Цели и задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания по теме “Наречие”.
- Провести диагностику знаний по теме “Правописание наречий”.
- Упражняться в развитии речи учащихся и навыках анализа текста (подготовка к ЕГЭ).
- Прививать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитывать чувство гордости за родной русский язык.
Оборудование:
- презентация на тему “Повторение и обобщение знаний по теме “Наречие”,
- мультимедийный проектор,
- разноуровневые задания для работы в группах,
- индивидуальные таблицы для диагностики качества знаний обучающихся по теме “Правописание наречий” (образец см. ниже)
Качество знаний по теме “Правописание наречий”
Фамилия, имя учащегося, класс: Иванова Виктория, 7-А
№ п\п | Изученные темы | “5” | “4” | “3” | Не усвоил (минус) |
1. | Слитное и раздельное написаниене с наречиями на –о и – е. | ||||
2. | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | ||||
3. | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | ||||
4. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | ||||
5. | Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | ||||
6. | Дефис между частями слова в наречиях. | ||||
7. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | ||||
8. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (учащиеся читают текст написанного дома сочинения на лингвистическую тему: “Какая необычная часть речи – наречие!”)
2. Словарный диктант на тему “Правописание наречий” (учащиеся составляют самостоятельно на карточках и сдают учителю. Карточки будут использоваться учителем для индивидуальной работы с учащимися на последующих уроках).
3. Сообщение темы и задач урока (см. приложение 1) .
4. Цифровой диктант:
1)
1 - не с наречиями пишется слитно
2 - не с наречиями пишется раздельно
Невысоко, не спокойно, а тревожно, неистово, вовсе не бескорыстно, нисколько не приятно. (Ответ: 1. 2.1. 2.2)
2)
1 - не в отрицательных наречиях
2 - ни в отрицательных наречиях
Некогда, ниоткуда, нисколько, некуда, негде. (Ответ:1.2.2.1.1)
3)
1 - н в суффиксах наречий на – о, - е.
2 - нн в суффиксах наречий на – о, - е.
Естественно, доблестно, взволнованно, дружелюбно, ветрено. (Ответ: 2.1.2.1.1.)
4) 1 - о после шипящих на конце наречий
5) 2 - е после шипящих на конце наречий
Горячо, испытующе, заискивающе, зловеще, свежо. (Ответ: 1.2.2.2.1.)
1 - о на конце наречий
2 - а на конце наречий
Доверительно, изжелта, изначально, снова, дотемна. (Ответ: 1.2.1.2.2.)
6) Дефис в наречиях:
a. слитно
b. через дефис
c. раздельно
По – дружески, без толку, точь – в – точь, исподлобья, мало – помалу. (Ответ: 2.3.2.1.2.)
7) Мягкий знак после шипящих на конце наречий
1-ь
2-ь
Сплошь, невмочь, настежь, навзничь, невтерпеж. (Ответ: 1.1.1.1.2)
5. Работа с таблицей “ Качество знаний по теме “Правописание наречий” (учащиеся заносят в таблицу результаты цифрового диктанта после самопроверки по ключу).
6. Историческая справка (см. приложение 1) .
7. Лингвистическая разминка (см. приложение 1) .
8. Исследование 1 (см. приложение 1) .
Материал для исследования: первый, даль, когда, ползти, зимний, увлеченный, умоляющий, кувыркаться, бесстрашный, веселый, ширь, холодный, четыре, когда.
– Выясните, от каких частей речи невозможно образовать наречия? Запишите возможные варианты.
Определите способ образования записанных наречий.
Как образованы наречия вкрутую, вверх, совсем? (Предлог + прилагательное, предлог + существительное, предлог + местоимение).
Какая трудность может возникнуть на письме в связи с этими словами? (В зависимости от контекста они могут быть написаны слитно и раздельно).
- Составьте пары предложений с этими словами, проведите сопоставительный анализ.
9. Работа в разноуровневых группах:
Задания для сильной группы:
Прочитайте предложенные вам тексты, исследуйте их на принадлежность к стилям речи, выпишите наречия и определите их роль в текстах.
1) - Привет, ты меня не узнаешь?
Постой, где – то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.
Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.
То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.
А куда идешь?
Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.)
2) По вопросу о видовой соотносительности глаголов и показу ее в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно.
(Научный стиль. Словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А.П. Евгеньевой.)
3) Изначально мы хотели увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы на 37, 5%. Эта цифра неоднократно называлась главой региона, но потом появились две поправки.
Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет применяться другой способ индексации заработных плат.
Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21, 5% в три этапа. Деньги в отраслях бюджетной сферы есть, но почему – то их не торопятся отдать бюджетникам.
(Публицистический стиль. Из газетного интервью с депутатом.)
4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по – разному. Во – первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а также вокруг ячеек. Во – вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.
(Официально деловой стиль. Инструкция для пользователей компьютера.)
Задания для средней группы:
Исследуйте предложенный вам текст, выпишите наречия, объясните их правописание, определите синтаксическую роль.
Ночной снег отяжелил ветви деревьев и теперь медленно расходился по веткам каплями, и они понемногу поднимались. Когда к вечеру стало холодать, то мороз прежде заморозил все капли. А из-под снега на ветках они все еще выбегали и вдруг замерзли, удлиняя сосульки. Мороз остановил тающий снег, когда все дерево успело покрыться маленькими звонкими сосульками. Наутро поляна стала наполняться светом, и ветер заиграл на своей лесной колокольне.
Задание для слабой (по знаниям) группы:
- Записать примеры к следующим формулировкам, провести исследование: какие формулировки вызвали затруднения, отметить в таблице “ Качество усвоения темы “Наречие”:
Отрицательное наречие, приставка ударная –
Наречие на –о (е) с одним “н” -
Наречие на –о (е), приставка не пишется раздельно –
Наречие с шипящей на конце –
Наречие с приставкой по- и суффиксом -и -
10. Защита самостоятельной работы в группах. Оценка работ.
11. Сочинение-рассуждение на тему “Зима – прекрасное время года” с использованием слайдов (см. приложение 2) .
12. Рефлексия. Дискуссия по результатам деятельности.
13. Дифференцированное домашнее задание по выбору учащихся:
- Составить пять заданий по теме наречие для игры “Четвертое лишнее”.
- Задача-шутка: как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом?
- Используя этимологический словарь, найти материал о происхождении наречий: дотла, начеку, нечаянно.