак. Что лучше сделать – поставить бак на лёд или положить лёд на крышку бака? |
14. На каком из участков поля – покрытом снегом или льдом – лучше сохраняются озимые посевы? Почему? |
15. Когда тяга в трубах лучше – зимой или летом? Почему? |
16. Почему термосы изготовляют круглого, а не квадратного сечения? |
17. Какие почвы при одинаковых условиях сильнее прогреваются на солнце – подзолистые или чернозёмные? Почему? |
18. Какие фабричные трубы лучше: железные или кирпичные? |
19. Где необходимо держать термометр для определения температуры воздуха – в тени или на солнце? |
20. Чай сохраняют горячим в термосе. Можно ли сохранить в нём холодный морс? |
21. Почему отопительные батареи в помещении располагают вблизи пола, а не у потолка? |
22. Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенности? |
23. Какие тела – твёрдые, жидкие или газообразные – обладают лучшей теплопроводностью? Почему? |
24. В каких телах – жидкостях, твёрдых телах, газах – наблюдается конвекция? Почему? |
25. Почему в комнате при температуре 20 0С мы чувствуем себя теплее, чем в воде при температуре 25 0С? |
26. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня? |
27. Когда парусным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью? |
28. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает? |
29. В каком случае энергия передаётся излучением? Поясните на примере. |
30. Какие из тел – твёрдые, жидкие или газообразные – обладают наименьшей теплопроводностью? Почему? |
31. Почему листья осины “дрожат” в безветренную погоду? |
|
33. Почему тонкая полиэтиленовая плёнка предохраняет растение от ночного холода? |
34. В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время? |
35. Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике, стоящим на плите? |
36. При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми? |
37. Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого следует её поместить: в снег или в измельчённый лёд, если температура их одинакова? |
38. В жаркий день сухой термометр показывает 35 0С. Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Рассмотрите два случая: термометр находится в тени и освещён солнцем |
39. В каком случае кусок льда внесённый в комнату, растает быстрее: когда его просто положат на стол или когда сверху прикроют шерстяным платком? |
40. Как устраивают теплицу? С какой целью? Почему внутри теплиц температура воздуха выше, чем снаружи? |
Итак, проект завершился. Педагогическая цель - развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приёмами интеллектуальной деятельности – достигнута. Дети самостоятельно овладели новой научной терминологией, разработали и создали действующие приборы: термос, термоскоп, теплоприёмник. Высокая мотивация к обучению дала ощутимую прибавку к качеству знаний всех: от “слабых” до “сильных” учеников.
Информационные ресурсы
- Алексеева М.Н. Физика – юным. Москва, “Просвещение”, 1980.
- Балашов М.М. О природе, книга для учащихся 8 класса, Москва, “Просвещение”, 1991.
- Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах, Москва, “Просвещение”, 1981.
- Громов С.В., Родина Н.А. Физика 8, Москва, “Просвещение”, 2000.
- Кирик Л. А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы, Москва, “Илекса”, 2003.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
- Пёрышкин А.В. Физика 8, Москва, “Дрофа”, 2000.
- Перельман Я.И. Занимательная физика, ч.1, Москва, “Наука”, 1983.
- Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 6-7, Москва, “Просвещение”,1986.
- Intel® “Обучеие для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: “Русская Редакция”, 2003.
- CD-ROM “Естествознание. 6 класс”, лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, г.Йошкар-Ола, 2005.