Урок русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Целb:

  • Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова.
  • Научить различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию (перед гласными, перед сонорными согласными) и обозначать звуки буквами.
  • Сопоставлять произношение и написание.
  • Развивать у учащихся навыки грамотного письма, внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Задача учащихся: Учусь доказывать выбор буквы в обозначении парного согласного в корне слова

 Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивационный этап (повторение ранее изученного материала)

(на доске учитель вписывает буквы)

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Ребята, посмотрите на доске записаны парные буквы, но некоторые из них пропущены.

Вам нужно поднять карточку с буквой, которая должна стоять вместо знака вопроса.

б/п, д/т, ж/?, ?/з, г/к, ?/ф.

- Как называются эти согласные буквы? (парные согласные)

- Почему они называются парными?

- Чем они различаются между собой? (один звонкий, другой глухой) (звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие только с шумом)

3. Наблюдение над связью между лексическим значением слова, его произношением и написанием. - Ребята, помогите разобраться.

Миша летом жил в деревне. В письме своему другу он однажды написал: “У нас в деревне глубокий пруд. Мы с братом сделали плод и спустили его на воду. У бабушки много гусей. Утром я беру пруд и гоню гусей на прут через мост”. Толик прочитал письмо и удивился.

- Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение и почему? (слова плод-плот, прут-пруд).

Нацеливание внимания детей на связь между смыслом слова, произношением и написанием. - Чем различаются эти слова и чем они похожи? (различаются написанием последнего согласного, а похожи произношением)

- Как проверить эти слова? (изменить, чтобы после согласного стоял гласный)

- Чем еще различаются эти слова? (смысловым значением)

- Какое еще слово нужно здесь проверить? (мост)

(проверять нужно не только слова пруд-прут, плот-плод, но и мост, т.е. слова, у которых написание и произношение совпадают).

Подведение учащихся к теме урока. Постановка орфографической задачи - Ребята, назовите слова с согласным звуком на конце (дуб, конь, завод, гриб, тетрадь, лес, зуб, забор)

- Какие слова требуют проверки? (слова с парным согласным звуком на конце)

учитель записывает на доске - Назовите их!

(дуб, завод, гриб, зуб, тетрадь)

- Какие слова являются проверочными для этих слов? (слова, в которых после согласного стоит гласный)

- Подберите к каждому из этих слов проверочное (дубы, заводы и т.д.)

- Как мы подбираем проверочное слово? (изменяем форму слова: один-много)

создание проблемной ситуации - Посмотрите некоторые из этих слов я записала ласково:

гри…ки, дуб…ки, зуб…ки.

- Произнесем слово (грибки).

- Какой звук слышим в середине слова? ([п]).

- Какой буквой будем его обозначать (б).

подготовка к изучению нового материала - А как вы догадались? (подбираем проверочное слово, изменяем форму слова: грибки-грибка).

- Действует наш изученный способ проверки? (нет).

- Почему? (орфограмма в середине слова).

- Давайте попробуем подобрать другие проверочные слова. (грибы, грибок)

- Почему вы решили, что это проверочные слова? (потому что четко слышим согласный звук).

- Почему? (за ним следует гласный).

- Посмотрите какие это слова? Кто догадался? (однокоренные)

Выделяем корень в словах.

- Вставьте пропущенные букв, подберите проверочные слова (зубки-зубок-зубы; дубки-дубок-дубы)

- Какие слова вы подбирали? (однокоренные).

- Значит, какой мы можем сделать вывод?

- Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный в середине слова? (подбираем однокоренное слово)

- Давайте зафиксируем наш вывод на доске

? парные согласные

изменить слово

согласные – гласные

- чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный звук

- нужно изменить слово

- подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный)

изучение нового материала - Ребята, после нашей выполненной работы и наших рассуждений сможете ли вы сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова)

установка учебной задачи (целеполагание) - Над чем мы будем работать на уроке?

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (доказывать выбор написания парного согласного в корне)

- Какие виды работ будем выполнять на уроке? (учащиеся называют виды работ, а учитель выставляет на доске карточки со схематической записью)

решение орфографической задачи Мы выяснили, что парный согласный в середине слова необходимо проверять, напомните, как мы говорили? (подбирать однокоренные слова)
работа в учебнике - А теперь давайте прочитаем правило в учебнике. (учащиеся читают самостоятельно)
раскрытие сущности правила - О чем это правило? (о парных согласных в середине слова)

- Каким способом мы можем проверить парный согласный? (подбираем однокоренное слово)

- Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? (нет, чтобы после согласного стоял гласный)

- Ребята, совпадает ли наш вывод с правилом учебника? (да)

- А что нового вы узнали из правила?

выяснение нового условия.

овладение формулировкой правила

- О чем мы с вами не говорили?

(после проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук [н])

- Давайте попробуем проверить наши слова этим способом.

(грибки - грибной; зубки - зубной) дубки-? => не ко всем словам.

Закрепление способа проверки, применение правила на практике - Ребята приведите свои примеры к данному правилу.

- Как узнать, какие буквы пропущены в словах:

(работа в учебнике) упр. №190

яго…ка
гря…ка
бере…ка
лопа…ка
wpeD.jpg (954 bytes) (напиши проверочное слово, выдели корень, подчеркни п/согл., напиши проверяемое ры…ка слово, выдели в нем корень, подчеркни п/согл.)
создаем алгоритм работы - Что для этого надо сделать? (первое слово проговариваем вместе)

- Чтобы узнать, какая согласная буква пишется в корне слова яго…ка, подберу однокоренное слово, в котором после согласной буквы стоит гласная: ягодочка. В слове ягодочка пишется буква д, значит в слове ягодка нужно писать букву д.

Физминутка

Закрепление с целью отработки умения подбирать слова в соответствии с изученным правилом Из ряда слов найти проверочное.

городской, города, город; У189

мазь, мазать, замазка;

ястреб, ястребиный, ястребки.

- Почему оно является проверочным? (после согласного -гласный)

- Спиши та: сначала проверочное слово, а потом то, которое надо проверить. Выдели корень и подчеркни буквы, которые надо проверить.

Упр. №191 (самостоятельная работа)

Из слов составить предложение.

Найти слова с парными согласными в корне, подобрать проверочные.

Творческий диктант

Миша.

Миша идет в школу. В руках у Миши сумка. Там книжки и тетрадки. Вот и школа. Миша спешит снять шубу и шапку. Скоро звонок. Миша идет на урок.

(учитель читает текст, выписать только те предложения, в которых встречаются слова с парными согласными в середине)

Обобщение - С какой темой познакомились на уроке?
Итог - Какие слова требуют проверки?

Игра. На доске предметные картинки, учащиеся их озвучивают и записывают комментировано, с объяснением.

(рыбка, ягодка, грибки, лопатка, бородка, скрипка, морковка, коробка, шкафчик )

- Какие слова являются проверочными?

- Почему? (на доске пословицы: прочесть, объяснить смысл, найти слова, с парным согласным)

1. Каков рыбак, такова и рыбка.

2. Красна ягодка, да и на вкус горька.

Домашнее задание №193 (подобрать проверочное слова, какие знания нам для этого нужны?)