В настоящее время заметно возрастает качество образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества. Центральными тенденциями обеспечения качественного образования становится ориентация на запросы учащихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом “качество образования” до сих пор не имеет четкого определения. В философии качество означает сущностные свойства вещи, отличающие её от других. В теории социального управления качеством называют уровень достижения поставленных целей, степень удовлетворения ожиданий потребителя. В педагогике укоренилось понимание качества образования как соотношение цели и результата. [9]
С.Е. Шишов и В.А. Кальней связывают качество образования с достижением цели развития и формирования “гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности”. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010года” указано, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знания, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, духовности, толерантности, коммуникабельности, готовности к личному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях поликультурного взаимодействия. [5,9]
Т.А. Строкова (2003) предлагает определить качество образования как совокупность оптимально сочетающихся его важнейших характеристик, отражающих уровни достигнутых количественных и качественных результатов, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и созданных для него условий, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся.
К критериям оценки качества результатов образования относят следующие аспекты: школьная и внешкольная успеваемость; здоровье; социокультурное развитие учащихся. Приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно закону РФ “Об образовании”, является состояние здоровья школьников России. Из полученных данных (Смирнов Н.К., 2006) следует, что за последние десять лет по России заболеваемость детей выросла в 1,4 раза. Большую группу составляют дети, находящиеся “между здоровьем и болезнью”, т.е. дети с дезаптационными нарушениями. Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. Эту проблему необходимо решать за счет грамотного подбора здоровьесберегающих технологий, где существенную роль должна играть школьная психологическая служба. Именно психолог может сделать для здоровья школьника больше, чем любой врач. В его арсенале есть много методик, способных вывести человека из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д. Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
Музыкотерапия – использование музыки для:
а) расслабления и успокоения (применяется музыка Шопена, Шуберта);
б) активизации эмоциональной сферы (музыка Чайковского, Моцарта);
в) философского настроения (фуги Баха);
г) призыва к действию (музыка Бетховена, Вагнера);
д) коррекции эмоционального состояния (мелодии со всевозможными звуками природы: пением птиц, шумом дождя и другие).
Ароматерапия (бытовая) – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях. Критерии подбора аромата: “одобрение запаха”, соблюдение дозировки, отсутствие аллергии к аромату. При применении эфирных масел целесообразно использовать ароматическую лампу и следующие ароматы:
а) антидепрессанты: жасмин, лаванда, сандал;
б) при переутомлении: апельсин, эвкалипт, ель;
в) при страхе и плаксивости: роза, мандарин, корица и т.д.
Цветотерапия – использованием цветовой визуализации:
а) при депрессии: желтый, оранжевый цвета;
б) при тревожности: синий, зеленый цвета;
в) для снятия страха: зеленый, розовый, голубой цвета
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. Основными методическими приемами танцевально-двигательной терапии (по Т.А. Шкурко, 2003) могут быть: 1)использование спонтанного танца (индивидуального, группового, диадного); 2) использование кругового группового танца, где танец выполняет следующие функции: снижение тревожности, возникновение доброжелательной атмосферы, сплочение группы; 3) целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие; 4) ритмичная групповая активность, используемая в целях создания определенной атмосферы в группе; 5) кинестетическая эмпатия или “отзеркаливание”.
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
В нашей школе психологической службой была предпринята попытка применения этих методов. Их выбор был обусловлен тем, что данные психологические методики
- являются краткосрочными и эффективными;
- универсальными как при индивидуальной, так и при групповой работе;
- могут применяться как для учеников, так и для учителей;
- создают эмоционально-психологический климат в группе;
- способствует улучшению качества образования.
Нами использовались эти методики в комплексе. Основной упор делался на групповую работу при исследовании школьной дезадаптации и её коррекции в 1-ом классе, в среднем звене при развитии творческого потенциала личности, со старшеклассниками при прохождении программы “Психология общения”, с учителями в ходе проведения технологических практикумов.
На начальном этапе работы была проведена диагностика по выявлению дезадаптации и уровня тревожности, а также агрессивности учащихся, которая позволила определить группу детей нуждающих в помощи. Занятия проводились по 2 часа в неделю в течение одного года. По окончании была проведена повторная диагностика, которая показала снижение уровня тревожности и успешную адаптацию. Кроме того, во время занятий дети стали проявлять творческую активность и “Я-позитивное”; у многих стала адекватной самооценка и повысилась уверенность в себе; улучшилось общее самочувствие. Когда закончились занятия, многие школьники изъявили желание их продолжить.
Таким образом, применение этих психологических методик позволило снизить уровень тревожности, агрессивности, повысить самооценку и уверенность в себе, улучшить дисциплину, повысить учебную успеваемость, снизить процент заболеваемости детей, что, несомненно, способствовало повышению качества образованию.
Библиографический список
- Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).
- Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004. – 288с.
- Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. – М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. – 192с.
- Миргородская С. Ароматерапия: мир запахов – запахи мира. – М.: ЗАО “НАВЕУС”, 1997. – 120с.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с. – (Серия “Практическая психология”).
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
- Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 244с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
- Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьников//Педагогика.- 2003.- №7.- С.61.
- Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205.
- Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. – СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 192 с.