Проблема обучения одаренных детей по математике и некоторые пути их решения

Разделы: Начальная школа


Школа многие годы ориентировалась на среднего ученика. Поэтому школьники, легко усваивающие учебную программу, проявляющие творческое мышление, обычно не привлекают на себе специального внимания, вместе с тем, несомненно, у некоторых учеников обнаруживаются, более или менее открыто незаурядные умственные возможности, т.е. признаки одаренности.

По давней традиции проблема детской одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. При этом в качестве побочного эффекта возникает множество социально-педагогических проблем у самих детей, что сводит к нулю все полученные преимущества. В сельской местности не вырывая ребенка из естественной среды, нужно создать условия для развития и максимальной реализации возможностей одаренного ученика.

Под одаренностью ученика понимаются более высокие, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность – это особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Если учитель знает, какие способности развивать у конкретного ученика, то он сможет расценить и уберечь исключительность одаренного ребенка, так как своевременное раскрытие способностей – залог личностного развития.

Ученики начальных классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает сам процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения. Они с готовностью встречают очередную порцию грамматики и арифметики, терпеливо осваивают технику письма. В последние годы нередко подчеркивается возможность использования “умственных резервов” детей этого возраста.

Мысль о том, что учебные программы для одаренных должны отличаться от тех, по которым занимается большинство детей, вряд ли может вызывать сомнения. Дети с выдающими умственными способностями, весьма существенно различаясь между собой, обладают некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать.

Специальные исследования и школьная практика свидетельствуют, что при разработке содержания обучения одаренных изменения одних лишь количественных параметров учебной деятельности явно недостаточно. Попытки сокращения сроков обучения за счет более высокого темпа провождения традиционных программ или большая насыщенность последних информаций (стратегия “обогащения учебных программ”) оказалось неэффективными. Необходимо сочетать эти меры с качественным отличием содержания, форм организации и методов обучения одаренных детей. Еще одним значимым условием успешного обучения одаренных детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности, по содержанию близкая принципу природосообразности.

В настоящее время появились разные системы развивающего обучения, куда попадают учащиеся, имеющие определенный интерес, прошедшие отборочные конкурсы. Таким образом, мы имеем дело с двумя категориями учащихся:

1) те, кто обучается по развивающей системе;

2) обучающиеся по традиционной системе.

По развивающей системе много творческих и логических заданий. Несмотря на это, по традиционной системе обучается абсолютное большинство. Во многих школах учатся ребята, проявляющие интерес к математике. И к ним необходим другой подход, более глубокий. Существующая методическая литература по внеклассной работе ориентирована на учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике, точнее она более подходит для школ продвинутого типа, а для обычных школ разработана недостаточно. Продуманная обновленная система дополнительных занятий могла бы значительно повысит интерес и углубить знания школьников по математике.

Одной из эффективных форм внеклассной работы по математике является олимпиада. Математические олимпиады младших школьников давно стали традиционными. Они развивают у детей интерес к наукам, к исследовательской математической деятельности, кругозор, воспитывают в них любовь к математике.

При подборе задач надо учитывать положительные стороны замедленного протекания мыслительных процессов у некоторых детей: “неторопливость в словах, суждениях, что позволяет им получать четкие, ясные представления об окружающих предметах и явлениях”.

Хорошая способность действовать в уме – одно из условий умений решать арифметические задачи. Психологами давно доказано, что к концу начальной школы одна часть детей может самостоятельно мысленно решать задачи с небольшим числом действий, а другая часть справляется и с более сложными задачами из учебника. Поэтому учителя должны придумывать задачи более трудные и умело применять на уроке во внеклассной работе.

Развитие логического мышления у детей, начиная с младшего школьного возраста в психолого-педагогических наук общепризнано. Логические упражнения, соответствующие возрасту детей, являются одним из средств формирования у них правильного математического мышления. Под руководством учителя дети практически знакомятся с законами и правилами логики, тем самым учатся строить правильные суждения, делать умозаключения.

В процессе логических упражнений учащиеся учатся сравнивать объекты, мысленно расчленять целое, соединять в одно целое элементы математического объекта, но и “выполнять простейшие виды анализа и синтеза”.

Логические задачи для учащихся начальных классов отличаются тем, что для их решения “не требуется большего запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторым сведениям из арифметики” и отличаются занимательным характером. Эти особенности и учитываются при подборе олимпиадных задач для всех туров.

Математические способности являются врожденными. Одна из важнейших задач педагогики – выявление этих способностей в более раннем возрасте и, в соответствии с этим, целесообразных воспитательных средств. Если мы хотим выявить и развить индивидуальные способности учащихся, надо так организовать школьную жизнь, чтобы каждый ученик, начинал с первого класса.

“Как минимум один из десяти детей – а это миллионы во всем мире – рождаются настолько одаренными, что он мог бы стать выдающимся в какой-то области. Половина всех новорожденных детей – выше среднего уровня. Помните об этом”, - пишет Джоан Фриман. Поддержать, развивать таких детей не только забота родителей, но и учителей. В этом большую помощь оказывает математическая олимпиада младших школьников. Одаренные дети могут продолжать образование в школах с углубленным изучением математики. А с теми, кто не сможет учиться по социально-педагогическим проблемам в специальных школах, поддержать и развивать их наша обязанность.

Надо в каждой школе создать условия для многостороннего опробования учащимися своих сил в различных видах самостоятельной и творческой деятельности. Делать это надо, начиная с младших классов.