Урок-экскурсия по теме "Геологический памятник природы Оренбургской области"

Разделы: География


Цель урока: познакомить учащихся с геологическим памятником природы «Шкуновский буроугольный обрыв».

Задачи урока:

  1. Развивать краеведческие знания на основе изучения минералов и горных пород родного края.
  2. Формировать навыки работы с обнажениями горных пород.
  3. Научить определять минералы и горные породы.
  4. Продолжать развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, применять полученные знания в конкретной ситуации, обобщать, делать выводы.

Тип урока: урок-экскурсия.

Оборудование:

  • планшеты;
  • рулетки;
  • карандаши (простые, цветные);
  • линейки.

План урока:

  1. Вступление.
  2. Сообщения учащихся.
  3. Практическая работа «Описание геологического обнажения и определение горных пород».
  4. Оформление отчета по практической работе.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Вступление. Учитель сообщает тему урока, задачи, зачитывает девиз урока.

«Самая большая ценность в мире – жизнь: жизнь на всем протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем».

Важнейшей составляющей природного наследия являются геологические памятники. Такие памятники, прежде всего, ценны тем, что заключают в себе информацию, позволяющую расшифровать строение недр, историю геологического развития региона. Геологические объекты – часто единственные на сегодняшний день сохранившиеся «каменные документы», доступные исследователям земных недр. Такое определение дает А.А.Чибилев в своей книге «Геологические памятники природы Оренбургской области». (Демонстрация книги). В книге «Геологические памятники природы Оренбургской области» дается следующее описание геологического памятника природы Акбулакского района «Шкуновский буроугольный обрыв»:

В 3 км ниже села Шкуновка на правом берегу Малой Хобды находится обрыв тридцатиметровой высоты. В обрыве вскрыты переслаивающиеся светло-серые и серовато-белые глины, алевриты и кварцевые пески, которые относятся к нижней-средней юре. В основании разреза встречаются прослои бурых углей мощностью до 50 см. куски лигнита (части обугленных древесных стволов) до 80 см. длиной, много оригинальных, чаще всего веретеновидных конкреций пирита, отпрепарированных в русло реки. В угленосных отложениях встречаются ярозит и гипс. В русле на берегу много известковистых алевролитов с обильной ископаемой фауной, среди которой преобладают аммониты и белемниты. В этих же породах встречаются гнезда и прожилки кальцита медового цвета. В обрыве, в коренном залегании этих пород нет, это «спроектированные» с более высоких уровней отложения нижнего мела. Разрез относится к Шкуновскому месторождению бурых углей. В нем прекрасно демонстрируется строение угленосной толщи. Угли в обрыве еще в досоветское время разрабатывались крестьянами и использовались в качестве топлива. В советское время, в годы войны, угли разрабатывались штольнями. Они, как и большинство углей Урало-Каспийского буроугольного бассейна, признаны низкокачественными, их разработка прекращена. Но все-таки остается малоизвестным тот факт, что в Акбулакском районе есть месторождение бурого угля у реки Малая Хобда, недалеко от села Шкуновка. Этот факт очень заинтересовал учащихся. Когда стало известно об этом месторождении угля? Велась ли добыча? Ребята изучали литературу, анализировали местную печать довоенного времени, когда действовала шахта. Проводили опросы местных жителей, работавших на углеруднике, как тогда говорили. Так же использовались визуальные наблюдения вовремя походов к месту выработки, были сделаны фотографии. (Рисунок 1, 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

2. Сообщения учащихся:

3. Практическая работа.

Объяснение хода выполнения работы учитель начинает со слов:

Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать.
Вот грозный Ледник – исполин
Смешал эпохи меж собою.
Творец холмов, озер, долин,
Всевластно правит их судьбою.
Здесь миллионы лет назад
Плескалось море и играло,
Моллюсков и морских ежей
Волнами теплыми ласкало.
Валун громадный у дороги
Усталых путников манит.
Не ветер – вихрь тысячелетий
Над головами их шумит.
В минуты грусти и тревоги,
Чтобы печали сбросить бремя,
Кладите камни на ладони –
У вас в руках застынет Время!

Практическая работа: «Описание геологического обнажения» Шкуновский буроугольный обрыв».

План проведения практической работы учащимся выдается на руки. Описание проводится в 3 этапа:

I Этап.

  1. Описать геологическое обнажение и зарисовать его на листе бумаги.
  2. Объяснить особенности добычи полезных ископаемых и возможности использования их в хозяйственной деятельности человека.

II Этап.

План выполнения работы:

  1. Участники измеряют толщину слоя в геологическом обнажении с помощью рулетки.
  2. Из каждого слоя берут образцы для дальнейшего более подробного описания их в классе.
  3. Составляют краткое описание геологической колонки.
  4. Составляют чертеж геологической колонки в масштабе и в условиях обозначения.

Ш Этап.

Оформление отчета по практической работе по плану:

  1. Дата, время, место экскурсии.
  2. Цель экскурсии.
  3. Оборудование.
  4. Определение и описание горных пород родного края.
  5. Описание геологического среза.
  6. Чертеж геологической колонки.

4. Итог урока.