Вопросы охраны природы были актуальны для человечества всегда, но никогда прежде они не обретали такую остроту, как сейчас.
Кризисная ситуация с охраной природы сложилась и в Кемеровской области: многие природные ландшафты практически уничтожены из-за добычи угля, руд и других полезных ископаемых, сильно загрязнены отходами металлургической, химической, энергетической промышленности водный и воздушный бассейны.
Широкие возможности для пробуждения интереса у воспитанников к природе и проблемам ее охраны предоставляет внеклассная работа. Она позволяет комплексно, интегрированно решать вопросы экологического воспитания.
Задачи экологического образования и воспитания воспитанников специальной школы имеют особое значение: большинство из них имеют узкий кругозор, низкую учебную мотивацию, ограниченные знания о природе, потребительское отношение к ней, слабые представления о том, что такое экология.
Кемеровская специальная общеобразовательная школа для подростков с криминогенным поведением – учреждение закрытого типа. Вследствие эмоциональной и социальной депривации и других причин у воспитанников обнаруживаются высокий уровень агрессивности и враждебности к окружающим, эмоциональная неустойчивость, трудности в общении.
Учитывая контингент воспитанников спецшколы, их психологические особенности, проблемы в обучении и воспитании, особое внимание уделяется внеклассной работе, активно используются разнообразные формы работы с воспитанниками. Познавательные беседы, конкурсы, викторины, праздники, игры, заочные путешествия, экскурсии, самостоятельная работа воспитанников в кружках “Юннат”, “Занимательная география”, моделирование физических явлений, озеленение классов, практическая работа на пришкольном участке – все это расширяет кругозор подростков, повышает мотивацию к обучению, развивает творческие способности, способствует развитию экологического самосознания, дает возможность использовать свои знания на практике, помогает подросткам приобрести навыки эффективного общения.
В условиях общеобразовательного учреждения закрытого типа с малокомплектными классами эффективными являются такие формы внеклассной работы, которые проходят на уровне классных параллелей и общешкольных мероприятий. Традиционной и эффективной формой внеклассной работы в школе являются недели естественных наук, которые носят межпредметный характер. В течение нескольких лет они проводятся в Кемеровской специальной школе под девизом “Планета - наш общий дом”.
Темы предметных недель: “Охрана воздуха”, “ Почва и урожай”, “Земля, на которой мы живем”, “Леса – наше богатство”, “Природа. Человек. Здоровье” и другие. Следует отметить, что тематика предметных недель выбирается не случайно. День 22 марта объявлен Всемирным днем воды на нашей планете, этой теме была посвящена предметная неделя “Вода - чудесный дар природы”, сценарий проведения которой представлен в данной методической разработке.
Подготовка к Неделе начинается за 1-1,5 месяца, включает оформление воспитанниками под руководством учителя стендов, где размещаются план проведения недели, викторины, кроссворды, занимательный материал по теме недели. Все материалы подбираются разными группами учеников по заданию учителя и собственному выбору. Воспитанники готовят сообщения, участвуют в конкурсе рисунков, плакатов, устных журналах и др., посвященных охране воды.
Кроме этого многие воспитанники участвуют в подготовке общешкольных мероприятий в ходе недели: оформляют сцену, зал, работают в качестве звукооператоров, выступают как исполнители музыкальных композиций, сценок, сказок и т.д.
Неделя открывается общешкольным мероприятием или линейкой, цель которых - вызвать интерес у подростков к теме недели, активизировать их деятельность. Традиционно неделя завершается итоговым общешкольным праздником. Например, неделя “Вода - чудесный дар природы” открывалась экологической сказкой “Жила-была в океане капелька”, а завершилась путешествием “Для Кузбасса ты, как Волга”.
Об интересе воспитанников к природе и проблемам ее охраны, развитии мотивов, побуждающих к деятельности по ее сохранению, свидетельствуют отзывы и сочинения воспитанников, стабильно большое количество членов кружков “Юннат”, “Занимательная география”. Вырос также уровень активности участия воспитанников в практических работах по уходу за растениями, животными, озеленению школьного двора.
Анализ успеваемости показал, что у воспитанников повысилось качество знаний по предметам естественного цикла. Кроме этого, результаты психодиагностических обследований воспитанников показывают снижение у подростков уровня тревожности и агрессивности. Таким образом, вся система подготовки и проведения предметной недели предоставляет возможность воспитанникам не только проявить свои способности, инициативу, пережить ситуацию успеха, но и приобрести навыки межличностного взаимодействия, умение сопереживать
ПЛАН НЕДЕЛИ
“Вода - чудесный дар природы”
“Вода!… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.
Антуан де Сент-Экзюпери
Цель: расширить представления о внутренних водах России как о резервуарах пресной воды, самом ценном природном ресурсе.
Задачи:
- расширить знания о реках России, Кузбасса как самых удивительных, красивейших и необходимых для жизни человека созданий природы;
- закреплять систему представлений воспитанников о свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека;
- провести практические работы по очистке и благоустройству участка реки Томь в районе школы.
1 день Открытие недели естественных наук |
Общешкольное мероприятие Устный журнал |
“Жила-была в океане капелька” | Все классы |
Урок – викторина | “Все ли ты знаешь о воде?” | 9 класс | |
2 день | Экологическая игра | “Колодец вовсе не бездонен” | 8-9 классы |
Викторина | “Все о воде” | 5-6 классы | |
3 день | Эколого-географическая панорама | “Реки Кузбасса” | 7-8 классы |
Аукцион знаний | “Природные святыни России” | 6 класс | |
Беседа | “Вода, вода – кругом вода” | 8 класс | |
4 день | Дискуссия | “Утолим ли мы жажду?” | 8-9 классы |
Конкурс плакатов | “Охрана воды” | 5-6 классы | |
Заочная экскурсия | “Вниз по матушке, по Волге…” | 5 –7 классы | |
5 день | Конкурс | “Путь к вершине” | 6-8 классы |
Кинолекторий | “Морской круиз” | 5-7 классы | |
6 день Закрытие Недели естественных наук | Заочное путешествие | “Для Кузбасса ты, как Волга…” | Все классы |
Подведение итогов недели. | Все классы |
Для Кузбасса ты как Волга”. Путешествие
Цель: актуализировать знания воспитанников 5-9 классов о главной водной артерии Кемеровской области – реке Томи.
Задачи:
- расширить знания воспитанников о реке Томи; и малых реках Кемеровской области;
- познакомить с социально - экономическими переменами, происшедшими в жизни кузбасских городов в последнее время;
- воспитывать чувство любви к Родине.
Оформление сцены:
- транспарант “Для Кузбасса ты, как Волга”;
- репродукции картин с видами природы Кузбасса;
- контур реки Томи с городами; (Рисунок 1)
На сцену поочередно выходят ребята, которые и ведут путешествие по Томи..
1-й чтец:
Родина - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
1-й ведущий: Необъятна наша Родина, но есть на ней места, которое каждому человеку особенно дороги и близки. Это его родной край, место, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь.
Родина наша малая –
Там, где родился и рос.
Связана с ласкою маминой,
С лепетом белых берез.
Родина наша малая –
Там, где в тяжелый год
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнет.
Родина наша малая –
Там, где в прощальный час
Зори восходят алые,
Добром провожая нас.Валентин Махалов
Звучит гимн Кемеровской области, муз. Е. Лугового, сл. Г. Юрова
2-й ведущий Имя нашего родного края – Кузбасс, так предложил назвать его выдающийся русский ученый Петр Александрович Чихачев в 1842 году в честь первого города нашей земли – Кузнецка.
Среди высоких гордых гор –
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озер,
Пестрят коврами луговины.Вихрами дыбятся леса,
Пронзают небо стрелы кранов,
И заводские корпуса
Дымят, как трубки великанов.Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идет, шумит по свету.
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!Не о цветах, друзья, пою,
Не о чащобах, где медведи.
Слагаю песню я свою
О черном золоте и меди.Смотрю в синеющую даль,
Любуюсь утренней зарею,
Хочу воспеть чугун и сталь,
Что брызжет огненной струею.Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.С.Торбоков,перевел с шорского М. Небогатов
3-й ведущий Кузбасс, так называют Кемеровскую область, потому, что в центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн. На долю Кузбасса приходится 44% добычи каменных углей, более 70% добычи коксующихся углей в России. Наша область производит чугун и сталь, алюминий и кокс, шахтное оборудование. На территории Кемеровской области 20 городов, 46 рабочих поселков, 1066 сельских населенных пунктов, в которых проживают около трех миллионов человек более 100 национальностей. Кузнецкий край – это не только индустриальное сердце России, но и редкий по красоте уголок Сибири с уникальными памятниками природы, хвойными и лиственными лесами, горными перевалами и хребтами, многочисленными озерами, полноводными и малыми реками. Сегодня мы совершим с вами путешествие по реке, удивительной и неповторимой в своем разнообразии, которую в народе называют Томью – матушкой, дочерью Кузбасса.
4-й ведущий Питание у реки смешанного типа. В верховьях она имеет бурный горный характер течения, для нее характерны каменные перекаты, пороги и скалы по берегам. После впадения у Новокузнецка реки Кондомы скорость течения Томи заметно снижается.Томь принимает более 115 притоков. Наиболее крупные из них Бельсу, Уса, Мрассу, Тутуяс, Кондома, Верхняя, Средняя и Нижняя Терси, Тайдон и другие. Постепенно на равнине Томь приобретает спокойный и плавный характер течения с большим количеством островов, пойменных озер. Впадает Томь в реку Обь и является ее правым притоком.
5-й ведущий.
Для Кузбасса ты, как Волга для родной страны,
По тебе Михайло Волков вел свои челны.
От вершин белоголовых, до спокойных обских вод-
Сколько шахт, заводов новых вдоль Томи встает!
Давайте проплывем по нашей красавице - Томи и познакомимся с городами –тружениками земли Кузнецкой. Там, где в Томь впадает река Уса раскинулся молодой город Междуреченск. Город окружен горами, покрытыми густой тайгой. Город – крупнейший угольный центр юга Кузбасса. Здесь работают шахты Томусинская”, самая крупная шахта России - “Распадская”, угольные разрезыМеждуреченск славиться своим мемориальным комплексом шахтерской славы, горно-лыжным комплексом республиканского значения “Югус”, действует канатные дороги, первый за Уралом дельтодром с подъемником. (Рисунок 2)
6-й ведущий. После слияния с Мрассу Томь становиться полноводней и шире. Появляется много островов, заросших тальником и черемухой. В устье Мрассу на левом берегу Томи расположен город Мыски. Он возник на месте шорского улуса. “Томь-Усинская” ГРЭС, обогатительная фабрика “Сибирь”, угольный рудник “Сибиргинский” - главные предприятия города. Визитной карточкой города является Российский фестиваль детской эстрадной песни “Радость”. Более 10 лет проводится праздник “Пайрам”, ставший центром объединения и изучения национальных культур и традиций – шорской, телеутской, хакасской, и русской. (Рисунок 3)
7-й ведущий
У отрогов хребта Алатау
Над сопками пламя встает.
Здесь гордость народа, рабочая слава –
Могучий кузнецкий завод.
Перед вами – Новокузнецк – город металлургов, шахтеров, машиностроителей, и химиков. В разные годы здесь жили известные люди России: В.В Берни, Ф.М. Достоевский, В.В. Куйбышев, В.П. Обнорский, М.К. Курако и другие. Здесь звезды “первой величины” - ЗапСиб, Кузнецкий металлургический комбинат, множество угольных разрезов. В городе четыре музея, два театра, три театральных студии. Гордостью Кузбасса является государственный институт усовершенствования врачей, в котором 40 кафедр охватывают все медицинские специальности. (Рисунок 4)
Звучит песня о Кемерове. (Рисунок 5)
8-й ведущий. Все шире становится Томь. И вот мы приближаемся к областному центру Кузбасса – городу Кемерово, он расположился по обоим берегам реки.
Мы нарисуем город словом:
И Томь-река войдет в строку,
И старенький трамплин в сосновом
бору на правом берегу.
В тайге, повитой синей дымкой,
Где выше всадника трава,
Возник ты домиком – заимкой,
За мелководной Искитимкой,
Что до сих пор еще жива.
И там, где зазвучало слово,
Глядь – запестрел двух сел наряд:
На левом берегу – Щеглово,
На правом – Кемерово вряд.А. Кочарь
9-й ведущий: Кемерово – крупнейший центр химической, угольной, машиностроительной легкой, пищевой промышленности. В городе предприятий всех форм собственности 14444 единиц. Это крупный научный и культурный центр России. 7 государственных высших учебных заведений, 16 колледжей, 14 учреждений начального профессионального обучения, 99 общеобразовательных школ (в том числе 2 лицея и 7 гимназий), Кадетский корпус радиоэлектроники, Губернаторский многопрофильный лицей – интернат для одаренных детей из сельской местности, 3 Губернаторских женских гимназии. Основу культурного потенциала города составили 5 музеев, 4 профессиональных театра, 50 библиотек, 5 кинотеатров, 6 музыкальных школ, 2 художественных школы, 5 школ искусств, 500 спортивных сооружений. На Притомской набережной в 1970 году был открыт памятник воинам - кузбассовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Они ушли на фронт отсюда - от берегов Томи. Украшением города являются Знаменский собор и часовня “Всех скорбящих Радость”, в память погибших шахтеров. (Рисунок 6)
10-й ведущий. Все дальше несет свои воды река Томь. Мы покидаем Кемерово и приближаемся к Юрге. Название города означает “жирная река”, а переводе с тюркского “иноходец”. Среди городов Кузбасса он примечателен тем, что расположен у самых “ворот” Кемеровской области на главной магистрали Транссибирской и реке Томи. Основная профессия города – машиностроитель. Гордость города машиностроительный завод, который выпускает экскаваторы – погрузчики, краны. Этот город один из красивых и благоустроенный городов Кузбасса. Здесь есть народный театр драмы и народный цирк, а недавно учрежден первый в Сибири музей детского рисунка, единственный от Урала до Сахалина. Юрга - последний кузбасский город на Томи. Дальше она течет по территории Томской области и впадает в Обь.
11-й ведущий. В Кузбассе много рек и все они разные, некоторых из них нет на карте. Это малые реки и речки. Состояние этих речек находится в критическом состоянии. Сброс загрязненных вод шахтами, разрезами, химическими и металлургическими заводами, животноводческими комплексами привел к тому, что даже главная водная артерия Кузбасса, река Томь, не смогла справиться с ними. Вырубка лесов по берегам Томи и ее притоков привели к тому, что Томь стала сильно мелеть. Реагируя на сильное загрязнение воды, многие представители ценных пород рыбы – осетр, хариус, стерлядь, сиг, нельма, ленок, муксун – покинули томские нерестилища. Чтобы восстановить чистоту наших рек потребуется немало серьезных мероприятий, в некоторых вы, ребята, можете принять участие.
12-й ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по главной водной магистрали Кузбасса. Но не только закончилось путешествие, подошла к концу и Неделя естественных наук. Мы только прикоснулись к самому сокровенному, самому дорогому, самому чудесному и бесценному дару природы – воде! Антуан де Сент-Экзюпери сказал волшебные слова о воде: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.
Демонстрируются кадры кинофильма Кемеровской телестудии “Заповедные места Кузнецкого Алатау”.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земля Кузнецкая: Альманах о природе. - Кемеровское кн. изд-во, 1989.
2. Зыков И.В. Календарь природы Кемеровской области. - Кемеровское кн. изд-во, 1971
3. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Кемерово: АО Кемеровское книжное издательство, 1994.
4. Романенко М.Ф. Экология Кузбасса: проблемы и перспективы. – Новокузнецк, 1992.
5. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области, Сост. Соловьев Л.И., Кемерово 2003.
6. Юров Г. Е. Река родная. - Кемеровское кн. изд-во, 1979
7. Юров Г. Е. Какого цвета Томь-Томь река. - Кемеровское кн. изд-во, 1992