Модульная программа “Декартовы координаты и векторы в пространстве” включает в себя 8 модулей, рассчитанных на 16 учебных часов. Предлагается провести:
- одну лекцию;
- три семинара;
- два модульных урока;
- один урок с применением КСО (коллективных средств обучения);
- одну контрольную работу.
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЗВАНИЯ МОДУЛЕЙ
М0. Комплексная дидактическая цель.
М1. Введение декартовых координат в пространстве (модульный урок).
М2. Преобразование фигур в пространстве (лекция).
М3. Движение в пространстве. Понятие угла между прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями (семинар).
М4. Ортогональная проекция фигуры на плоскость (КСО, самостоятельная работа 1 час).
М5. Векторы в пространстве (модульный урок).
М6. Действия над векторами. Разложение вектора по базисным векторам (семинар).
М7. Уравнение прямой, плоскости и сферы (семинар).
М8. Обобщение. Выходной контроль.
Комплексная дидактическая цель:
Овладение содержанием всех модулей должно обеспечить усвоение учащимся: понятия координат в пространстве, преобразования фигур в пространстве, угла между прямой и плоскостью, двумя плоскостями, ортогональной проекции фигур на плоскость, координат вектора в пространстве, а также действиями над векторами, параллельного переноса в пространстве, абсолютной величины и направления вектора.
Учащиеся должны уметь выводить формулы расстояния между точками, координат середины отрезка, угла между прямыми, содержащих векторы a и b, уравнение плоскости.
Учащиеся должны уметь применять свои знания при решении задач по этой теме, а также вводить системы координат для решения задач других тем геометрии.
Технологическая карта <Приложение 1>
Модульный урок (М1)
Введение декартовых координат в пространстве.
Вводная беседа с учащимися.
Эта тема имеет чрезвычайную прикладную значимость. Традиционное приложение координат и векторов:
- к аналитической геометрии, векторной алгебре;
- решение задач самой геометрии, в других областях математики;
- к физике: от классической до квантовой.
Главное – приложения к техническим наукам и непосредственно к технике и практике. ЭВМ умеет оперировать только с числами или информацией, записанной с помощью цифр, но не с геометрическими объектами – точками, векторами и т.д. Когда ЭВМ управляет самолетом, подводной лодкой или космическим аппаратом, она обрабатывает данные о положении, расположении, скорости, ускорении объекта, то есть с геометрической точки зрения, данные о точках и векторах не в геометрической форме, а в переводе на язык чисел.
Переход от точек и векторов к их координатам и представляет собой такой переход.
Иными словами, введение координат, рассмотрение векторов и их координат как раз и дают возможность использования современной вычислительной техники в самых различных геометрических с внешней точки зрения ситуациях.
Карта учащегося
М № |
УЭ № |
Учебный материал с указанием заданий |
Управление обучением |
1 |
1.0 |
Цель: Усвоить понятие координат
в пространстве, уметь выводить формулы
расстояния между точками, координат середины
отрезка. Уметь применять свои знания при решении задач. |
|
1.1 |
Цель: Ваша задача состоит в том, чтобы понять, как задается система координат в пространстве, как определяются координаты точек в пространстве. | ||
1.2 |
Прочитайте п.152 учебника. Запишите
определение координаты x точки А в тетрадь.
Если точка А не лежит ни в одной из плоскостей, то эти три плоскости (xy, yz, xz) вместе с проходящими через точку А тремя параллельными им плоскостями ограничивают прямоугольный параллелепипед. |
Сделать в тетради рис.378,379. Запишите в тетрадь Сделайте рисунок |
|
1.3 |
Разберите по учебнику решение задачи
№2. Заполните таблицу. |
Проверьте при необходимости по тетради самоконтроля |
|
1.4 |
Задача. Постройте в системе
координат точку N (-3;5;4). Решение. |
||
1.5 |
Постройте в системе координат точку М (-3;4;-2). | ||
2. |
2.0 |
Ваша цель: вывести формулу расстояния между точками в пространстве, запомнить эту формулу и уметь ее применять. | |
2.1 |
Прочитайте п.153 учебника. Разберите
вывод формулы, запишите ее в тетрадь Запомните формулы. Пример 1. Найдите расстояние между А и В.
|
Сделать рис. 380 в тетради |
|
2.2 |
|
||
3 |
3.0 |
|
|
3.1 |
|
||
3.2 |
Как найти координаты середины отрезка в пространстве? Прочитайте по учебнику п.154. Запишите вывод формулы в тетрадь, выучите его. | ||
3.3 |
Задача: Докажите, что середина
отрезка с концами в точках А(a,c,-b) и В(-a,d,b) лежит на
оси y. Решение: |
Запишите в тетрадь |
|
3.4 |
Решите самостоятельно задачу №12 | Решение проверьте по тетради самоконтроля |
|
3.5 |
Разберите решение задачи №9 по учебнику. | ||
3.6 |
Решите самостоятельно №13(1) | Проверьте по тетради самоконтроля |
|
4 | А теперь самостоятельно оцените,
достигли ли вы цели. Вопросы для самоконтроля:
|
Проверьте ответы по тетради самоконтроля. | |
5 |
|
||
6 |
|