Цели урока:
- Закрепление умений находить безударные гласные в корне слова, парные согласные в середине и в конце слов, подбирать проверочные слова;
- Научить проверять слова с непроизносимыми согласными в корне;
- Развитие орфографической зоркости, наблюдательности и логического мышления;
- Развитие интереса к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок буду вести у вас я. Зовут меня Н.Н.. Прежде чем начать наш урок, я предлагаю поздороваться и нашим пальчикам. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ. Пальчики поздоровались и стали хвалиться, кто из них сильнее.
II. Минутка чистописания
Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Вспомнить место буквы Я!
Я думаю, мы с вами не будем выяснять, кто из нас сильнее. Мы просто будем дружно работать, слушать друг друга и помогать, если возникнут какие-то проблемы. Будем толерантными друг к другу.
Проверим правильность посадки за рабочим столом.
III. Работа с пословицей
Несмотря на то, что буква Я последняя в алфавите, существует много пословиц, поговорок, высказываний, которые начинаются на эту букву. И одну пословицу я предлагаю взять девизом на наш урок.
“Языком не торопись, торопись делом”.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Излишне много говорить, нет времени на выполнение какого-либо дела).
IV. Повторение пройденного материала
Ночью грянул моро…
На сн…гу образовалась кре…кая л…дяная корка.
Ребята б…гут на лыжах по л…сной доро…ке.
- Прочитайте текст.
- Над какой темой вы работали на прошлых уроках?
- Давайте вспомним правила проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в конце и середине слов.
- Какие пропущены буквы? Докажите. (Работа идет устно).
- У двух учеников карточки.
К вечеру пов…лил пушистый сне… . Я надел пальто и посп…шил на улицу. В н…чном небе сн…жинки были особенно кр…сивы.
- О каком времени года идет речь?
- С чем ассоциируется зима?
V. Введение в новую тему
Мороз и со…нце. День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелес…ный.
(А.С.Пушкин.)
- Какие слова у вас вызвали сомнение?
- Кто знает, как пишется слово солнце?
- Какую букву мы не произносим?
- Кто догадался, над какой проблемой мы будем работать на этом и последующих уроках?
VI. Объявление темы урока и ее цель
Тема нашего урока “Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне”.
Цель: Научиться проверять слова с непроизносимыми согласными в корне.
(Иллюстрация новогодней елки)
- О чем вам говорит этот рисунок?
- Составьте предложения об этом празднике.
Наступил долгожданный день. Все ребята весело водят хоровод вокруг елки. Она сверкает разноцветными огнями.
ФИЗМИНУТКА (Под музыку выполнить танцевальные движения снежинки. Покружились, взмахи руками, круговые движения, встали на носочки и потянулись.)
Беседа: “Как празднуют Новый год”.
“В лесу родилась елочка” - поют наши ребята у новогодней елки. Как и почему родилась эта традиция украшать именно елку под Новый год? Обычай этот сложился сравнительно недавно, хотя и имеет глубокие корни. Древние земледельцы верили, что вечнозеленые деревья могут оказывать благотворное влияние на урожай; особенно развито это было у германских народов. У них-то и зародился обычай приносить в дом еловые ветки. В нашей стране новогоднюю елку ввел Петр 1.
Специальным указом он повелел 1 января 1700 г., украсить все дома еловыми, сосновыми ветками и поздравлять друг друга с Новым годом. В этот день в Москве палили из пушек, жгли на больших площадях смоляные бочки, устраивали фейерверки.
На Кубе вместо елки украшают пальму, в Японии – ветки бамбука, сосны и вишни. В Иране встречают в полночь 22 марта и там существует обычай менять в Новый год всю глиняную посуду в доме. Старая посуда разбивается, и взамен покупается новая. Когда хотят сказать про кого-нибудь, что он беден, говорят: “У него в доме двухлетняя посуда” или “У него в доме глиняная посуда не менялась несколько лет”. И все-таки этот день любят все. Ему рады не только дети, но и взрослые ждут этот праздник. И все надеются, что Новый год принесет что-то новое, интересное, лучшее.
- Что такое Новый год?
- Что такое праздник?
ПРАЗДНИК – от ст.-славянского “пустой, свободный”. Первоначально “день свободный от работы”, а в наше время : 1. День торжества, установленный в честь какого-либо события; 2 значение – день радости по поводу чего-нибудь (семейный), 3 значение – день игр, развлечений (спортивный).
- Подберите однокоренные слова к слову праздник.
- Вспомните, какие слова называют однокоренными? (это слова, у которых одинаковый смысл, одинаковый корень и разная основа)
Праздничный, праздновать, празднество, предпраздничный.
- В каком слове вы услышали этот звук?
- Если вы не знаете ответ, как вы поступаете?
В таких словах согласные
Всегда вы только пишите,
Но чтобы стало ясно вам,
Вы их сейчас услышите.До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.(А. Хайт)
- Найдите слова, где встретились непроизносимые согласные в корне.
- Давайте выпишем их и попробуем подобрать проверочные слова.
Прелестный – прелесть
Солнце – солнечный
Празднично – сл. сл. (празден)
Местность – место
Сердца – сердечко
- Кто попробует сделать вывод?
- Как правильно подобрать проверочные слова? (Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором все согласные произносятся четко.)
VII. Игра: “Кто быстрей”
- Подберите проверочное однокоренное слово и запишите в тетрадь.
Праздник, совместный, радостный, счастливый, участник, областной, местный, гигантский.
- Почему я подобрала именно эти слова для размышления?
- Составьте предложения.
- Запишите и разберите предложение по частям речи и членам предложения.
Киселевск отмечает совместный областной праздник.
VI. Итог урока
- Над какой темой мы сегодня с вами работали?
- Давайте вернемся к отрывку из произведения А.С.Пушкина и определим, какие же буквы пропущены в словах?
Мороз и со…нце. День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелес…ный.
(А.С.Пушкин).
Д/з. Стр.112, упр. 297.
Оценки за урок: