Ода Бабе ЕГЭ

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Ода Бабе ЕГЭ.

- Почему же Бабе ЕГЭ?

- Потому что страшно!

- А страшно-то почему?

- Потому что не известно! Темы по литературе и задания по математике известны заранее, а по физике не просто неизвестны, но и из года в год предлагаются все новые и новые.

- Ну, так учите!

- Учим, но… часы на математику сокращены, на физику уменьшены в два раза (а учебники тоньше не стали), а как научить решать задачи, если учащиеся не умеют толком считать, работать с векторами, степенями, формулами. Они сегодня даже пропорции практически не изучают, а без умений действовать с пропорциями ничего не могут выразить из физических формул. В связи с увеличением часов на изучение истории и иностранных языков, введениям в школьные планы новых гуманитарных предметов, процентное соотношение между учителями представляющими точные науки и гуманитарные резко сместилось в пользу последних. Поэтому и часы на физику и математику выделяются по минимуму. А вторая причина, а может быть первая, в том, что именно на этих предметах у учащихся появляются первые проблемы с оценками. А кому нужны такие проблемы?

- Так это учителям страшно?

- Да! Учителям особенно страшно. Родителям, учащимся, администрации, руководству образованием нужны результаты. Хорошие результаты! А как их получить? Вариантов два: либо учитель начинает работать за счет своего личного времени и сил, не гарантируя результат и оставаясь “козлом отпущения”; либо он “дает” результаты (понятно, какими путями), не тратя своего здоровья и времени. Нужно ли пояснять, какой из этих двух вариантов больше устраивает все заинтересованные стороны. С другой стороны, ЕГЭ повышает ответственность учителя за свою работу.

- Почему же некоторые учителя возражают против ЕГЭ?

- Потому что появилась внешняя, независимая, более объективная экспертиза качества их труда, которую очень трудно оспорить. Да, и возражают в основном представители гуманитарных предметов, на которых тестирование должно быть совершенно иным по сравнению с точными предметами. Но я говорю о физике.

Впрочем, ЕГЭ страшно и самим ученикам и даже иногда их родителям, причем речь идет о тех учениках и родителях, которые беспокоятся о реальных знаниях, а их, к сожалению, не очень много. Именно они бросаются искать способы пополнить знания через курсы, репетиторов и т.д. Это конечно замечательно, что люди рвутся к знаниям, но в большинстве случаев это не по карману как раз перспективным ученикам – детям тех же учителей, врачей, инженеров, т. е. бюджетников; а, с другой стороны, именно те ребята, которые хорошо учатся, обладают не лучшим здоровьем, а дополнительные занятия – это перегрузка, ведущая к еще большим проблемам со зрением, позвоночником, желудком и т.п.

- Так значит ЕГЭ – это плохо?

- Наоборот! Выпускники получили психологическую и временную поддержку: экзамен сдается только один раз, а результаты можно послать сразу в несколько ВУЗов, не выезжая к месту их расположения, что очень важно для абитуриентов из глубинки. Таким образом, высшее образование стало более доступным!

С введением ЕГЭ у школьников появился мотив качественной учебы! Многие из них поверили, что прочные школьные знания гарантируют дальнейшие успехи в учебе и будущей жизни: интересную престижную работу и достойную зарплату. Поэтому в корне изменился смысл репетиторства и всевозможных подготовительных курсов, ранее использовавшихся не столько для реальной подготовки учащихся, сколько в качестве механизма для сбора средств.

Важно еще и то, что ЕГЭ дал толчок к отказу от давно устаревшей и не оправдывающей себя в современных условиях пятибалльной, а по сути трехбалльной, системы школьных и вузовских оценок. Стобалльная оценка гораздо более точно характеризует уровень знаний выпускников и абитуриентов.

Метод тестирования является более надежным и объективным, поскольку тест легче поддается количественной оценке. При большом количестве вопросов-заданий отдельные ошибки, допущенные в самом вопросе, учеником при ответе, преподавателем при проверке, меньше влияют на конечный результат. К тому же, это единственный вид экзамена, позволяющий проверить знания материала по всему изученному курсу.

Именно такая форма экзаменов установила для всех одинаковые критерии, повысила объективность результатов, резко уменьшила, хотя и не исключила совсем, возможность различных нарушений на выпускных и вступительных экзаменах, заставила учить хотя бы те предметы, которые придется сдавать в форме ЕГЭ. (Остальные формы экзаменов, как показала практика, не требуют такой серьезной подготовки, как ЕГЭ). Это подтверждается резко возросшим количеством учащихся (даже еще не выпускников) желающих заниматься дополнительно.

ЕГЭ содержит механизм выявления талантливых ребят и открывает им путь к хорошему образованию, поскольку, кроме стандартных тестовых вопросов содержит творческие задания. Раньше выпускники профильных школ нивелировались в общей массе выпускников обычных школ: пятерка по математике ученика физико-математической и гуманитарной школы имела совершенно разное содержание. ЕГЭ оправдывает существование таких школ и классов, поскольку дает их выпускникам преимущества на тестировании по профилирующим предметам.

Уменьшилась возможность влияния посторонних лиц на результаты выпускных и вступительных экзаменов, ведь даже открытые задания проверяются комиссией независимых экспертов. Впрочем, лояльное отношение экзаменационных комиссий к наличию мобильных телефонов у абитуриентов на государственных экзаменах, может превратить их в пустую формальность. Увы, и тут человеческий фактор!

Так что Бабе ЕГЭ еще надо приспосабливаться к современным технологиям, возможности которых гораздо выше, чем у сказочной избушки на курьих ножках.

- Почему же возражают некоторые ВУЗы?

- Потому, что у них отобрали право “регулировать” поступление абитуриентов.

- Где же выход?

- Выход там же где и у страны: в развитии экономики! А в школе это усиление роли естесственно-научных предметов. Иначе, кто же будет развивать эту самую экономику. Очень жаль, что деньги вкладываются в дорогостоящую оргтехнику, а не в дешевое раздаточное оборудование для учащихся. Конечно, это проще и рапортовать удобнее об истраченных миллионах. Но каков КПД такого оборудования в школе? Компьютер не научит считать (скорее наоборот), не научит собирать схемы, проводить измерения, т.е. непосредственно работать руками. Вспомните мысль Сухомлинского: “руки учат разум!” Мы уже давно выпускаем “безруких” учеников – совсем как та избушка на “курьих ножках”, но без рук.

- Опять намекаете на Бабу Ягу?! Но Вы же говорили о ЕГЭ… А теперь о руках!

- Да, я и теперь о ЕГЭ! Только о том, как к нему готовиться? Никак мы не хотим внедрить в обучение давно известное психологам положение, что внутренняя – умственная деятельность развивается одновременно и взаимозависимо с внешней деятельностью, которую мы в последнее время, к сожалению, только упрощаем: исключили из программ практикумы, выпустили “решебники” и рабочие тетради, в которые только цифры нужно вписать, внимательно выслушиваем “доклады”, скаченные из интернета и т.д.

- А вы не слишком категоричны?

- А вы не слишком спокойны? Бабы ЕГЭ на Вас нет!