Методическая разработка урока для 6-го класса "Закаливание и профилактика простудных заболеваний"

Разделы: ОБЖ


Цель урока: укрепление и сохранение здоровья учащихся

Задачи:

А) образовательная:

  • сформировать представление о видах закаливающих процедур;
  • освоить знания о профилактике простудных заболеваний;

Б) воспитательная:

  • способствовать воспитанию ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности;
  • привить интерес к здоровому образу жизни;

В) развивающая:

  • развить потребность в соблюдении норм здорового образа жизни;
  • планировать здоровое будущее;
  • развить познавательный интерес, речь, словарный запас.

Форма проведения: общеклассная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: схема “Ромашка здоровья”; раздаточный материал; таблички с закаливающими процедурами; таблички “Водные процедуры”; губка, полотенце, вода, кувшин, мыло, ведро, щетка пластмассовая, варежка из махрового полотенца, снег на тарелке со льдом, тазик.

Методы урока:

  • Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.
  • Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковый.

Контроль: устный, письменный.

Ход урока

I. Подготовка к эффективному восприятию

Эпиграфом к нашему уроку могут послужить строки из весёлой песенки:

“Ни мороз мне не страшен, ни жара,
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день …”

Как вы поняли, тема нашего урока: “Закаливание и профилактика простудных заболеваний”

Давайте вместе попробуем сформулировать цель нашего урока (в помощь ученикам дается подсказка на доске в виде набора слов: учащихся, сохранение, здоровья, и, укрепление)

Итак, цель нашего урока: укрепление и сохранение здоровья учащихся.

Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

  1. С чего необходимо начинать закаливание.
  2. Виды закаливания.
  3. Значение закаливания для здоровья человека.

Хотелось бы узнать, какие ассоциации у вас вызывает слово “закаливание”?

(Воздух, вода, солнце, тренировка организма, здоровье, постепенность, индивидуальность и т.п.) Варианты ответов записываются на доске.

Все-таки, почему люди простужаются? (Ответы детей)

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что собой представляет кожа?

Это орган человеческого организма, имеющий сложное строение и выполняющий множество функций. Одна из её функций – регулирование температуры тела. Однако, кожа человека гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу. Вот поэтому, даже легкий сквозняк может вызвать переохлаждение и привести к насморку, чиханию и более серьезным последствиям. Чтобы этого не произошло, необходима тренировка тела к воздействию холода. Нужно помнить и о том, что наше тело своеобразное “общежитие” для микробов. Защитные силы организма стараются сдерживать их размножение и негативное воздействие. Но если наш организм переохладился, защитные силы ослабевают, и болезненные микробы начинают проявлять своё вредное воздействие. Возникает общая реакция организма - простуда.

А сейчас, я предлагаю провести блиц-опрос, чтобы узнать состояние вашего здоровья.

Блиц-опрос

  1. Как часто в этом году у вас была простуда?
  2. 0. Ни разу;
    1. От 1 до 4 раз;
    2. Более 4 раз.

  3. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит, гайморит, ангина, ринит, тонзиллит)?
  4. 0. Нет;
    1. Одно заболевание;
    2. Комплекс заболеваний.

  5. Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т.д.)?
  6. 0. Крайне редко;
    1. Часто;
    2. Очень часто.

Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке, 2-4 балла – вы в группе риска, 5-6 баллов – ваш организм ослаблен.

Подводя итоги опроса, мы увидели, что среди нас многие имеют ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям органов дыхания. Как помочь себе?

II. Изложение нового материала

Ответ один – закаливание. Но, начиная закаливаться, нужно помнить, что:

  • сначала избавиться от “микробного гнезда” в организме в виде больных зубов, воспаленных миндалин и т.д.;
  • необходимо учитывать индивидуальные особенности организма;
  • закаливание должно быть постепенным;
  • закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня;
  • использовать любую возможность для закаливания.

Схема “Принципы закаливания”

  • учет индивидуальных способностей человека
  • постепенность
  • регулярность
  • многофакторность

Закаливание может быть общим и местным. При общем - раздражитель действует на всю поверхность тела. При местном – воздействию подвергается ограниченный участок тела.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Задание: 1-ый вариант выбирает карточки с примерами местных закаливающих процедур, а 2-ой вариант – примеры общих закаливающих процедур.

Проверка выполненной работы.

Рассмотрим виды закаливания.

На доске (поэтапно) крепится схема в виде “Ромашки”.

Естественные силы природы – вода, воздух, солнечные лучи – были и остаются нашими союзниками, источниками бодрости и здоровья, непревзойденными средствами закаливания.

Учащиеся делают небольшие сообщения о видах закаливания (по 3 минуты каждое)

Сообщение № 1

Закаливание водой – это своеобразная гимнастика, которая тренирует кожу, улучшает питание и деятельность клеток, улучшает обмен веществ в организме

Приступать к водному закаливанию легче всего летом. Начинать процедуру следует с обтирания. Влажным полотенцем, смоченным водой (температура воды 18-20 °С), рекомендуется обтирать тело в течение 2-3 мин.

Привыкнув к этой процедуре, можно перейти к обливанию. Вначале обливаются водой комнатной температуры с постепенным понижением до 15° С и ниже. Длительность процедуры увеличивается с 30 секунд до 2 минут (через каждые 3-4 дня прибавляют по 5-10 секунд). После 2-3 месяцев организм будет готов к следующему этапу закаливания – к душу.

И обливание, и холодный душ – сильные закаливающие средства.

Самое доступное средство закаливания – купание в море, реке, озере. Чтобы закаливание давало эффект, купание заканчивайте чуть-чуть озябшим.

Полезно париться в бане или бывать в сауне. Под влиянием пара, высокой температуры, теплой и прохладной воды кожа очищается и раскрывает все поры, легко дышит тело, мышцы расслабляются, хорошо снимается усталость. Но не следует злоупотреблять парной, посещать ее нужно один раз и не более 5 минут.

Однако такая закаливающая процедура не может быть рекомендована всем, нужно спросить совета врача о своих возможностях.

Ну а кому не хватает решимости приступить к объемному закаливанию, попробуйте следующее средство. Ежедневно утром или вечером опускайте ноги в таз с прохладной водой. Постепенно снижайте температуру. Первые процедуры займут несколько секунд, но этого достаточно для закаливающего эффекта. Окунуть ноги и вытереть насухо.

Сообщение №2

Воздух – еще один бесценный дар природы и средство закаливания. Прежде всего, воспользоваться целебными и оздоровляющими свойствами свежего воздуха нужно, когда приходится долго находиться в помещении. Необходимо это помещение периодически проветривать. Обязательно проветривается комната перед сном. Следующей процедурой будет утренняя зарядка на воздухе. Одеваться тепло при этом не нужно, наоборот, одежда должна быть облегченной.

Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре 20 ° С, затем постепенно переходить на более низкую. Первая воздушная ванна не должна превышать 20-30 минут. В дальнейшем продолжительность процедуры можно периодически увеличивать на 10 минут. Во время выполнения физических упражнений на свежем воздухе нельзя забывать о некоторых мерах предосторожности. Например, нельзя останавливаться и долго стоять на одном месте, запрещается лежать на земле, даже если почувствовали усталость.

Неоценимую пользу в проведении закаливания оказывает активный отдых: прогулки, экскурсии, туристические походы.

Сообщение № 3

Солнечные лучи необходимы для организма не меньше, чем дыхание свежим воздухом. Но, пожалуй, ни одна закаливающая процедура не требует столько осторожности, как солнечная ванна. Загорать можно первый раз не более 3-5 минут. Постепенно увеличивая пребывание на солнце (до 5 минут в день), со временем можно принимать солнечные ванны в течение 25-30 минут. Тогда целебные возможности бактерицидного и стимулирующего влияния ультрафиолетового солнечного излучения будут использованы с должным оздоровительным эффектом.

Учитель:

Как вы думаете, можно ли закаливаться пищей? (Ответы детей)

Оказывается можно, и помочь в этом могут некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены. Приведу такой пример: народности Дальнего Востока уже давно заметили, что стоит съесть несколько плодов китайского лимонника, на некоторое время дождь, ветер и мороз становятся менее опасными. Многие врачи с целью повешения иммунитета у часто и длительно болеющих детей назначают экстракт элеутерококка. Вовсе необязательно за ним отправляться на Дальний Восток, это средство можно приобрести в аптеке.

Кстати, иногда можно обойтись и без аптечных препаратов. Повышают устойчивость организма к охлаждению все растения накопители витамина С, прежде всего шиповник (и цитрусовые). То же относится к витамину А (свежий морковный сок от 1 ст./л. до 0,5 стакана на тощак 2 раза в день).

Когда–то наши предки были намного закаленнее нас. И немудрено: ребятишки сызмальства бегали в одних рубашках босиком по снегу в морозы и не болели. Ходьба босиком как средство закаливания использовалось с незапамятных времен. Так, например, в Древней Греции, где физическая культура была на большой высоте, “босохождение” являлось своего рода культом. Дети получали право на ношение обуви только с 18 лет.

Знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой был одним из твердых последователей хождения босиком, особенно любил ходить без обуви по росистой траве.

Выдающийся полководец Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулку босиком, потом обливался холодной водой. Этим он преодолел свою природную слабость.

Физиологи доказали, что подошвы ног – одна из самых рефлексогенных зон организма человека. По мнению некоторых специалистов, ноги являются своеобразным распределительным щитом с 72 тыс. нервных окончаний. Через этот щит можно подключиться к любому органу. Вот поэтому ходьба босиком является своеобразным точечным массажем, тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии.

Итак, каково значение закаливания для здоровья человека?

  • укрепление иммунной системы;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • хорошее здоровье;
  • бодрость и хорошее настроение;
  • повышение работоспособности;
  • замедление процесса старения;
  • продление срока активной жизни на 20-25%;
  • устранение негативных реакций организма.

III. Закрепление изученного материала

А) Индивидуальная работа.

Игра “Верю – не верю” (“+” согласен с утверждением; “-” не согласен с утверждением)

  1. Если вы решили закаливать свой организм, то необходимо посоветоваться с врачом.
  2. Закаливание лучше начинать зимой.
  3. Баня, как закаливающая процедура может быть рекомендована всем.
  4. Самое доступное средство закаливания – купание в море, реке, озере.
  5. Оздоровительный эффект солнечного излучения будет достигнут в том случае, если принимать солнечные ванны в течение 1-1,5 часа.
  6. Неоценимую пользу в проведении закаливания оказывает активный отдых: прогулки, экскурсии, походы.
  7. Во время выполнения физических упражнений на свежем воздухе нельзя долго стоять на одном месте.
  8. Обтирание – это сильное закаливающее средство.
  9. Купаться в реке можно до тех пор, пока не замерзнешь, при этом эффект закаливания будет наибольшим.
  10. Устойчивость организма к охлаждению повышают все растения накопители витамина С.

Взаимопроверка работ (в парах: учащиеся меняются тетрадями)

Б) Работа в микрогруппах.

Каждая группа выбирает одну из табличек с рисунком “Водные процедуры”: купание в водоеме; обтирание снегом до пояса; ножные ванны; обливание холодной водой.

Затем выбирает необходимые для процедуры предметы и рассказывает о правилах проведения процедуры закаливания в течение 2-3 минут.

Обсуждение результатов. Подведение итога урока.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Д/з.: составить по данной теме кроссворд, викторину или придумать ребусы.