Целb:
- Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова.
- Научить различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию (перед гласными, перед сонорными согласными) и обозначать звуки буквами.
- Сопоставлять произношение и написание.
- Развивать у учащихся навыки грамотного письма, внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Задача учащихся: Учусь доказывать выбор буквы в обозначении парного согласного в корне слова
Ход урока
1. Организационный момент 2. Мотивационный этап (повторение ранее изученного материала) (на доске учитель вписывает буквы) |
Проверка готовности учащихся к уроку. - Ребята, посмотрите на доске записаны парные буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно поднять карточку с буквой, которая должна стоять вместо знака вопроса. б/п, д/т, ж/?, ?/з, г/к, ?/ф. - Как называются эти согласные буквы? (парные согласные) - Почему они называются парными? - Чем они различаются между собой? (один звонкий, другой глухой) (звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие только с шумом) |
|||
3. Наблюдение над связью между лексическим значением слова, его произношением и написанием. | - Ребята, помогите разобраться. Миша летом жил в деревне. В письме своему другу он однажды написал: “У нас в деревне глубокий пруд. Мы с братом сделали плод и спустили его на воду. У бабушки много гусей. Утром я беру пруд и гоню гусей на прут через мост”. Толик прочитал письмо и удивился. - Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение и почему? (слова плод-плот, прут-пруд). |
|||
Нацеливание внимания детей на связь между смыслом слова, произношением и написанием. | - Чем различаются эти слова и чем они
похожи? (различаются написанием последнего
согласного, а похожи произношением) - Как проверить эти слова? (изменить, чтобы после согласного стоял гласный) - Чем еще различаются эти слова? (смысловым значением) - Какое еще слово нужно здесь проверить? (мост) (проверять нужно не только слова пруд-прут, плот-плод, но и мост, т.е. слова, у которых написание и произношение совпадают). |
|||
Подведение учащихся к теме урока. Постановка орфографической задачи | - Ребята, назовите слова с согласным
звуком на конце (дуб, конь, завод, гриб, тетрадь,
лес, зуб, забор) - Какие слова требуют проверки? (слова с парным согласным звуком на конце) |
|||
учитель записывает на доске | - Назовите их! (дуб, завод, гриб, зуб, тетрадь) - Какие слова являются проверочными для этих слов? (слова, в которых после согласного стоит гласный) - Подберите к каждому из этих слов проверочное (дубы, заводы и т.д.) - Как мы подбираем проверочное слово? (изменяем форму слова: один-много) |
|||
создание проблемной ситуации | - Посмотрите некоторые из этих слов я
записала ласково: гри…ки, дуб…ки, зуб…ки. - Произнесем слово (грибки). - Какой звук слышим в середине слова? ([п]). - Какой буквой будем его обозначать (б). |
|||
подготовка к изучению нового материала | - А как вы догадались? (подбираем
проверочное слово, изменяем форму слова:
грибки-грибка). - Действует наш изученный способ проверки? (нет). - Почему? (орфограмма в середине слова). - Давайте попробуем подобрать другие проверочные слова. (грибы, грибок) - Почему вы решили, что это проверочные слова? (потому что четко слышим согласный звук). - Почему? (за ним следует гласный). - Посмотрите какие это слова? Кто догадался? (однокоренные) Выделяем корень в словах. - Вставьте пропущенные букв, подберите проверочные слова (зубки-зубок-зубы; дубки-дубок-дубы) - Какие слова вы подбирали? (однокоренные). - Значит, какой мы можем сделать вывод? - Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный в середине слова? (подбираем однокоренное слово) - Давайте зафиксируем наш вывод на доске
- чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный звук - нужно изменить слово - подобрать однокоренное (чтобы после согласного стоял гласный) |
|||
изучение нового материала | - Ребята, после нашей выполненной работы
и наших рассуждений сможете ли вы сформулировать
тему нашего сегодняшнего урока. (Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова) |
|||
установка учебной задачи (целеполагание) | - Над чем мы будем работать на уроке? - Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (доказывать выбор написания парного согласного в корне) - Какие виды работ будем выполнять на уроке? (учащиеся называют виды работ, а учитель выставляет на доске карточки со схематической записью) |
|||
решение орфографической задачи | Мы выяснили, что парный согласный в середине слова необходимо проверять, напомните, как мы говорили? (подбирать однокоренные слова) | |||
работа в учебнике | - А теперь давайте прочитаем правило в учебнике. (учащиеся читают самостоятельно) | |||
раскрытие сущности правила | - О чем это правило? (о парных согласных в
середине слова) - Каким способом мы можем проверить парный согласный? (подбираем однокоренное слово) - Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? (нет, чтобы после согласного стоял гласный) - Ребята, совпадает ли наш вывод с правилом учебника? (да) - А что нового вы узнали из правила? |
|||
выяснение нового условия. овладение формулировкой правила |
- О чем мы с вами не говорили? (после проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук [н]) - Давайте попробуем проверить наши слова этим способом. (грибки - грибной; зубки - зубной) дубки-? => не ко всем словам. |
|||
Закрепление способа проверки, применение правила на практике | - Ребята приведите свои примеры к
данному правилу. - Как узнать, какие буквы пропущены в словах: (работа в учебнике) упр. №190
|
|||
создаем алгоритм работы | - Что для этого надо сделать? (первое
слово проговариваем вместе) - Чтобы узнать, какая согласная буква пишется в корне слова яго…ка, подберу однокоренное слово, в котором после согласной буквы стоит гласная: ягодочка. В слове ягодочка пишется буква д, значит в слове ягодка нужно писать букву д. Физминутка |
|||
Закрепление с целью отработки умения подбирать слова в соответствии с изученным правилом | Из ряда слов найти проверочное. городской, города, город; У189 мазь, мазать, замазка; ястреб, ястребиный, ястребки. - Почему оно является проверочным? (после согласного -гласный) - Спиши та: сначала проверочное слово, а потом то, которое надо проверить. Выдели корень и подчеркни буквы, которые надо проверить. Упр. №191 (самостоятельная работа) Из слов составить предложение. Найти слова с парными согласными в корне, подобрать проверочные. |
|||
Творческий диктант | Миша. Миша идет в школу. В руках у Миши сумка. Там книжки и тетрадки. Вот и школа. Миша спешит снять шубу и шапку. Скоро звонок. Миша идет на урок. (учитель читает текст, выписать только те предложения, в которых встречаются слова с парными согласными в середине) |
|||
Обобщение | - С какой темой познакомились на уроке? | |||
Итог | - Какие слова требуют проверки? Игра. На доске предметные картинки, учащиеся их озвучивают и записывают комментировано, с объяснением. (рыбка, ягодка, грибки, лопатка, бородка, скрипка, морковка, коробка, шкафчик ) - Какие слова являются проверочными? - Почему? (на доске пословицы: прочесть, объяснить смысл, найти слова, с парным согласным) 1. Каков рыбак, такова и рыбка. 2. Красна ягодка, да и на вкус горька. |
|||
Домашнее задание | №193 (подобрать проверочное слова, какие знания нам для этого нужны?) |