Цели урока:
- создать условия для формирования понятий “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “СУБД”;
- повторить понятие “модели” и её видов, а так же виды программного обеспечения, наиболее часто используемые для ее реализации;
- продолжить развитие умения сопоставлять, анализировать, обобщать, логически мыслить.
Ход урока
1. Изложение нового материала.
Большой поток информации в современном мире ставит перед нами проблему её систематизации и облегчения поиска. Для этого создаются базы данных и тема сегодняшнего урока “Введение в “Базы данных” (Приложение 1, слайд 1). Сегодня мы с вами познакомимся с понятием “базы данных” и её структурой, а также узнаем, что такое “система управления базами данных”.
Чтобы перейти к изучению новой темы вспомним:
- Что такое модель? (ответ детей + Приложение1, слайд 2)
- Какие два основных вида моделей вы знаете? (ответ детей + Приложение 1, слайд 2)
В рамках предмета “информатика” нас интересуют знаковые (информационные) модели.
- Назовите виды информационных моделей. (ответ детей + Приложение 1, слайд2)
- Какое программное обеспечение можно использовать для создания этих моделей? (ответ детей + Приложение 1, слайд 2)
Теоретические знания у нас есть, теперь давайте попробуем применить их на практике. Создадим информационную модель домашней видеотеки.
Какие признаки являются наиболее важными при выборе фильма, т.е. при построении модели видеотеки? (ответы детей)
В нашей модели я предлагаю вам ограничится следующими признаками (Приложение 1, слайд 3)
- Название фильма.
- Жанр.
- Режиссер.
- Исполнитель главной роли.
Для ускорения определения количества фильмов в вашей домашней видеотеке нам понадобится такой признак, как …
- Порядковый номер.
Выберем форму для нашей модели (её внешний вид). Ваши предложения … (ответы детей)
Самый удобный и наглядный способ создать таблицу. (Приложение 1, слайд 4)
Какое программное обеспечение мы для этого можем выбрать? (ответы детей)
У вас 10 минут для того, чтобы создать табличную информационную модель видеотеки, состоящую из 5-8 фильмов. Программу для реализации этой модели вы выбираете сами. Если вы не помните имена режиссеров и исполнителей главных ролей, то можете написать вымышленные имена.
Здоровьесбережение!!! При работе за компьютером не забывайте, что спина должна быть прямой, не облокачивайтесь на стол, …
Итак, за 10 минут мы получили информационную модель, в которой упорядочено хранятся данные о фильмах, обладающих одинаковым набором свойств. Такая информационная модель называется “базой данных” (слайд 5). Информация об одном объекте из таблицы называется записью, а каждое свойство этого объекта – полем.
В одном из полей всегда содержится уникальная для каждой записи этой таблицы информация. Такое поле будет называться ключевым.
В нашей базе данных какое поле является ключевым?
Сегодня вы создали базу данных, состоящую из 5-8 записей. Теперь представьте себе, что вы владелец киоска, торгующего видеопродукцией, и ваша база данных будет состоять из нескольких сотен записей. Вам необходимо будет найти все объекты. Обладающие общим свойством: например фильмы режиссера Спилберга. Сможем ли мы быстро выполнить поиск таких фильмов в тех программах, в которых вы создали свои базы данных?
Удобно ли это делать?
Давайте вспомним, как осуществляется поиск информации в Word-e, Excel-e. (вывод: не всегда такой поиск удобен)
Для облегчения создания, поиска и хранения баз данных существует специальное программное обеспечение, которое называется СУБД. (Приложение1, слайд 6)
2. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы познакомились с понятием БД и ее структурой, системой управления базы данных, и создали часть базы данных “видеотека”. На вопрос “как вы усвоили этот материал” нам ответит тест. (Приложение 1, слайд 7)
3. Контроль знаний.
На рабочем столе находится файл введение в БД.exe (Приложение 2) [2] – это электронный тест, и сразу после прохождения его вы увидите свои оценки (после прохождения теста в месте его расположения, в нашем случае на рабочем столе, создается файл Results.txt в котором сохраняется отчет о прохождении теста).
4. Домашнее задание.
Дома я предлагаю вам (Приложение 1, слайд 8) прочитать §11.1.1 стр. 379-382 [1] и создайте базу данных (одну по выбору) в тетради:
- видеофильмов
- книг
- аудиодисков
- компьютерных дисков.
Литература
- Угринович Н. “Информатика и информационные технологии 10-11”, БОНОМ, 2006 г.
- Файл теста создан при помощи бесплатной программы КТСNet2 (http:\\www.soft-5ye.com)